Методы юнгианской психотерапии.

1. Свободные ассоциации.

Ассоциации подобны паутине или кругам, они вращаются вокруг аффективно заряженных образов, и являются связующим элементом вокруг ключевых образов. Пучок ассоциаций имеет универсальное, т.е архитепическое значение.

Специфика метода в юнгеанском анализе – циркулярные или круговые ассоциации. Суть метода- контакт с бессознательным – должна воплощаться в свободной, метафорической, фантазийной атмосфере анализа.

2. Активное воображение – свободное фантазирование, как бы сочинение сна наяву, в котором терапевт мягко направляет клиента к решению его проблемы.

Четыре стадии активного воображения (по М-Л. фон Франц) : 1. Пустой эго-разум или очищение поля сознания. 2. Позволение бессознательному заполнить вакуум, 3. Добавление элемента этического отношения. 4. интеграция воображения в повседневную жизнь.

Правила работы методом: избавиться от критического мышления, спонтанное возникновение образа из бессознательного, позволить жить другим собственной жизнью, не пытаться вмешиваться, избегать перескакивания с темы на тему, позволить бессознательному анализировать самому, обеспечить единство сознательного и бессознательного.

3. Интерпретация.

Особенности интерпретации в юнгианском анализе:

- должна быть эмоциональной;

- поддерживать клиента;

- устанавливать стабильные позитивные отношения;

- рациональный, «солярный» элемент уравновешивается «лунным»;

- творческая активность самого клиента;

- избегать чрезмерной концептуализации;

- стабильные сохранные функции эго.

Полная интерпретация – доминирующий комплекс, сопротивления и системы защит. Она должна охватывать три времени: прошлое, настоящее и будущее. Комплекс должен эмоционально затрагивать и аналитика.

4. Перенос и контрперенос.

5. Амплификация– расширение, увеличение, умножение. Восстановление целостной картины связей, существующих в бессознательном, не прикрепляя образ к конкретному истолкованию с точки зрения текущих проблем клиента. Амплификация – метод соприкосновения с коллективным бессознательным и архитепическим миром.

6. Толкование .

Далее, к разновидностям психоанализа относится индивидуальная психология Альфреда Адлера, который подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Адлер отталки­вался от предположения, что каждый человек рождается в беспомощ­ном, всецело зависимом состоянии, которое создает чувства неполно­ценности. Эти негативные чувства, соединенные с природным желанием стать полноправным членом общества, являются стимулом для разви­тия личности. Он называл этот процесс стремлением к превосходству, под которым понимал стремление к самоосуществлению, а не только же­лание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны, то они могут мотивировать человека к компенсации, даже к сверхком­пенсации своей неполноценности. Это он назвал комплексом неполно­ценности.

Согласно Адлеру, способы, с помощью которых человек пытается до­стичь личного и социального осуществления, определяют стиль жизни. Адлер утверждал, что этот стиль жизни направляется сознательными идеями, целями и убеждениями (а не бессознательными, как говорил Фрейд) и что эти идеи приходят через опыт. Например, у избалованного ребенка может возникнуть убеждение в том, что он «особый» и свободен от правил общества. Эта ведущая фикция «я особый», скорее всего, при­ведет к эгоистическому стилю жизни, при котором личностное осуще­ствление происходит за счет других. Напротив, такие ведущие фикции, как «в каждом есть что-то хорошее» или «завтра будет лучше, чем сегод­ня», создают позитивные стили жизни.

1. Терапия.

Цель терапии – вернуть человека в человечество.

Задачи – развитие социального чувства: развитие кооперативного поведения, определение жизненных целей (работа, дружба, любовь), коррекция жизненного стиля.

Три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни, помощь в понимании самого себя, усиление социального интереса.

Пять источников достоверного изучения личности:

- ранние детские воспоминания;

- сновидения и грезы;

- порядок рождения ребенка в семье;

- трудности детства;

- характер экзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь.

Наши рекомендации