Определение и виды нарушений речи, голоса и глотания
Речь – важнейшая высшая психическая функция, которая организует и связывает другие психические процессы, такие как восприятие, память, мышление, воображение, произвольное внимание. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого неба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков. Наиболее распространенными речевыми нарушениями являются афазии и дизартрии. Данные речевые нарушения наблюдаются более чем у трети пациентов, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму, и являются вторым по значимости и распространенности дефектом после двигательных нарушений.
Специальной педагогической наукой, занимающейся проблемами речевых
расстройств, является логопедия.
При поражении корковых речевых центров или путей, связывающих их с другими отделами центральной нервной системы, возникает афазия.
Афазия– это системное приобретенное расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее при органических повреждениях коры больших полушарий головного мозга. Различают моторную, сенсорную, амнестическую и смешанную формы афазии. При моторной афазии пациент понимает обращенную к нему речь или мысль, изложенную в письменной форме, но не может выразить словами свою мысль. Более тяжелой является сенсорная афазия, когда речь резко затруднена или невозможна из-за непонимания пациентом обращенных к нему слов окружающих, а также написанного текста и своей речи. Моторная функция речи не страдает: пациент может говорить, но произносимые им отдельные слоги и слова не складываются в смысловые понятия и не выражают мысли. Контакт больного, страдающего сенсорной афазией, с персоналом сильно затруднен или отсутствует совсем, а участие пациента в реабилитационных мероприятиях резко снижено. При амнестической афазии пациенты не помнят названий предметов (карандаш, нож и т. д.), хотя могут подробно описать их назначение (то, чем пишут, режут и др.).
Дизартрия– расстройство произносительной стороны речи, обусловленное нарушением (недостаточностью) иннервации мышц речевого аппарата, связанное с органическим поражением центральной или периферической нервной системы (нечеткость речи; отмечается «смазанная речь», «каша во рту») С учетом неврологического подхода на основе уровня локализации мозгового поражения различают следующие формы дизартрии:
1.Бульбарную, связанную с поражением ядер, корешков или периферических отделов черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, иногда – тройничного и лицевого).
2.Псевдобульбарную, связанную с поражением корково-ядерных (кортико-бульбарных) проводящих путей.
Дисфония– расстройство голосовой функции, обусловленное патологическим состоянием органов голосообразования, может быть, как изолированным, так и в структуре дизартрии. В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем (афония) или иметь искаженное звучание (слабый, тихий, истощающийся в процессе речи; глухой, назализованный, хриплый, сдавленный, напряженный, монотонный).
Дисфагия– это обозначение нарушения функции глотания, при котором отмечается дискомфорт или затруднение продвижения пищи изо рта в желудок. Дисфагия является одним из наиболее частых и жизнеугрожающих следствий инсульта и черепно-мозговой травмы. Наличие дисфагии приводит к высокому риску развития медицинских осложнений: аспирационной пневмонии, обструкции дыхательных путей, обезвоживанию, нарушению энергетического обмена, недостаточности питания (мальнутриции), истощению (кахексии) и смерти. При дисфагии также нарушается психический статус больного, вплоть до развития тяжелых депрессий. Данное расстройство значительно ухудшает качество жизни пациента и зачастую приводит к плохому функциональному прогнозу.