V. Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Возникновение и основные этапы развития экологии. Формирование системной экологии. Междисциплинарный характер экологии. Глобализация экологии и ее значение для будущего человечества. Предмет, структура, содержание и методы экологии. Уровни организации живой природы и структурные основные разделы экологии: эндо-, аут-, дем-, синэкология, ландшафтная экология (географическая), глобальная экология - учение о биосфере. Место экологии среди биологических наук и ее связь с другими областями естествознания. Общая характеристика экологической системы. Ее структура и биологическая продуктивность. Участие и роль в ней человека. Факторы окружающей среды, их классификация, взаимодействие и воздействие на экологические системы. Классификация организмов по их отношению к факторам среды. Понятие об экологической толерантности организмов. Взаимодействия и взаимоотношения между организмами в экосистеме и между экосистемами. Биологические ритмы в деятельности экосистем. Сукцессия экосистемы и ее этапы. Историческое развитие экосистем (палеоэкология). Влияние человека на природные экосистемы. Экология и биогеография роль последней в развитии экологии. Природно-геогра-фические зоны и их экосистемы.
Эндоэкология. Экосистемы во внутренней организации индивидуума, их роль для организма. Прикладное значение эндоэкологии.
Аутэкология, ее предмет, содержание, методы. Аутэкологические понятия и законы (реакция организма, состояние его оптимума, биотоп, адаптация, формы использования организмом территории). Роль генотипа в проявлении аутэкологических закономерностей. Поведение. Прикладные аспекты аутэкологии.
Демэкология, ее предмет, экосистемы, содержание, методы. Основные понятия демэкологии (популяция, вид, динамика численности популяции, миграция, территориальные и биологические внутривидовые группировки, географические и биологические расы, жизненные формы). Популяционные адаптивные стратегии. Демэкология и генофонд популяции. Прикладное значение демэкологии.
Синэкология, ее предмет, содержание, методы, основные объекты изучения. Трофическая цепь биоценоза, ее компоненты. Естественный отбор и формы межвидовых отношений в синэкологических системах. Значение биоразнообразия. Синэкология и формирование полных экосистем с участием человека. Искусственные синэкологические системы (агроценоз), их отличия от природных синэкологических систем. Их прерывность и непрерывность как единиц планетарной синэкологической системы - биосферы.
Учение о биосфере - планетарной синэко-логической системе. Ее строение, физические и химические свойства, роль в ней человека. Проблемы биосферного энергетического кризиса. Биогеохимические циклы круговорота биогенных элементов и воды в биосфере. Изменения в биосфере, вызванные человеком.
Охрана природных экосистем - важнейшее условие сохранения жизни на Земле. Формы природоохранной деятельности (заповедники, заказники, парки и др.). Правовые основы охраны природы. Принцип биологического разнообразия в осуществлении природоохранных мероприятий. Значение охраны природы для здоровья человека. Формы рекреационной деятельности. Определение, виды и задачи экологической экспертизы. Ее значение для оценки состояния природных экосистем. Экологическое нормирование факторов, действующих на экосистемы, особенно имеющих антропогенное происхождение, на основе экомониторинга и экоэкспертизы.
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ
Возникновение и основные этапы развития экологии человека как научной дисциплины. Системный подход в экологии человека. Антропный принцип. Особенности экологии человека как биосоциальной науки. Культура и экология человека. Структура и содержание экологии человека. Основные ее подразделения: эндо-, аут-, дем- и синэкология человека. Место экологии человека среди других наук о нем, ее методы и междисциплинарный характер.
Антропобиоэкосистема, ее структура, свойства и функции, появление в истории жизни на Земле, основные этапы исторического развития, классификация. Географическое распространение антропобиоэкосистем и их взаимоотношение с другими природными экосистемами. Характеристика экологических пирамид в антропобиоэкосистемах. Факторы среды, действующие на них, и их ответные реакции. Антропобиоэкосистема как пример синэкологической системы. Взаимоотношение и взаимосвязи между ее элементами и между отдельными антропобиоэкосистемами. Сукцессии этих экосистем. Роль человека в строении и деятельности антропобиоэкосистем.
Ноосфера, взгляды на нее Тейяр де Шардена и В.И. Вернадского. Современные представления о ноосфере. Экология человека и этнология. Ноосфера и этногенез. Экосистемы (антропобиоэкосистемы) и адаптация. Адаптация и акклиматизация. Представление об адаптивных типах человека. Предмет, содержание и задачи медицинской географии, ее возникновение и развитие. Роль медицинской географии в становлении медицинской экологии.
Медицинская экология. Предмет, содержание, задачи и методы. Появление нового типа заболеваний человека - экологически зависимых болезней. Неспецифические и специфические черты их течения. Факториальная и дисциплинарная структура медицинской экологии. Биогеохимические провинции и экологические заболевания человека. Понятие о экологической безопасности человека. Современный глобальный экологический кризис. Пути и способы преодоления кризисной экологической ситуации. Экомониторинг и аутэкологическое нормирование в экологии человека. Деятельность Римского клуба и ООН по охране окружающей среды. Принцип устойчивого развития, трудности его реализации. Этические нормы в экологии человека (экологическая этика). Роль экологического воспитания и образования человека в осуществлении этих норм и его экологической безопасности.
ПАРАЗИТИЗМ И ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Формы биотических связей в природе. Паразитизм как экологический феномен, его особенности как формы межвидовых взаимодействий. Классификация паразитизма и паразитов. Распространение паразитов в природе. Пути происхождения экто- и эндопаразитизма.
Паразитоценоз. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин на уровне отдельной особи. Адаптация к паразитическому образу жизни. Действие паразита на хозяина. Циклы развития паразитов. Чередование поколений в циклах развития паразитов. Основные, резервуарные и промежуточные хозяева. Генетические и негенетические факторы, определяющие восприимчивость хозяина к паразиту. Защитные действия хозяина против паразитарной инвазии.
Взаимоотношения в системе паразит-хозяин на популяционном уровне. Специфичность паразита по отношению к хозяину. Паразитарные природно-очаговые трансмиссивные и нетрансмиссивные заболевания, их критерии. Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней. Компоненты природного очага: возбудитель, специфический переносчик, резервуар, территория с определенными биогеоценозами, ландшафтными и климатическими условиями. Трансмиссивные болезни (облигатные и факультативные, антропонозы, зоонозы и антропозоонозы). Пути и способы заражения паразитарными болезнями (алиментарный, инокулятивный, контаминативный, геооральный, контактный, аспирационный и т.д.). Экологические принципы борьбы с паразитарными заболеваниями. Учение К.И. Скрябина о девастации. Эволюция паразитов и паразитизма под действием антропогенного фактора.
ОБЩАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПРОТОЗООЛОГИЯ
Подцарство Одноклеточные. Тип простейшие. Характерные черты организации. Классификация типа. Характеристика классов Саркодовые, Жгутиковые, Споровики, Инфузории. Места обитания паразитарных простейших и определяемые ими особенности путей инвазии. Возбудители протозойных заболеваний человека: дизентерийная амеба, неглерия, акантамеба, лямблия, лейшмании, трихомонады, трипаносомы, малярийные плазмодии, токсоплазма, псевдоцисты, саркоцисты, балантидий. Циклы развития, пути инвазии, локализации, патогенное действие. Особенности лабораторной диагностики, личная и общественная прфилактика протозойных заболеваний. Комменсальные и условно-патогенные формы простейших: амеба Гартмана, амеба кишечная, амеба ротовая.
ОБЩАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ
Тип Плоские черви. Классификация типа. Класс Сосальщики. Особенности морфологической характеристики сосальщиков. Сосальщики - возбудители трематодозов: печеночный, фасциолопсис, эутрема, кошачий, ланцитовидный, легочный, китайский, шистосомы. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Особенности лабораторной диагностики, личная и общественная профилактика трематодозов.
Класс Цестоды. Особенности морфологической характеристики ленточных червей. Ленточные черви - возбудители цестодозов: свиной, бычий, карликовый, тыквовидный, крысиные цепни, широкий лентец, эхинококк, альвеококк. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Особенности диагностики, личная и общественная профилактика цестодозов, вызванных паразитированием половозрелых и личиночных форм гельминтов.
Тип Круглые черви. Классификация типа. Морфологическая характеристика нематод. Особенности жизненных циклов нематод: био- и геогельминтов. Круглые черви - возбудители нематодозов: аскарида, токсокары, острица, власоглав, анкилостомиды, угрица кишечная, кривоголовка, трихинелла, ришта, филярии: вухерерии, бругия, онхоцерки. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Особенности диагностики, личная и общественная профилактика нематодозов.
ОБЩАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АРАХНОЭНТОМОЛОГИЯ
Тип Членистоногие. Классификация типа. Особенности морфологической характеристики типа.
Класс Ракообразные. Высшие и низшие раки - промежуточные хозяева гельминтов человека.
Класс паукообразные. Морфологические особенности представителей отрядов: Скорпионы, Пауки, Клещи, Сольпуги. Ядовитые паукообразные и их медицинское значение. Происхождение ядовитости в животном мире. Медицинское значение клещей семейств Иксодовые, Аргазовые, Краснотелковые и надсемейства Гамазовые. Клещи - переносчики и резервуары инфекционных заболеваний человека. Географическое распространение, места обитания, морфология и циклы развития клещей: собачьего, таежного, пастбищного, хиалома, поселкового, крысиного, домашнего. Профилактика.
Клещи - представители семейства Акариформные: чесоточный зудень и железница угревая - возбудители заболеваний человека. Морфологическая характеристика циклы развития, географическое распространение и места обитания различных представителей отряда клещей. Профилактика.
Класс Насекомые. Классификация класса. Особенности морфологической характеристики класса. Отряды, имеющие медицинское значение: Тараканы, Клопы, Блохи, Вши, Двукрылые. Насекомые - механические и специфические переносчики возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний. Насекомые - возбудители миазов. Пути циркуляции возбудителей заболеваний в природе. Меры борьбы и профилактики болезней, переносимых и вызываемых членистоногими. Профилактика.
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
· Лекционный курс:
Семестр № 1. | |||
№ п/п | Объем в часах | Наименование лекции | Краткое содержание лекции |
Общая биология. Клетка. Строение плазматической мембраны. транспорт веществ через мембрану. | Основные отличия клеток прокариот и эукариот. Строение и химический состав плазмалеммы. Активный и пассивный виды транспорта, разновидности везикулярного транспорта веществ через мембрану. Транспорт воды, гипер-, гипо- и изотонический растворы. | ||
Общая биология. Обмен веществ и энергии в эукариотической животной клетке. Фотосинтез. | Поток информации, энергии и вещества - универсальные клеточные процессы. Основные этапы катаболизма в животной клетке. Принципиальные пути анаболизма в животной клетке. Синтез и пути утилизации АТФ в клетках человека. Механизм протекания фотосинтеза в зеленых растениях. Различные типы пигментов и их роль в растении. | ||
Общая биология. Репликация ДНК, транскрипция, процессинг и сплайсинг, трансляция. Регуляция экспрессии генов | Механизмы самовоспроизведения генетического материала. Генетический код и его свойства. Транскрипция и посттранскрипционные изменения матричной РНК. Цитоплазматические и рибосомные события фазы инициации трансляции. Фаза элонгации трансляции. Терминация биосинтеза белка и посттрансляционные процессы. Регуляция экспрессии генов. Репарация как механизм поддержания генетического гомеостаза. | ||
Общая биология. Биология развития. Периодизация онтогенеза. Эмбриональный период развития. Особенности дробления и гаструляции у человека. | Типы индивидуального развития организмов, периодизация онтогенеза. Оплодотворение, его стадии и механизмы. Характеристика типов и видов дробления. Виды бластул. Особенности дробления у млекопитающих и человека. Разнообразие типов гаструляции в природе. Гаструляция у млекопитающих и человека. Дифференцировка зародышевых листков. Нейруляция – пример органогенеза. Критические периоды развития. Тератология. | ||
Генетика. Закономерности наследования установленные Г. Менделем. Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов. | Предмет, задачи и методы генетики. Гибридологический анализ - основной метод генетики. Основные понятия генетики: генотип, фенотип, аллель, гомозиготность, гетерозиготность. Моногибридное скрещивание. Законы Г. Менделя. Виды взаимодействия генов. Взамодействия аллельных и неаллельных генов. Отклонения от законов Г. Менделя. | ||
Генетика. Изменчивость как основа наследственной патологии человека. Формы изменчивости. Виды мутаций. Наследственная патология. Генные и хромосомные заболевания. Болезни с наследственной предрасположенностью. | Изменчивость - фундаментальное свойство живых организмов. Виды изменчивости. Характеристика фенотипической и генотипической изменчивости. Биологическая роль комбинативной и мутационной изменчивости. Классификации мутаций. Представления о наследственной патологии. Методы исследования генетики человека. Медикогенетическое консультирование. Виды и этапы консультирования. Определение и классификация хромосомной патологии. Правила записи нормальных и аберрантных кариотипов. Хромосомная патология, вызываемая аномалиями гетеросом. Хромосомные болезни, вызываемые аномалиями аутосом. Определение и классификация генных болезней. Методы пренатальной диагностики наследственных болезней. Значение методов генетической инженерии. | ||
Паразитология. Основы общей и медицинской паразитологии. | Экология наука о взаимоотношении организмов и среды обитания. Представление о биоценозе и биогеоценозе. Антропоэкология. Основные формы биотических связей в биогеоценозах. Определение паразитизма, классификация паразитов. Понятие о хозяине. Взаимоотношения в системе паразит - хозяин на уровне особей и популяции. Представления о переносчиках. Предмет, задачи и основные разделы медицинской паразитологии. Экологические основы классификации болезней, вызванных паразитическими организмами. Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости заболеваний. Структура природного очага. Определение паразитизма, классификация паразитов. Понятие о хозяине. Взаимоотношения в системе паразит - хозяин на уровне особей и популяции. Представления о переносчиках. Предмет, задачи и основные разделы медицинской паразитологии. Экологические основы классификации болезней, вызванных паразитическими организмами. Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости заболеваний. Структура природного очага. | ||
Паразитология. Возбудители протозойных инвазий человека. Паразитические простейшие – представители классов “Саркодовые”, “Жгутиковые”. | Систематика типа “Простейшие”. Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие представителей класса “Саркодовые“. Жизненные формы, патогенное действие представителей класса “Жгутиковые”. | ||
Паразитология. Возбудители протозойных инвазий человека. Паразитические простейшие представители классов“Споровики” и “Инфузории” | Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие представителей класса “Споровики“. Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие представителей класса “Инфузории“. | ||
Паразитология. Паразиты, представители типа “Плоские черви”. | Биологическая и медикоэкологическая систематика типа “Плоские черви”. Морфофункциональная характеристика класса Trematoda. Сосальщики, развивающиеся с одним промежуточным хозяином, обитающие в желудочно-кишечном тракте. Сосальщики, развивающиеся с двумя промежуточными хозяевами, цикл развития которых связан с водой. Характеристика класса Cestoda. Биологическая и медико-экологическая систематика ленточных червей. Ленточные черви, жизненный цикл которых связан с водной средой. Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие представителей ленточных червей - для которых человек является окончательным хозяином. Ленточные черви, для которых человек является промежуточным хозяином. | ||
Паразитология. Паразиты, представители типа “Круглые черви”. | Биологическая и медико-экологическая систематика типа “Круглые черви”. Морфофункциональная характеристика класса Nematoda. Геогельминты, развивающиеся без миграции в организме человека. Геогельминты, развивающиеся с миграцией в организме человека. Биогельминты. цикл развития трихинеллы, ришты и филярий. | ||
Паразитология. Медицинская арахноэнтомология. Клещи и насекомые, имеющие медицинское значение | Общая характеристика и систематика клещей. Биология постоянных эктопаразитов человека. Медицинское значение клещей – обитателей человеческого жилья и временных эктопаразитов. Систематика и морфофизиологическая характеристика класса Насекомые. Синантропные насекомые, не являющиеся паразитами. Насекомые - тканевые и полостные личиночные паразиты. | ||
Эволюция. Основные закономерности эволюции и систем внутренних органов млекопитающих и человека. | Мутации, изоляции и популяционные волны как элементарные эволюционные факторы. Естественный отбор. Его формы и творческая роль в микроэволюции. Пути и формы видообразования. Закономерности макроэволюции. Направления, формы, эмпирические правила эволюции групп. | ||
Эволюция. Основные закономерности филогенеза | Биогенетический закон и закон зародышевого сходства. Эволюционные изменения происходящие в онтогенезах. Принципы эволюционных преобразований органов. Эволюционные преобразования органов. | ||
Всего |
· Практические занятия:
Семестр №1 | |||
№п/п | Объем в часах | Наименование занятия и краткое его содержание | План и характеристика занятия |
Введение в биологию. Свойства и определение жизни. Биосоциальная сущность человека. | 1) Биология как учебный предмет. Ее цель, задачи, основные разделы и место в системе биологических наук. 2) Основные требования, предъявляемые к студентам на курсе медицинской биологии. 3) Свойства и определение жизни, уровни организации живой материи.4) Биосоциальная сущность человека. Место человека в живой природе. 5) Строение микроскопа. 6) Правила работы с микроскопом. Тестовый контроль. | ||
Биология клетки. Клетка. Плазматическая мембрана. Транспорт веществ. | 1) Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических клеток. 2) Структурные компоненты эукариотической клетки, их функции. 3) Строение биологических мембран. Механизмы проникновения веществ в клетку. Препараты: бактериальная клетка, растительная клетка (лук), животная клетка (букальный эпителий), временные препараты крови (осмотические свойства). Тестовый контроль. | ||
Биология клетки. Структурно-функциональная организация клетки. Строение основных компонентов и органоидов. Структурная организация наследственного материала | 1) Клеточное ядро – хранилище наследственной информации. 2) Химическая и структурная организация молекулы ДНК. 3) Современные представления о структуре генов про- и эукариот. Функциональная классификация генов. 4) Геномный уровень организации наследственного материала. Кариотип как видовая характеристика. Правила кариотипа. 5) Клеточный цикл. Тестовый контроль | ||
Обмен веществ и энергии в животной клетке. Общие закономерности и основные этапы обменных процессов, а также их взаимосвязь в животной клетке. Фотосинтез. | 1) Поток информации, энергии и вещества - универсальные клеточные процессы. 2) Основные этапы катаболизма в животной клетке. 3) Принципиальные пути анаболизма в животной клетке. 4) Синтез и пути утилизации АТФ в клетках человека.5) Механизм протекания фотосинтеза в зеленых растениях. Опыт по обнаружению продуктов фотосинтеза. 6) Различные типы пигментов и их роль в растении. Работа с иллюстративным материалом. Тестовый контроль | ||
Обмен генетической информации в клетке. Механизмы реализации наследственной информации. | 1) Механизмы самовоспроизведения генетического материала. 2) Генетический код и его свойства. 3) Транскрипция и посттранскрипционные изменения матричной РНК. 4) Цитоплазматические и рибосомные события фазы инициации трансляции. 5) Фаза элонгации трансляции. 6) Терминация биосинтеза белка и посттрансляционные процессы. 7) Регуляция экспрессии генов. 8) Репарация как механизм поддержания генетического гомеостаза. Работа с иллюстративным материалом. Тестовый контроль. | ||
Разнообразие форм размножения. Разнообразие форм размножения организмов и клеточные механизмы гаметогенеза. Митоз. Строение половых клеток. Яйцеклетки и их классификация. Сперматозоид. Мейоз. Сперматогенез и овогенез. | 1) Классификация форм размножения. 2) Краткая характеристика моноцитогенного и полицитогенного бесполого размножения. 3) Митоз: характеристика цитоплазматических и хромосомных событий. 4) Половое размножение организмов. Партеногенез. 5) Морфофункциональная характеристика мужских половых клеток. 6) Строение яйцеклеток. Классификации яйцеклеток. 7) Цитогенетическая характеристика мейоза. 8) Сперматогенез – механизм формирования мужских гамет. 9) Характеристика овогенеза. Методический материал: митоз в корешке лука, сперматозоиды морской свинки, фолликулы в яичнике кошки. Тестовый контроль. | ||
Закономерности эмбрионального и постэмбрионального периодов развития. Механизмы и закономерности оплодотворения, дробления, гаструляции и органогенеза. | 1) Типы индивидуального развития организмов, периодизация онтогенеза. 2) Оплодотворение, его стадии и механизмы. 3) Характеристика типов и видов дробления. Виды бластул. 4) Особенности дробления у млекопитающих и человека. 5) Разнообразие типов гаструляции в природе. 6) Гаструляция у млекопитающих и человека. 7) Дифференцировка зародышевых листков. 8) Нейруляция – пример органогенеза. 9) Критические периоды развития. Тератология. 10) Закономерности постэмбрионального периода: рост организмов, регенерация, старение, биологическая и клиническая смерть. 11) Представления о реанимации. Тестовый контроль. | ||
Контрольное семинарское занятие№1. Компьютерное тестирование. Систематизировать знания по биологии клетки и организации и функционированию наследственного материала. | Проверка знания теории студентами по разделу “Биология клетки ”.и “Биология развития ”. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания “Компьютерные тестовые задания по биологии” имеются в кафедральной библиотеке. Устный опрос. | ||
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. История развития генетики. Понятия "генотип" и "фенотип". законы Г. Менделя. Взаимодействие генов в генотипе: аллельных и неаллельных. | 1) Предмет, задачи и методы генетики. Гибридологический анализ - основной метод генетики. 2) Основные понятия генетики: генотип, фенотип, аллель, гомозиготность, гетерозиготность. 3) Законы Г. Менделя. 6) Менделирующие признаки человека. 7) Количественная и качественная специфика проявления генов в признак: пенетрантность и экспрессивность. 8) Виды взаимодействия генов. 9) Видоизменение формул Менделевского расщепления. Взаимодействие аллельных генов. 10) Группы крови человека систем ABO; Rh; MN. Закономерности их наследования. 12) Взаимодействие неаллельных генов. Решение задач. (Методические указания к лабораторным занятиям). Тестовый контроль. | ||
Генетика пола, сцепленное наследование. Особенности аутосомного, Х-сцепленного и голандрического типов наследования. Группы сцепления. Кроссинговер как механизм, определяющий нарушения сцепления генов. Закономерности наследования внеядерных генов. | 1) Механизм сцепления генов. Причины относительности этого явления. 2) Правила записи генотипов при сцеплении. Качественный и количественный учет, образующихся гамет. 3) Картирование хромосом у различных организмов и человека. Измерение расстояния между генами. 4) Хромосомная теория наследственности. 5) Генетические механизмы формирования пола. Гомогаметность и гетерогаметность. 6) Наследование признаков, контролируемых генами Х- и У-хромосом человека. Решение задач. (Методические указания к лабораторным занятиям). Тестовый контроль. | ||
Изменчивость как основа наследственной патологии человека. Хромосомные заболевания. Фенотипическая и генотипическая изменчивость и ее виды. Механизмы возникновения и принципы диагностики хромосомных болезней человека. | 1) Изменчивость - фундаментальное свойство живых организмов. Виды изменчивости. 2) Характеристика фенотипической изменчивости. 3) Генотипическая изменчивость. Биологическая роль комбинативной и мутационной изменчивости. Классификации мутаций. 4) Представления о наследственной патологии. 5) Методы исследования генетики человека. 6) Медикогенетическое консультирование. Виды и этапы консультирования. 7) Определение и классификация хромосомной патологии. 8) Правила записи нормальных и аберрантных кариотипов. 9) Хромосомная патология, вызываемая аномалиями гетеросом. 10) Хромосомные болезни, вызываемые аномалиями аутосом. Решение ситуационных задач. Тестовый контроль. | ||
Генные заболевания, заболевания с наследственной предрасположенностью. механизмы возникновения, принципы диагностики и лечения генных болезней человека. | 1) Определение и классификация генных болезней. 2) Символы и правила, принятые для составления родословных. 3) Признаки родословных при различных типах наследования, 4) Определение и классификация болезней с наследственной предрасположенностью. 5) Методы пренатальной диагностики наследственных болезней. 6). Значение методов генетической инженерии. 7) Близнецовый метод. Формула Хольцингера. 8) Характеристика человеческих популяций. Закон Харди-Вайнберга и его применение в медицинской генетике. Решение ситуационных задач. Тестовый контроль. | ||
Контрольное семинарское занятие№2. Компьютерное тестирование. Решение задач (контрольная работа). Закрепить навыки прогнозирования проявления признаков у потомства. | Проверка знания теории студентами по разделу “Наследственность” и ”Изменчивость”. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания “Компьютерные тестовые задания по биологии” имеются в кафедральной библиотеке. Решение задач на все виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, на все виды сцепления. (Методические указания к лабораторным занятиям). Построение родословных, задачи на определение наследственных и средовых факторов на развитие признаков. | ||
Введение в паразитологию. Медицинская протозоология: патогенные саркодовые, жгутиковые,. Основные экологические понятия и роль биотических факторов в возникновении паразитарных заболеваний. Патогенные саркодовые и жгутиковые | 1) Определение паразитизма, классификация паразитов. 2) Понятие о хозяине. Взаимоотношения в системе паразит - хозяин на уровне особей и популяции. 3) Представления о переносчиках. 4) Предмет, задачи и основные разделы медицинской паразитологии. 5) Экологические основы классификации болезней, вызванных паразитическими организмами. 6) Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости заболеваний. Структура природного очага. 7) Систематика типа “Простейшие”. 8) Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие представителей класса “Саркодовые“. 9) Жизненные формы, патогенное действие представителей класса “Жгутиковые”. Тестовый контроль. | ||
Медицинская протозоология:патогенные споровики и инфузории | 1) Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие представителей класса “Споровики“. 1) Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие представителей класса “Инфузории“ Тестовый контроль.. | ||
Тип плоские черви. Особенности строения, жизненные циклы, распространение, патогенное действие и методы лабораторной диагностики представителей классов Trematoda, Cestoda. | 1) Биологическая и медикоэкологическая систематика типа “Плоские черви”. Морфофункциональная характеристика класса Trematoda. 2) Сосальщики, развивающиеся с одним промежуточным хозяином, обитающие в желудочно-кишечном тракте. 3) Сосальщики, развивающиеся с двумя промежуточными хозяевами, цикл развития которых связан с водой. 4) Характеристика класса Cestoda. Биологическая и медико-экологическая систематика ленточных червей. 5) Ленточные черви, жизненный цикл которых связан с водной средой. 6) Морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл и патогенное действие представителей ленточных червей - для которых человек является окончательным хозяином. Диагностика. 7) Жизненный цикл паразита. Дифференциальная диагностика тениоза. Цистицеркоз. 8) Ленточные черви, для которых человек является промежуточным хозяином. 11) Hymenolepis nana. Варианты жизненного цикла паразита. Его патогенное действие. Тестовый контроль. | ||
Тип круглые черви Особенности строения, жизненные циклы, распространение, патогенное действие и методы лабораторной диагностики представителей класса Nematoda | 1) Общая характеристика типа круглые черви. Биологическая и медико-экологическая классификация типа Nemathelmintes. 2) Биология геогельминтов, развивающихся без миграции на примере. 3) Биология еогельминтов, развивающиеся с миграцией. 4) Жизненный цикл и патогенное действие Токсокары. 5) Биология и медицинское значение Нематод – биогельминтов. 6) Методы овогельминтоскопии. Тестовый контроль. | ||
Медицинская арахноэнтомология.Биология клещей, насекомых - переносчиков возбудителей инфекционных болезней человека имеющих медицинское значение | 1) Общая характеристика и систематика клещей. 2) Биология постоянных эктопаразитов человека. 3) Медицинское значение клещей – обитателей ч. 4) Паразитические виды семейств Ixodidae и Argasidae. 5) Биология представителей Trombiculidae и Gamasoidea. 6) Систематика и морфофизиологическая характеристика класса Насекомые. 7) Синантропные насекомые, не являющиеся паразитами. 8) Насекомые - временные кровососущие паразиты. 9) Постоянные кровососущие. 10) Насекомые - тканевые и полостные личиночные паразиты. Тестовый контроль. | ||
Контрольное семинарское занятие№3. Компьютерное тестирование. Систематизировать знания по биологии паразитических простейших, гельминтов, членистоногих и насекомых имеющих медицинское значение. | Проверка знания теории студентами по разделу “Медицинская протозоология”, “Медицинская гельминтология”, “Медицинская арахноэнтомология”. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания “Компьютерные тестовые задания по биологии” имеются в кафедральной библиотеке. | ||
Вопросы эволюции и антропогенеза. Основные закономерности эволюции органического мира. Основы филогенетических преобразований органов и систем. | 1) Основные положения синтетической теории эволюции. 2) Мутации, изоляции и популяционные волны как элементарные эволюционные факторы. 3) Естественный отбор. Его формы и творческая роль в микроэволюции. 4) Пути и формы видообразования. 5) Закономерности макроэволюции. Направления, формы, эмпирические правила эволюции групп. Тестовый контроль. | ||
Основы филогенеза. Основные понятия и принципы филогенетических преобразований систем и органов в типе Хордовых . | 1) Биогенетический закон и закон зародышевого сходства. 2) Эволюционные изменения происходящие в онтогенезах. 3) Принципы эволюционных преобразований органов. 4) Эволюционные преобразования органов 5) Пороки развития. Тестовый контроль. | ||
Контрольное семинарское занятие№4. Компьютерное тестирование. Систематизировать знания по основным закономерностям эволюции и филогенеза. | Проверка знания теории студентами по разделу “Закономерности эволюции и филогенеза”. Компьютерные тестовые задания по данному разделу. Методические указания “Компьютерные тестовые задания по биологии” имеются в кафедральной библиотеке. Устный опрос:1) Становление синтетической теории эволюции. 2) Современные представления о механизмах, путях и способах видообразования. 3) Направления, формы, типы и эмпирические правила эволюции групп. 4) Положение человека в системе животного мира. Доказательства животного происхождения человека. 5) Основные стадии антропогенеза. 6) Соотношение онто- и филогенеза. 7) Общие закономерности эволюции органов. 8) Эволюционные преобразования органов. 9) Пороки развития. | ||
Зачетное занятия | |||
Всего часов |
· Самостоятельная работа (темы, выносимые на СРС и методическая поддержка СРС)
Семестр №1 | |||
№п/п | Объем в часах | Тема СРС | Содержание работы для СРС |
Биология клетки. | Строение растительных, животных, бактериальных клеток. Работа с иллюстративным материалом к занятию занятию №.1. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. Методические указания «Биология клетки». Медицинская биология в рисунках и схемах. (Балашов В.П., Саранск 2003). | ||
Обмен веществ и энергии в животной клетке. | Работа с иллюстративным материалом к занятию №2. Руководство к лабораторным занят< Наши рекомендации
|