Увеличение числа психотерапевтических методов
Одновременно с новыми сомнениями по поводу психоанализа в наши дни наблюдается бурный рост новых разнообразных видов психотерапии, как индивидуальных, так и коллективных. Парлоф (1975) насчитал их около 140.
Т. Б. Карасу, профессор Нью-Йоркской медицинской школы им. Альберта Эйнштейна, сделал попытку классифицикации методов психотерапии, распределив их в три основные группы (Karasu, 1977): психодинамика, поведенческая терапия (behaviour therapy) и терапия, основанная на анализе непосредственных переживаний больного. В первую группу входят все виды терапии, построенные на фрейдистских или неофрейдистских теориях. Напротив, поведенческая терапия базируется на обучении, на обусловливании.
В третьей группе несколько искусственно (и произвольно) объединены такие разные терапевтические методы, как экзистенциальный анализ Бинсвангера, Daseinanalyse Босса, логотерапия Франкля, терапия Роджерса, гештальттерапия, «первобытный крик», биоэнергетический анализ, аутогенная тренировка, трансцендентальная медитация, нирвана-терапия, дзен-терапия, психоделическая терапия и т. п. В недавней работе «Le Corps u le Groupe» («Тело и группа») Шутцен-бергер и Соре (1977) приводят большую часть этих методов, добавляя к ним еще и другие, такие, например, как идеотерапия, групповая терапия в обнаженном виде или в купальных костюмах и т. п. Большинство этих методик стало применяться теперь и во Франции. Они не всегда осуществляются профессиональными психотерапевтами, психиатрами, врачами, психологами и т. д, их применяют иногда люди, не имеющие никакой специальной подготовки, иной раз даже просто бывшие больные, получившие представление о методах психотерапии в ходе лечебного курса. Недаром в Соединенных Штатах бытует шутка, что скоро одна половина населения будет лечить другую половину.
В этих условиях следует опасаться, что границы психотерапии будут становиться все более размытыми: как, в самом деле, установить различие между психотерапевтическим сеансом и дружеской беседой или неделей «коллективной разрядки» в Средиземноморском клубе?
41.
Веденческая терапия
Поведенческая терапия
Эта методика появилась в 50-е годы и поначалу применялась преимущественно для лечения фобий, но затем показания к ней стали все более расширяться, и сегодня они охватывают алкоголизм, сексуальные нарушения, психосоматические синдромы, депрессии, супружеские проблемы и т. п. Поведенческая терапия постепенно распространяется на всю область психиатрии (так, например, Мейхенбаум, 1977, использует ее при шизофрении в сочетании с методом, который он называет внутренним диалогом), не говоря уж о педагогике, социологии и т. п. Различные аспекты поведенческой терапии кашли отражение в недавно вышедшей работе Ж. Котро (1978а), снабженной богатой документацией.
Мы не станем отрицать эффективность методик поведенческой терапии в ряде случаев. Но теоретические предпосылки behaviour therapy кажутся нам крайне шаткими. В этом отношении очень показателен подход Котро к проблеме гипноза и внушения. Среди предшественников behaviour therapy Котро называет французского психолога Куэ» (который, впрочем, был аптекарем), создателя знаменитого метода самовнушении. По Котро, Куэ был «первым, кто предложил методы контроля мысли и подчеркивал роль позитивной мысли в изменении поведения» (1978). Такое понимание по меньшей мере несколько упрощает механизм внушения. То же можно сказать и о положении, согласно которому гипноз является другим предшественником поведенческой терапии, коль скоро он действует как «реципрокное торможение» и способствует постепенной десенсибилизации больных, страдающих фобиями.
Мы не будем входить во все подробности споров вокруг behaviour therapy. Однако нам кажется интересным изложить критические соображения советских специалистов, которые мало известны на Западе.
Хотя эта терапия видит свои корни в павловской теории рефлексов, она практически не применяется в Советском Союзе. Напротив, советская психотерапия стремится стать все более «динамичной». В 1978 г, Личко, представитель ленинградской школы психотерапевтической ориентации, утверждая, что павловское учение должно лежать в основе медицинской психологии, указывал, что сторонники поведенческой терапии используют эту теорию «в примитивно упрощенном виде».
Штернберг (1978), представитель возглавляемой Снежневским московской школы, которая придерживается скорее биологической и фармакодинамической ориентации, давая обзор сборника «Успехи в области поведенческой терапии» (Breugelmann, 1975), содержащего 36 докладов, сделанных на конгрессе Европейской ассоциации специалистов по поведенческой терапии, высказался более чем сдержанно по адресу этой терапии. По его мнению, указанное издание не представляет никакого интереса для советского читателя и может служить разве что для информации специалистов о распространенной на Западе моде. Он рекомендует подходить к ее оценке осторожно и критично. Особенно резко он высказывается о скиннеровском методе обусловливания (reward and punishment) и считает наивной методику выработки аффекта отвращения с помощью ударов электрическим током, как она применяется, например, при лечении сексуальных извращений, а том числе гомосексуализма. (Заметим, что оба, и Скиннер и Штернберг, относят гомосексуализм к числу извращений.)
В 1976 г. Зачепицкий, другой представитель ленинградской школы, выражал крайнюю сдержанность по отношению к поведенческой терапии. Он подчеркивал, что Павлов весьма критически отзывался об Уотсоне, создателе бихевиоризма, и отвергал попытку объяснять обучение людей образованием условных рефлексов. Однако Бехтерев предпринял попытку разработать метод психотерапии, основанный на понятии именно условного рефлекса. В 20-е годы психотерапевтические методики такого рода были широко распространены в Советском Союзе, но не принесли ощутимых результатов, и от них отказались. Иногда они еще находят применение, но в рамках психотерапии, когда принимается во внимание личность больного, история его болезни, его конфликты с внешним миром и конфликты внутриличностные; иными словами, речь идет о «патогенетической» психотерапии, основанной на осознанном выяснении психологических корней заболевания. Такая психотерапия считает важным элементом лечения атмосферу теплой симпатии, устанавливающейся между больным и его врачом. Советские психотерапевты особенно настойчиво подчеркивают этот момент. Можно сказать, что они не ссылаются на понятия трансфера и контр-трансфера, но пользуются ими, сами того не подозревая. Они отстаивают позицию душевного сочувствия (эмпатии) по отношению к больному, столь дорогую для психоаналитиков английской школы. «They do care» (Они заботливы), сказал бы Масуд Кан, упрекающий французских психоаналитиков в слишком рассудочном подходе в ущерб аффективному взаимодействию с больным (Green, 1976).
42.