Тема: Коррекционная работа по преодолению ринолалии.
Цель:отработка навыков анализа речевых карт, моделирование, составление коррекционных планов.
Оборудование:заполненные речевые карты, рабочие тетради
Содержание занятия:
1. Анализ речевой карты.
2. Составление плана коррекционной работы.
3. Постановки звуковпри ринолалии
Методические рекомендации.
Реализуя первый пункт плана, обратите внимание на своеобразие строения артикуляционного аппарата, моторных функций, дыхания, голоса.
Составляя план коррекционной работы учитывайте своеобразие логопедической работы на подготовительном этапе,котороепроявляется в:
— пролонгированности процесса активизации мускулатуры артикуляционного аппарата;
— индивидуализации выбора артикуляционных упражнений с учетом состояния речевой моторики ребенка;
— сочетании общепринятых и специальных артикуляционных упражнений;
— максимальном использовании непроизвольных движений при совершенствовании артикуляционного праксиса;
— ограничении количества выполняемых одномоментно артикуляционных упражнений (не более трех);
— формировании адекватных фонематических представлений.
Отчет о результатах работы:
Анализируя речевую карту, продумайте и составьте план работы, а так же разработайте мероприятия по коррекции звукопроизношения, голоса, дыхания в процессе преодоления открытой ринолалии (по одному фрагменту занятия по коррекции звукопроизношения при ринолалии, дыхания, голоса).
Рекомендуемая литература:
1. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия /Под ред. О.Н.Усановой. -.11.: Просвещение, 1983. - С.5-93.
2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, -М.:Владос, 2004.
3. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анкетные данные:
Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей, место работы:
Мать____________________________________________________________________
Отец____________________________________________________________________
Речь родителей
Наследственные заболевания ________________________________________________________________________
Краткий анамнез:
Внутриутробное развитие (ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, психозы, соматические заболевания, инфекции) _________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________Роды (стремительные, затяжные, преждевременные, стимулирование, асфиксия плода, природовая травма)__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________Перенесённые заболевания (частые простудные заболевания, детские инфекции, ушибы, травмы головы и т.д)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие:
Лепет (в норме от 4 – 8 мес.)______ ________________Первые слова (в норме около года)______________Первые фразы (в норме от 1,5 – 2 лет) ____________________
Прерывалось или нет речевое развитие (по какой причине) ________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное; дефект остаётся незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер)____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое обследование:
Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, без особенностей)___________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, без особенностей) ________________________________________________________________________Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)
________________________________________________________________________
Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, субмукозная щель, наличие расщелин) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, наличие расщелин)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Язык (массивный, «географический», маленький с укороченной подъязычной связкой) ______________
Состояние голосовой функции:
Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Наличие (отсутствие) носового оттенка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи:
Темп___________________________________________Ритм____________________
Правильность употребление основных видов интонации
(повествовательной, вопросительной, побудительной)__________________________________________________________
Исследование двигательной функции губ | |
Исследование двигательной функции челюсти | |
Исследование двигательной функции языка | |
Исследование двигательной функции нёба | |
Исследование продолжит-ти и силы выдоха | |
Исследование динамической организации движений арт. аппарата | |
Исследование объёма и качества движений мышц лба | |
Исследование объёма и качества движений мышц глаз | |
Исследование объёма и качества движений мышц щёк | |
Исследование возможности произвольного формирования определённых мимических поз |
Состояние звукопроизношения
Звуки | Звуки | ||