V этап - сравнение групп по общим интенсивным (или средним) и стандартизованным показателям. Выводы.
Целесообразно все эти расчетные операции представить в виде этапов стандартизации и оформить их в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Заболеваемость гепатитом в цехе А и в цехе Б
Пол | Цех А | Цех Б | I этап | II этап | III этап | ||||
Число рабочих | Из них больных | Число рабочих | Из них больных | % больных гепатитом | Стандарт (графа 1+графа 3) | «ожидаемое число» больных в группе стандарта | |||
А | Б | А | Б | ||||||
М | 2,0 | 2,3 | 4,4 | 5,06 | |||||
Ж | 5,0 | 10,0 | 11,5 | 23,0 | |||||
Итого | 4,4 | 3,3 | 15,9 | 28,06 | |||||
IV этап | 3,5% | 6,2% |
Например, на I этапе стандартизации требуется определить, как часто среди рабочих мужчин и женщин цеха А и цеха Б встречаются лица, страдающие гепатитом.
Для этого вычисляют процент больных гепатитом мужчин и женщин отдельно Расчет ведется следующим образом: число больных надо разделить на соответствующее число рабочих и умножить на 100.
В цехе А больных гепатитом мужчин , а больных гепатитом женщин . Всего же больных гепатитом среди рабочих обоего пола было - . Подобные же расчеты надо сделать для цеха Б. Следует проанализировать интенсивные показатели по цеху А и по цеху Б. Из табл. 1 (I этап) видно, что у мужчин и женщин цеха А реже встречается гепатит, чем у мужчин и женщин цеха Б, хотя в целом по строке («итого») в цехах А и Б отмечено противоположное соотношение показателей: общий процент больных больше в цехе А, а не в цехе Б. Этот факт объясняется тем, что на общие показатели по каждому цеху оказал влияние разный по полу состав рабочих в этих цехах. Так, в цехе А в составе рабочих было больше женщин (а среди женщин чаще встречаются больные гепатитом, чем среди мужчин). В цехе Б большую часть рабочих составляли мужчины, которые реже страдают этим заболеванием. Следовательно, в данном случае различие в общих итоговых интенсивных показателях, полученных по цехам, может быть связано с неоднородностью полового состава работающих в этих цехах.
II этап. Выбор и расчет стандарта За стандарт следует принимать тот состав совокупностей, в котором отразились бы все особенности состава сравниваемых групп В нашем примере за такой стандарт принята суммарная численность работавших в цехах А"и Б (графа 1 + графа 3) Стандартом для группы мужчин будет 220 (50 + 170), а для женщин 230 (200+30). Общее число рабочих в двух цехах составит 450. Зная интенсивные показатели (I этап) и стандарт (II этап), можно перейти к III этапу — определению «ожидаемого числа» больных гепатитом в каждой группе стандарта.
III этап Определение «ожидаемых чисел» больных в каждой группе стандарта Порядок вычисления можно показать на следующем примере. В цехе А мужчин, больных гепатитом, 2%. Сколько было бы больных мужчин среди 220 человек при данном уровне заболеваемости? Составим пропорцию и произведем расчет:
100 – 2 % 220 – х | больного |
Таким образом, 4,4 - «ожидаемое число» мужчин, больных гепатитом, из 220 мужчин группы стандарта, уровень заболеваемости которых такой, как у рабочих цеха А
Аналогичные расчеты произведем по цеху Б. По таблице видно, что «ожидаемое» число мужчин, больных гепатитом в цехе Б с характерным для них уровнем заболеваемости, если их будет 220 человек составил 5,06 человек. Такой же принцип расчета «ожидаемых чисел» больных в группе стандарта для женщин цехов А и Б. После расчета всех ожидаемых чисел переходим к IV этапу
IV этап. Определение стандартизованных показателей. Просуммировав абсолютные «ожидаемые» числа больных гепатитом мужчин и женщин по каждому цеху отдельно, полученные суммы относят к общей численности рабочих, указанной в итоговой строке стандарта. Это отношение выражают в процентах и получают стандартизованные показатели. Так, в цехе А сумма «ожидаемых» чисел больных составит: 4,4 + 11,5 = 15,9. Стандартизованный показатель заболеваемости в цехе А равен:
.
Аналогично рассчитывается стандартизованный показатель по цеху Б.
V этап. Сравнение уровней заболеваемости гепатитом рабочих цеха А и цеха Б по стандартизованным и общим интенсивным показателям. Для этого следует выписать стандартизованные и интенсивные показатели в отдельную аналитическую таблицу (табл.2), сопоставить эти данные и сделать общий вывод.
Таблица 2
Сопоставление уровней заболеваемости гепатитом рабочих в цехах А и Б (в %)
Показатели | Цех А | Цех Б | Результаты сравнения |
Стандартизованные | 3,5 | 6,2 | А<Б |
Общие интенсивные (грубые) | 4,4 | 3,3 | А>Б |
Вывод: сравнение стандартизованных показателей, рассчитанных для работавших в цехах А и Б, позволяет сделать заключение, что при одинаковом составе рабочих по полу в цехах А и Б показатель заболеваемости гепатитом рабочих в цехе А значительно ниже, чем в цехе Б.
При сравнении общих (грубых) интенсивных показателей результаты получились противоположными (А>Б) в связи с тем, что на общие интенсивные показатели оказал влияние разный состав рабочих по полу в этих цехах. Произошло это от того, что у женщин значительно выше заболеваемость гепатитом, чем у мужчин, а в цехе А преобладали женщины, тогда как в цехе Б - мужчины.
Контрольные вопросы
1. В каких случаях применяется стандартизация показателей?
2. В чем сущность прямого метода стандартизации?
3. На основании каких сведений проводится стандартизация по прямому методу?
4. Для чего применяются стандартизованные показатели?
5. Какие существуют варианты выбора стандарта?
6. Какими методами рассчитываются ожидаемые числа (в абсолютных числах или относительных)?
7. Стандартизованные показатели истинные или условные (абстрактные)?
Контрольные задания для проверки усвоения материала
1. При анализе перинатальной смертности в районах А. и Б. получены стандартизованные показатели 15% и 18% соответственно.
1. Можно ли по представленным данным сравнить показатели перинатальной смертности в двух районах?
2. Обоснуйте свой ответ.
2. В двух цехах (№ 1 и № 2) были изучены уровни травматизма. В первом цехе уровень травматизма выше, чем во втором.
1. Можно ли по представленным условиям в задаче сравнить показатели травматизма в цехах?
2. Нужны ли дополнительные сведения для вывода, если состав работающих в цехах различается по стажу работы (в годах)?
3. Обоснуйте свой ответ.
3. При изучении заболеваемости населения двух районов города гепатитом В были получены следующие показатели: в районе А. - 3,5%, в районе Б. - 1,8%. Для суждения о влиянии уровня вакцинации на показатель заболеваемости врач счел необходимым использовать метод стандартизации.
1. Какой этап метода стандартизации позволит врачу поставить два района в равные условия по охвату вакцинацией?
2. Можно ли на этом этапе сделать окончательный вывод о различиях в показателях заболеваемости населения в двух районах и влияющем на эти различия факторе?
Тесты для самоконтроля
1. Стандартизованные показатели являются:
1. условными
2. условными, используются с целью сравнения
3. условными, используются с целью сравнения, не отражают истинный размер явления
4. условными, используются с целью сравнения, отражают истинный размер явления
5. истинными, используются с целью сравнения, не отражают размер явления
2. Прямой метод стандартизации при сравнении показателей общей смертности населения двух периодов можно применить, если
1. известны: состав населения по возрасту и состав умерших по возрасту в каждом из городов
2. имеются сведения об общей численности населения и о распределении умерших по возрасту в каждом из городов
3. имеются данные о распределении населения по возрасту и общем числе умерших в каждом из городов: сведений о распределении умерших по возрасту нет (или их число в каждой возрастной группе очень мало)
3. Установите последовательность этапов расчета стандартизованных показателей
1. вычисление “ожидаемых” величин
2. вычисление общих и специальных интенсивных показателей
3. определение стандартизованных показателей
4. выбор стандарта
5. сравнение интенсивных и стандартизованных показателей
4. Если стандартизированный показатель отличается от общего интенсивного, то устраняемый фактор на величину интенсивного показателя
1. влияет
2. влияет при малом числе наблюдений
3. влияет при большом числе наблюдений
4. не влияет
5. Стандартизованные показатели выражают
1. в процентах (в %)
2. в промиллях (в ‰)
3. в абсолютных цифрах
4. в тех же единицах измерения, что и интенсивные
6. Стандартизованные показатели применяются для:
1. характеристики первичного материала
2. анализа полученных данных
3. сравнения
4. оценки полученных данных
7. Вывод при расчете стандартизованных показателей в зависимости от применяемого стандарта
1. меняется
2. меняется при малом числе наблюдений
3. меняется при большом числе наблюдений
4. не меняется
8. Ожидаемые величины определяются
1. в процентах
2. в промиллях
3. в абсолютных цифрах
4. в тех же единицах измерения, что и стандартизованные
9. При сравнении интенсивных показателей, полученных на однородных по составу совокупностях используют
1. вычисление относительной величины
2. стандартизации
3. определение достоверности разности относительных величин
10. Стандартизованные показатели самостоятельное значение
1. имеют
2. имеют, но при малом числе наблюдений
3. имеют, но при большом числе наблюдений
4. не имеют
11. Совпадение результатов расчета стандартизованного показателя с интенсивными свидетельствует, что на уровень последнего повлияло
1. различие состава сравниваемых совокупностей
2. различие состава сравниваемых совокупностей из-за малого числа наблюдений
3. различие состава сравниваемых совокупностей из-за большого числа наблюдений
4. различие состава сравниваемых совокупностей по данному признаку не повлияло, влияют другие факторы
12. Из обозначенных ниже случаев применить метод стандартизации можно в случаях, кроме одного
1. при сравнении показателей заболеваемости населения с разным возрастным составом в трех городах
2. при сравнении показателей заболеваемости гипертонической болезнью рабочих двух однотипных предприятий с резко отличающимся половым составом работающих
3. при сравнении общих показателей летальности в двух больницах, в которых имеются профильные отделения (терапевтическое, хирургическое, инфекционное) и различное распределение
4. при сравнении причин детской смертности за разные годы
Ключ к тестам:
№ вопроса | Ответ |
1 - 3; 2 - 1; 3 - 4; 4 - 2; 5 - 5 | |