Оказание помощи подросткам, потребляющим наркотики.
Многие подростки и молодые люди, потребляющие наркотики, особенно те, у которых еще не сформировалась устойчивая психическая и физическая зависимость, бывают убеждены в том, что они здоровы и что они контролируют ситуацию с потреблением наркотиков, могут прекратить их потребление, как только захотят. Поэтому они, как правило, не обращаются за помощью с целью прекращения потребления наркотиков ни к родителям и близким, ни к специалистам.
При выявлении признаков потребления наркотиков у подростков, обратившихся в клинику, дружественную к молодежи или молодежный центр здоровья, специалисты клиники могут предложить подростку беседу с психологом, посещение тренингов личностного роста или перенаправить его в специализированную наркологическую службу. Кроме того, подростку может быть предложена медицинская помощь: осмотр дерматолога (при наличии следов от инъекций и язвочек на коже), тестирование на ВИЧ и ИППП, обследование на предмет выявления туберкулеза и других заболеваний. При этом специалисты клиники должны соблюдать конфиденциальность и воздерживаться от оценочных, осуждающих суждений в адрес подростка.
Любой подросток, вне зависимости от того, причисляют его к «группе риска», к категории «особо уязвимых», или «благополучных», нуждается в том, чтобы в случае необходимости он мог получить медицинскую, психологическую и социальную помощь по всем вопросам, связанным с охраной его соматического, репродуктивного и психического здоровья.
Однако когда речь заходит о тех подростках, которые практикуют рискованные и социально осуждаемые формы поведения, возможности их доступа к медико-социальной помощи значительно сужаются. Причина этому – все еще широко распространенная стигматизация подростков группы риска, ведущая к дискриминационным практикам, создающим барьеры между нуждающимся в помощи подростком и теми службами, которые эту помощь могут (и обязаны!) предоставить.
Cтигматизация.
Стигматизация по отношению к подросткам группы риска – это предвзятое, изначально недоброжелательное отношение, представление о них как об «изгоях», «опасных для общества». Подобные установки неизбежно ведут к нарушению прав человека, прав ребенка, то есть, к дискриминации. Стигматизация и дискриминация в отношении подростков групп риска распространена среди разных слоев общества, как среди обычных граждан, так и, к сожалению, в среде специалистов, которые обязаны защищать интересы этих подростков, оказывая им услуги в соответствии с их потребностями. Чаще всего носителями стигмы в отношении подростков групп риска и субъектами дискриминации являются медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов и представители системы образования.
В связи со стигматизацией со стороны окружающих среди подростков группы риска достаточно широко распространена самостигматизация, что означает, что они сами начинают относиться к себе как к «пропащим» людям, которым «никто и никогда не поможет». Такая установка лишает подростка возможности выбора, направленного на изменение поведения с рискованного на безопасное.
Самостигматизация, заниженная самооценка, чувство безысходности ведут к отсутствию веры в помощь профессионалов и подросток, даже в случае подозрения на заболевание, не обращается за медицинской помощью. В сочетании с характерным для этой категории молодых людей отсутствием привычки заботиться о собственном здоровье это ведет к прогрессированию заболевания (например, ИППП) и дальнейшему распространению его сначала среди подростков группы риска, а затем и среди других категорий подростков и общества в целом.
Кроме того, социальная изоляция и маргинализация подростков групп риска значительно затрудняют оказание им эффективных услуг, возникают сложности в установлении контакта, в преодолении барьеров и привлечении нуждающегося в помощи подростка в медико-социальные учреждения.
ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ Воспитывать его закаленным, решительным, мужественным, честным, трудолюбивым, ответственным, образованным, человечным – и все дела. Вряд ли такой станет наркоманом. “По крайней мере, 1) не злоупотребляйте алкоголем и наркотиками сами и 2) постарайтесь научить ребенка, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться. Он обязан понимать, что осуществление его прихотей происходит не сразу и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями”. Чрезвычайно важно своим примером демонстрировать бережное отношение к здоровью, то есть не только не злоупотреблять алкоголем и другими излишествами, но и заботиться о своем хорошем самочувствии: стараться соблюдать режим (в том числе работы), не действовать на нервы себе и окружающим (чтобы не провоцировать стрессы), во время отдыхать (не забывать об отпуске), избегать рискованного поведения (например, не переходить дорогу на красный свет), не пренебрегать рекомендованными мерами безопасности (в частности, всегда пристегиваться ремнем в автомобиле) и т.д. Смысл во всем этом такой, что Вы не словами, а на деле демонстрируете ребенку приоритет более важных ценностей (здоровья и душевного покоя) над другими (например, “жизненным успехом”); показываете ему, что не согласны променять первые ни на какие коврижки. Дети учатся на нашем примере, и если они усваивают, что здоровье превыше житейской суеты, вероятность рискованного поведения (например, употребления наркотиков) снижается. В общении с ребенком есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Если контакт с ребенком нарушен, им следовать труднее, но все равно – без них нельзя. Это нормы взаимоотношений, следуя которым, родители знают о ребенке все, не следя за ним специально; отпускают ребенка в компанию, не допрашивая “с пристрастием” о тех, кто с ним будет; замечают, что с ребенком не все в порядке раньше, чем он пожаловался. Вот эти правила: Разговаривайте друг с другом. У каждого человека есть потребность говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Это необходимо и детям, и родителям. Если общения не происходит, нарастает непонимание, вы отдаляетесь друг от друга. У Ваших детей остается возможность найти отклик у кого-то другого, кто способен повлиять на них. Выслушивайте Способность слушать – ключ к нормальному общению. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно. Он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор. Он не перебивает, не настаивает на том, чтобы быть выслушанным. Ваш ребенок хочет, чтобы его выслушали… Рассказывайте им о себе. Детям часто трудно себе представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своем детстве, молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. Это не повод для поучительных историй “когда я был в твоем возрасте…”. Если Вы можете поделиться с ребенком своими неудачами, проблемами, он легче увидит в Вас не только родителя, но и друга, с которым и он может поделиться. Приучите себя и своего ребенка, что проблемы можно обсуждать. Разделенная беда – это полбеды, как говорят. Умейте поставить себя на их место. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался. Хорошо, если у Вашего ребенка не будет сомнений, что Вы понимаете, что с ним происходит. Посмотрите на мир их глазами, вспомните, как, возможно, Ваши родители критиковали Ваши “клеши”, длинные волосы, “битлов” и Высоцкого. Дайте детям почувствовать, что Вы их понимаете. Будьте рядом. Вы, конечно, не сможете всегда быть вместе. Вы должны работать, Вам нужно отдохнуть – дети понимают это. Но важно, чтобы дети знали, что дверь к Вам открыта, что всегда есть возможность поговорить или просто побыть с Вами. Будьте тверды и последовательны. Твердость – не значит агрессия. Это значит, что детям должны быть понятны
Ваши взгляды на жизнь и естественное желание, чтобы их уважали. Не меняйте своей позиции под влиянием ситуаций. Не выставляйте детям условия, которые не можете реализовать. Если Вы последовательны, то ребенок никогда не сможет упрекнуть Вас, что Вы поступаете нечестно. Он будет знать, чего от Вас ожидать. Хорошо, если в семье есть определенные правила и ограничения, которые меняются с возрастом ребенка. Например, до 4-х лет ребенок не гуляет один; с 4 до 7 лет гулять одному можно, но только рядом с домом; после 7-8 лет можно уходить подальше от дома, но являться к строго определенному времени. Время возвращения тоже может меняться – прийти засветло, в 9 вечера, в 10, не позднее 11, обязательно вернуться ночевать. Еще одно полезное семейное правило – звонить, если задерживаешься. Ему должны следовать и дети, и взрослые. (Насчет агрессии: при любой, даже самой твердой твердости наказание за проступки или невыполнение семейных правил не должно быть оскорбительным для ребенка, не должно носить характер издевательства. Старайтесь все делать вместе. Конечно, важно проводить время с детьми и разговаривать с ними. Но не менее важно планировать и общие интересные дела – походы, посещение музеев, театров. Спортивных соревнований. Нужно как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы дать им альтернативу. Если вдруг им предстоит выбор, где одним из имеющихся вариантов будет наркотик. Одна женщина, сыну которой уже исполнилось семнадцать, воскликнула в недоумении: “Да куда же я с ним могу пойти?!” Да, на дискотеку мы не пойдем со своим “ребенком”. Но к тому времени, когда дети вырастают, в семье уже существуют определенные традиции общения и совместного времяпрепровождения. Чем старше дети, тем труднее эти традиции создавать… Дружите с его друзьями Как правило, подросток пробует наркотики в компании, со своими друзьями. Мы уже знаем, что подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения. Убедитесь в том.что Вы знаете, с кем дружит Ваш ребенок, общайтесь с его друзьями, даже если бы Вы сами не выбрали их в компанию своему ребенку. Пусть они приходят к Вам в дом, или Вам должно быть известно место, где они собираются. Только в таком случае у Вас будет возможность хоть как-то влиять на то, что происходит. Помните, что каждый ребенок – особенный. У каждого человека есть сильные и слабые стороны. У каждого ребенка есть способности, даже если кажется, что это не так. Помогите ему поверить в себя; найти то, что у него получается. Если он поверит, что может чего-то добиться в жизни, то направит усилия на что-либо более полезное и конструктивное, чем наркотики.
Показывайте пример. Очень трудное правило. Алкоголь, табак, успокаивающие лекарства – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (алкоголизм, например). Все эти вещества легальны, но то, как Вы их употребляете, какое место они занимают в Вашей жизни – пример для Ваших детей.
Примерные тексты бесед с подростками и родителями КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СКАЗАТЬ «НЕТ» Если Вы твердо уверены, что дети в начальной или средней школе обладают достаточной зрелостью для того, чтобы узнать правду об алкоголе или наркотиках – то имейте в виду: Вы не одиноки. Этот вопрос действительно касается детей. Национальная служба общественного мнения США установила, что:
1. От 25 до 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики.
2. Более 15 процентов пятиклассников считают, что пьянство – “большая проблема” для их возрастной группы.
Как родители, Вы имеете право на собственное мнение по вопросам профилактики алкоголизма и пристрастия к наркотикам. Почему? Потому, что раннее предупреждение употребления алкоголя и наркотиков более эффективно – и это очень важно. Детство – это время, когда Вы можете доверительно обсуждать с ребенком опасности алкоголя, табака и других веществ, используемых подростками, и подготовить его к встрече с ними в будущем (если эта встреча еще не произошла). Родители спрашивают: 1. ЧТО Я ДОЛЖЕН РАССКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ ОБ АЛКОГОЛЕ И НАРКОТИКАХ? В первую очередь, Вы должны выбрать подходящий момент. Возможно, он представится во время отдыха, и Вам удастся провести воспитательную беседу, носящую более живой характер, чем просто “формальное обсуждение”. Или подходящим может стать момент, когда по телевизору показывают сцены с употреблением алкоголя или с курением, или когда алкоголь выставляется на праздничный стол. Исследования обнаружили, что дети и подростки часто получают информацию об алкоголе или наркотиках через кино и ТВ. Многие из детских убеждений могут быть ошибочными, и у Вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения Ваших детей. Попробуйте помочь им понять, что:
1. Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые выпивают и курят, но в реальной жизни привлекательных среди них не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих.
2. Алкоголь и наркотики притупляют разум и нарушают координацию движений, но по-настоящему они не способствуют решению ни одной проблемы.
3. Употребление алкоголя или наркотиков – прерогатива взрослых, но ни алкоголю, ни наркотикам не дано превратить ребенка или подростка во взрослого человека. Только время и опыт в силах сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, так же как и курение – детьми до 14 лет. И Ваши дети должны четко это осознавать.
4. Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того, чтобы добиться успехов в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков.
5. Мифы живучи, но не все люди выпивают, курят и принимают наркотики. 2. КАК Я МОГУ ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА К ОТКРОВЕННОСТИ И ОКАЗЫВАТЬ НА НЕГО ВЛИЯНИЕ? Дети всех возрастов готовы говорить с родителями, которые способны научить их знаниям об алкоголе, табаке и наркотиках, для чего необходим определенный вид родительского искусства: умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Ведь выслушать – более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но Вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки бесед на деликатные темы. Существует 5 приемов, которые облегчают общение с детьми. Между прочим, опыт их применения может выручить и в общении с другими взрослыми.
Прием №1: Постарайтесь показать Вашему ребенку, что Вы его понимаете. Иногда этот прием называют “отражаемым выслушиванием”. Он состоит из трех частей: Показывайте ребенку, что Вы слышите его слова (например, междометиями “Да”, “Угу”, вопросами “А что потом?”, “И что же?” и так далее). Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием №2: Внимательно следите за лицом ребенка и его “языком тела”. Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и проч.). Однако дрожащий подбородок или блеск глаз покажут Вам иное. Когда слова не соответствуют “языку тела”, всегда полагайтесь на “язык тела”.
Прием №3: Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Применяйте улыбку, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к руке ребенка, и так далее.
Прием №4: Выбирайте правильный тон для Ваших ответов. Помните, что тон голоса должен согласовываться со смыслом Ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично – дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием №5: Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и демонстрируйте Вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие Ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: “Вот это да!”, “Да ну, не верю!” и т.п.
3. КАК ПОВЫСИТЬ САМОУВАЖЕНИЕ РЕБЕНКА И ПОМОЧЬ ЕМУ СКАЗАТЬ “НЕТ!” АЛКОГОЛЮ И НАРКОТИКАМ? Может показаться странным, что предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических средств непосредственно связана с уровнем самоуважения, однако исследования психологов свидетельствуют, что у страдающих алкоголизмом или злоупотребляющих наркотиками обычно низкое самоуважение. Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще отвечают “Нет!”, когда им предлагают алкоголь и наркотики. Вам уже известны пять приемов умения слушать; мы предлагаем ознакомится с пятью принципами формирования самоуважения ребенка.
Принцип №1: Одобряйте, хвалите ребенка за незначительные успехи и достижения. Поощряйте даже скромные достижения, и почаще. Его упорство и попытки что-либо сделать важнее полученных результатов.
Принцип №2: Помогайте Вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.
Принцип №3: Оценивайте и исправляйте поступок или действие, а не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: “Лазить по заборам опасно, ты можешь ногу сломать”, чем: “Ты не должен лазить по заборам – это глупо (или:“По заборам лазят только дураки”)”.
Принцип №4: Поручите Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по домашним делам, ощущает себя частью команды и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения.
Принцип №5: Показывайте ребенку, как Вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова: “Я люблю тебя” помогут ребенку ощущать Ваше хорошее отношение к нему.
Когда дети становятся старше, они сообщают, что эти действия имели для них большую ценность. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи могут дать ребенку основу для самоуважения, так же, как и полные; они способны обеспечить такие же крепкие и продолжительные связи между родителями и детьми. В то же время, согласно научным исследованиям, психологические проблемы детей разведенных родителей схожи с проблемами детей пьющих родителей.
4. МОГУТ ЛИ СЕМЕЙНЫЕ ИДЕАЛЫ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ПРИВИТЫЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ, ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СКАЗАТЬ “НЕТ” АЛКОГОЛЮ И НАРКОТИКАМ? Каждый из родителей имеет множество личностных духовных ценностей и не один способ их использования в вопросах предупреждения потребления алкоголя и наркотиков. Вероятнее всего, Ваш ребенок будет перенимать Ваши суждения и точку зрения, анализируя, как семейные ценности влияют на Ваше поведение. Вот несколько принципов, которые способствуют предотвращению приобщения ребенка к алкоголю и наркотикам.
Принцип №1: Рассказывайте о своих личных или религиозных установках и убеждениях, относительно пьянства и потребления наркотиков.
Принцип №2: Имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что “так делают все”.
Принцип №3: Относитесь с уважением к своему здоровью и ведите здоровый образ жизни.
Принцип №4: Выработайте у себя убеждения и привычки, – и это очень важно! – которые помогали бы Вам контролировать свое поведение в отношении алкоголя и наркотиков. Несомненно, что Ваши жизненные принципы – ключ к здоровью Ваших детей. Ваш ребенок сможет руководствоваться полученными в детстве (существенными и предпочтительными с его точки зрения) стандартами, когда окажется в ситуации, принуждающей его к употреблению алкоголя или наркотиков.
5. КАК МОЯ СОБСТВЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ И КУРЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА МОЕГО РЕБЕНКА? Научные исследования показывают, что взгляды большинства взрослых людей на употребление алкоголя и курения сходны со взглядами их родителей. Ваше отношение к вредным привычкам детей определяют, исходя из количества выпитого и выкуренного Вами. Ваше поведение показывает им, как Вы пьете или курите; когда Вы пьете или курите; принимаете ли Вы спиртное, когда управляете машиной, катаетесь на лодке, купаетесь или делаете что-либо опасное для выпившего человека. Исследования свидетельствуют, что дети курящих или употребляющих алкоголь родителей чаще становятся злостными курильщиками. Особенно опасно бравировать этими привычками перед детьми. А вот если родители воздерживаются от выпивки, это служит положительным примером. Иногда непьющие и некурящие родители ошибочно считают излишним или неважным разъяснение своих принципов детям. Эти родители должны помнить, что они воспитывают детей не только примером своего поведения. Используя некоторые приемы, Вы сможете привить хорошие модели поведения на вечеринке или семейном празднике. Не фиксируйте внимание собравшихся на алкогольных напитках и их употреблении, предлагайте гостям безалкогольные напитки, не принуждайте их принимать спиртное и следите за тем, чтобы не выпивали те, кто за рулем. Если один из родителей – алкоголик, то эксперименты детей с алкоголем предупредить труднее, чем в семье с обоими непьющими родителями; если алкоголизмом страдают оба родителя, они нередко прививают детям патологические стереотипы поведения.
Однако есть несколько принципов, помогающих уменьшить вредное влияние семейного алкоголизма:
Принцип №1: Не пытайтесь скрывать или “смягчать” правду. Дети будут справляться с своими проблемами успешнее, если знают, что Ваш супруг (супруга) болен алкоголизмом.
Принцип №2: Необходимо объяснить ребенку, что алкоголизм – это болезнь, подобно раку или диабету. И они могут ненавидеть болезнь, но любить больного родителя.
Принцип №3: Помогите детям осознать, что они не виноваты в алкоголизме своих родителей и не несут ответственности за него.
Принцип №4: Обучите детей рассудительности в принятии решений и в поступках, привейте им позитивные традиции, имеющиеся в Вашей семье и объясните, что они могут и должны отвечать за посильные для них домашние обязанности.
6. КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ПОПРОБОВАТЬ АЛКОГОЛЬ ИЛИ НАРКОТИКИ СО СТОРОНЫ СВЕРСТНИКОВ? Существуют технические приемы или последовательности действий, которые используются родителями, чтобы удержать своих детей от употребления табака и других наркотиков. Пять из них перечислены ниже: Прием №1: Учите Вашего ребенка отстаивать свою индивидуальность. Объясняйте ему, что именно делает человека особенным и уникальным. Разговаривайте с ним о людях, которых он уважает. Обсуждайте, что, на его взгляд, делает их особенными, заслуживающими уважения. Время от времени просите Вашего ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забывайте напоминать ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить.
Прием №2: Обсуждайте с ребенком значение слова “дружба”. Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список – о недруге. Пока Ваш ребенок обдумывает эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чьи списки полнее.
Прием №3: Объясните ребенку, что порой встречаются предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера приветствуются, они иногда не позволяют ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать “нет”, когда на них оказывают давление. Растолкуйте Вашему ребенку, что в определенных случаях каждый имеет право высказать свое личное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики.
Прием №4: Изучайте особенности использования алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Существуют ситуации, в которых подростками считается необходимым употребление алкоголя или наркотиков. Вы можете помочь Вашему ребенку избежать этих неприятных ситуаций. Не позволяйте Вашим детям ходить в гости к друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы он становился членом “скрытых” компаний. (“скрытых” – значит не контролируемых взрослыми).
Прием №5: Используйте пример сверстников. Во множестве ситуаций позитивный пример ровесников оказывает значительное влияние на ребенка. Например, в некоторых школах и подростковых группах спонсорами программ профилактики являются ровесники, и в этом случае дети поддерживают друг у друга антинаркотические убеждения. Может быть, у Вас возникнет желание побольше узнать о такой программе в школе, где учится Ваш ребенок. Если Вы нуждаетесь в учебных и методических материалах или просто имеете желание, но не знаете, с чего начать, – обращайтесь в информационные центры и службы (приложение).
7. КАК Я МОГУ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ ПРИЕМА АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИКОВ ИЗ СКУКИ И ПРАЗДНОГО ЛЮБОПЫТСТВА? Есть два способа поддерживать здоровый образ жизни и творческую активность: первый – стимулируйте участие Вашего ребенка в школьной или общественной деятельности, в спорте или музыке, не заставляя его быть лучшим или всегда побеждать. Специальные меры обычно не нужны, когда ребенок имеет полезные увлечения. У него менее вероятно появление интереса к табаку, алкоголю или наркотикам, и его, скорее всего, не будет привлекать что-либо подобное. Другой способ – делать все вместе со своим ребенком. Этот способ позволяет достичь тесной духовной близости. Опыт свидетельствует, что дети чрезвычайно ценят время, проведенное со своими родителями и дела, сделанные вместе.
8. ПОЧЕМУ ВАЖНЫ СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ? Семейная политика в отношении алкоголя и наркотиков очень важна. Практика показывает, что вопреки распространенному заблуждению, дети хотят планировать свою жизнь и строить свое счастье. Они поступают более ответственно, когда сами родители придерживаются определенных ограничений и норм. Родители могут помочь, рассказывая о возможных последствиях употребления алкоголя и наркотиков и обсуждая с ребенком, какого поведения они от него ожидают. Он должен знать, как ему себя вести, что нужно, а чего нельзя делать. Добейтесь от ребенка обещания, что он ни при каких обстоятельствах не собирается принимать алкоголь или наркотики. Разъясните ему серьезные последствия, к которым это может привести. Расскажите или даже составьте в письменном виде семейные правила, которые помогут Вашему ребенку воспитать в себе ответственность и отказаться от алкоголя или наркотиков. Семейные традиции дают Вашему ребенку самый простой способ ответить ровесникам “НЕТ!” в ответ на приглашение покурить, выпить или принять наркотики.
9. ЧТО ЕЩЕ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ ПОДРОСТКАМИ? Замечена простая и понятная закономерность: чем больше подростков, окружающих Вашего ребенка, принимают алкоголь или наркотики, тем вероятнее, что он начнет поступать так же. Поэтому, чтобы предохранить сына или дочь от нежелательного знакомства с этими веществами, разумно было бы попытаться уменьшить использующих наркотики в среде Ваших детей. Все больше родителей вступают в группы для объединения своих усилий. Они считают, что вместе легче осуществлять профилактику в своих семьях. Вы тоже можете объединиться в группу, организовав своих соседей Ваша группа могла бы заняться распространением знаний о профилактике наркомании среди других родителей – в дружеских беседах, на родительских собраниях, на специальных вечерах или лекциях, через местные средства массовой информации. Вы даже можете начать выпуск изданий об алкоголизме и наркомании, как это делают многие общественные организации. Вы можете использовать силу общественного мнения и повлиять на администрацию школы или местные власти по проблемам профилактики употребления алкоголя и наркотиков среди детей; можете добиться введения антиалкогольной / антинаркотической программы как части школьной программы ОБЖ; можете оказывать давление на местные власти с целью создания мест досуга для подростков и т.д.
10. ЧТО, ЕСЛИ НЕСМОТРЯ НА ВСЕ УСИЛИЯ, МОЙ РЕБЕНОК ПРОДОЛЖАЕТ ВЫПИВАТЬ ИЛИ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ? Большинство детей трудно вызвать на откровенность, когда они принимают алкоголь или наркотики. Если у ребенка нет внешних признаков употребления алкоголя или наркотиков, Ваши холодильник или бар могут многое поведать Вам. Исчезновение сигарет, пива или других спиртных напитков должно насторожить Вас. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок экспериментирует с алкоголем или сигаретами, Вам лучше немедленно избавиться от имеющегося домашнего запаса. Если Вы подозреваете, что он принимает алкоголь или наркотики, Вам необходимо поговорить с ним, однако обвинять его в исчезновении выпивки (сигарет) или “неправильном” поведении – не лучшая идея. Если Вы будете обвинять ребенка, он начнет защищаться, и при обсуждении аспектов применения психоактивных веществ сосредоточит свое внимание лишь на Вашем гневе. Поэтому говорите с ним спокойно, сделайте акцент на вредном воздействии алкоголя, наркотиков и никотина на развивающийся организм и на опасностях, подстерегающих тех, кто пьет, курит или принимает наркотики. С другой стороны, если Ваш ребенок связывает злоупотребление с другими проблемами, обсудите с ним, как избежать их в будущем.
Если возникло подозрение, что делать? (беседа для родителей). Если Вы обнаружили у Вашего ребенка наркотические средства, предположите самое худшее - что он пристрастился к наркотикам. Приглядитесь к его поведению. Некоторые поступки могут являться своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и нормальные возрастные изменения подростка. Постоянно наблюдайте за поведением своего ребенка. Резкие изменения в его поведении должны насторожить Вас. Незаметно проверьте, нет ли других объективных признаков употребления наркотиков. Лучше перестраховаться. Это поможет Вам своевременно заметить беду, когда еще можно поправить положение. Особенно будьте бдительны в отношении друзей Вашего ребенка. Узнайте о них как можно больше. Постарайтесь увидеть или познакомиться с их родителями (например, на родительском собрании в школе). В любом случае не стесняйтесь говорить с детьми о проблемах, с которыми может столкнуться человек, потребляющий наркотики (медицинскими, нравственно-этическими, юридическими и т.п.)
Если Вы уверены, что Ваш ребенок употребляет наркотики, скажите ему прямо о Вашем беспокойстве. Твердо заявите ему, что Вы против употребления наркотиков и намерены вмешаться в ситуацию. Если Вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста - нарколога. Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью. 2.4. Ваша значимость для ребенка (беседа для родителей). Помните, что Вы очень много значите для Вашего ребенка. Он замечает все, что Вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль. Помогите Вашим детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг. Всегда старайтесь выслушать ребенка, стимулируйте его стремление задавать вопросы. Отвечайте на вопросы заинтересованно, размышляйте вслух, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания тех или иных моментов. Учите детей вести диалог, ибо именно он поможет Вам поддержать с ними контакт в течение всего периода взросления. Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей. Участвуйте, когда это возможно в обсуждении интересующих их вопросов. Поддерживайте, а по возможности и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит Ваш авторитет позволит поддерживать с детьми доверительные отношения. Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения. Учите детей оценивать каждый свой поступок критически. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может толкнуть их на поиски легких решений, в том числе с помощью наркотиков. Не забывайте, что юноши и девушки могут прибегнуть к наркотику в крайне эмоциональном состоянии, например, в состоянии расстройства или депрессии. В случаях, когда они находятся в таком состоянии, особенно важно быть внимательными к ним, сочувственно отнестись к их трудностям и попытаться отвлечь от неприятных размышлений. Показывайте свое уважение к мнению детей, их видению мира. Если Вы не согласны с ними, пытайтесь объяснить свое понимание проблемы ненавязчиво, но аргументировано и твердо. Похвалите, покажите свое удовлетворение и гордость за их правильные и хорошие поступки. Не увлекайтесь критикой понапрасну. Пересматривайте свою тактику и характер общения с детьми по мере их взросления.