Что может помочь в развитии самоконтроля у ребенка?
Самоконтроль формируется следующим образом: изначально функции контроля лежат на взрослых, а потом, по мере взросления ребенка, он сам все больше присваивает себе родительскую позицию и таким образом учится следить за собой самостоятельно. Родители должны постепенно «отпускать» ребенка, позволять ему делать как можно больше дел самому. Даже дети 6-7 лет успешно справляются и с глюкометрами, и со шприц-ручками, они могут следить и за своим питанием. Главное, чтобы они почувствовали доверие со стороны взрослого, поняли, что их считают ответственными и самостоятельными. Контроль лучше всего осуществлять незаметно, можно по дневнику, в котором ребенок записывает результаты своих анализов и дозы инсулина.
Для развития самоконтроля необходимо приучать ребенка и к домашним обязанностям. Даже у маленького ребенка они уже должны быть, хотя бы в минимальном объеме (убирать за собой игрушки, заправлять постель, мыть посуду), и постепенно ребенок должен начинать делать что-то по дому (выносить ведро, ходить в магазин за хлебом, пылесосить и т.д.). Избавление ребенка от таких обязанностей в конце концов ведет к иждивенческой позиции (вы меня лечите, кормите, ухаживайте за мной, а я сам ничего не могу) и даже к манипуляциям при помощи болезни.
Кроме того, можно порекомендовать: почаще интересоваться мнением ребенка по разным вопросам, советоваться с ним, разговаривать с ним как со взрослым, играть с ним в игры с правилами, вешать на стенку распорядок дня или какие-нибудь правила, которые необходимо обязательно выполнять, позволять ему иметь свои секреты.
5. Стоит ли говорить о диабете приятелям, знакомым, одноклассникам?
На этот вопрос ответить на так просто. Очень многое зависит от того, что это за приятели, как с ними общается человек. Сначала поговорим об одноклассниках.
Лучше всего, конечно, если одноклассники знают о диабете. Во-первых, если они знают, то смогут помочь, например, при гипогликемии, если та случилась, когда поблизости никого из взрослых не оказалось. Если детям и тем более подросткам дать понять, что им доверяют, что на них полагаются, они будут стараться оправдать доверие. Здесь главное для родителей и учителей – не заставлять их, а попросить помочь, если будет надо. Во-вторых, если одноклассники случайно узнают сами о том, что у кого-то диабет, то они могут начать дразнить именно из-за попыток скрыть болезнь. Скрываемое, утаиваемое всегда вызывает нездоровый интерес, даже ажиотаж в отличие от того, из чего никто не пытается сделать тайну. Если же ребенок относится к своей болезни спокойно, без чувства стыда или неполноценности, не прячет ее, а то и подшучивает над ней, то вряд ли его станут дразнить из-за его диабета.
Но как быть, если возникли трудности в общении ребенка с диабетом со своими одноклассниками? Здесь сначала надо понять, в результате чего такое случилось. Если причина в самом ребенке, например, в том, что он считает всех окружающих виноватыми в своей болезни (об этом отношении мы говорили выше), то без изменения такого отношения с трудностями справиться не получится – куда бы он ни пошел, с кем бы ни общался, везде будет одно и то же. Могут быть и другие причины трудностей общения, которые кроются в самом ребенке, в том числе и такие, которые встречаются у любого, совершенно здорового ребенка или подростка. Например, некоторым детям и подросткам (так называемым интровертам) в принципе тяжелее общаться, чем другим. Для детей, у которых отсутствуют друзья, можно порекомендовать посещение дополнительных кружков, секций, которые позволят расширить круг общения и найти друзей.
Если же причина трудностей в одноклассниках, то нужно попытаться выявить главного зачинщика негативного отношения к ребенку с диабетом. В классе могут быть один или несколько лидеров, которые не взлюбили ребенка с диабетом и мешают ему жить. В этом случае лучший способ – перетянуть их на свою сторону, попытаться сделать союзниками, оказать им доверие, наделить их ответственностью. Если это не помогает, можно попробовать найти в классе позитивного, более доброго лидера для того, чтобы он помог в преодолении негативного отношения класса к ребенку с диабетом. Иногда в этой роли может выступить учитель, который пользуется всеобщим авторитетом, которого любят и уважают дети. Можно также найти защитника среди старших (но все же детей и подростков, а не взрослых) – родных, соседей, знакомых, которые будут способны при необходимости поговорить с обидчиками довольно жестко и предотвратить в дальнейшем оскорбления и «наезды».
В некоторых случаях, к сожалению, не остается иного выхода, кроме как перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу. Но желательно делать это лишь в крайних случаях и при уверенности, что причина кроется именно вне ребенка, потому что в противном случае все эти трудности возникнут вновь.
Теперь обсудим следующее: стоит ли говорить о диабете другим, с кем человек общается реже. Если это общение не частое, но плотное, например, совместная поездка, отдых, турпоход и т.д., то желательно, чтобы люди знали о диабете, о его состояниях (в частности, о гипогликемии) и мерах по их преодолению. Иначе они просто не смогут оказать необходимую помощь в критической ситуации. Если же общение не подразумевает столь тесного взаимодействия, то особой необходимости сообщать о диабете нет. Другое дело, что и слишком таиться тоже не стоит, поскольку постоянное утаивание чего-то порождает у человека напряженность и тем самым делает его общение намного менее приятным и для него самого, и для того, с кем он общается.
И, наконец, один из самых болезненных вопросов – стоит ли говорить о диабете девушке или парню, к которому возникают не просто дружеские, но более сильные чувства. Здесь очень трудно давать однозначные рекомендации, все зависит от конкретных людей. Однако кое о чем сказать все же можно. Наиболее оптимальным является следующий вариант: человек знает о диабете другого и все же у него возникает симпатия к нему. Если же о диабете неизвестно, то лучше сначала, пока еще не установились хоть какие-то сильные чувства, откровенно о болезни не рассказывать, потому что, пока эти чувства непрочны, они могут легко угаснуть. Но в то же время долго таить диабет будет нечестным по отношению к другому, да и не приведет ни к чему хорошему. Как бы то ни было, стоит помнить следующее: чем более чувствителен как человек с диабетом, так и его друг (подруга), чем тяжелее он воспримет разрыв, тем раньше стоит сказать о диабете. В противном случае высока вероятность психической травмы, если разрыв все же произойдет, поэтому лучше не заводить дело слишком далеко.
Итак, Вы перевернули последнюю страничку. Мы надеемся, что эта книга помогла Вам и станет для Вас своеобразным пособием, к которому Вы сможете обратиться для поиска ответов на вопросы, возникающие в той или иной сложной ситуации. Более полную информацию о сахарном диабете Вы должны получить, обязательно пройдя обучение в «Школе диабета», а эта книга будет необходимым дополнением и помощником.
Мы желаем Вам удачи и успехов!!!
ЭНЦ РАМН г. Москва. 2008г.