Как выявить наличие вредных и (или) опасных производственных факторов

Наличие или отсутствие указанных факторов на конкретных рабочих местах выявляется по результатам проведения специальной оценки условий труда. Данный вывод можно сделать на основании ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ).

До 1 января 2014 г. для выявления таких факторов вместо специальной оценки проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Это следует из анализа совокупности ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ, п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. В настоящее время результаты аттестации применяются с учетом положений ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ.

Охрана труда. Специальная оценка условий труда

Источником информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов могут служить в том числе результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также сведения, указанные в эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые работодатель применяет при осуществлении производственной деятельности. Это предусмотрено абз. 3 п. 19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок проведения медосмотров).

Обращаем внимание, что Минтруд России исходя из положений п. 3.2.2.4 Перечня факторов в письме от 16.07.2015 N 15-1/ООГ-3786, в частности, высказал мнение о необходимости прохождения медосмотров работниками, занятыми обработкой информации с использованием персональных электронно-вычислительных и вычислительных машин в сумме не менее 50 процентов рабочего времени, вне зависимости от результатов специальной оценки условий труда;

- лица, поступающие на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Это следует из ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ. Например, предварительному медосмотру подлежит лицо, принимаемое на работу в качестве водителя автомобиля. Такой вывод следует из ст. 69, ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ;

Предварительный медицинский осмотр водителя

- лица, поступающие на работу в организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинские организации и детские учреждения, а также к некоторым другим работодателям. Данный вывод следует из ч. 2 ст. 213 ТК РФ, а также, в частности, п. п. 14, 15, 17, 18 - 20, 25, 26 Перечня работ.

Работники обязаны проходить предварительные медосмотры в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (абз. 6 ст. 214 ТК РФ).

Если работник не прошел предварительный медосмотр в установленных случаях (например, отказался его пройти), работодатель не вправе допускать его к работе. Такой вывод следует из абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 4 ст. 34 Закона N 52-ФЗ.

Ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии медицинских противопоказаний

1.2. Как организовать предварительный медосмотр при приеме на работу?

Порядок организации проведения предварительного медосмотра может различаться в зависимости от категории лиц, подлежащих данному медосмотру, от сферы деятельности работодателя, особенностей предстоящей работы. Так, например, в отношении лиц, которые поступают на работу, непосредственно связанную с движением поездов, указанный медосмотр необходимо организовывать с учетом требований Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Приказом МПС России от 29.03.1999 N 6Ц).

Обращаем внимание, что далее рассмотрен порядок организации проведения предварительного медосмотра, применяемый в отношении категорий лиц, перечисленных в п. 1 Порядка проведения медосмотров.

Полагаем, что указанным Порядком можно руководствоваться и при направлении на медосмотр категорий работников, не названных в упомянутом пункте, если для данных категорий не предусмотрен специальный порядок проведения медосмотров.

Шаг 1. Составить список контингента работников, подлежащих предварительному и периодическому медосмотру

Работодателю необходимо разработать и утвердить список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра (далее - список контингента). Это следует, в частности, из анализа п. п. 19, 20, 21 Порядка проведения медосмотров.

Форма такого списка нормативно не утверждена, следовательно, работодатель может составить его в произвольной форме.

В списке контингента отражается следующая информация:

1) профессии (должности) работников согласно штатному расписанию (абз. 1, 2 п. 20 Порядка проведения медосмотров). Указываются те должности (профессии), по которым предполагается работа с вредными производственными факторами либо предусмотренная Перечнем работ. Это следует из абз. 2 - 4 п. 19 Порядка проведения медосмотров;

2) вредные производственные факторы (абз. 1, 3 п. 20 Порядка проведения медосмотров). При указании наименований вредных производственных факторов в списке контингента целесообразно учитывать положения абз. 3 п. 20 Порядка проведения медосмотров и Закона N 426-ФЗ (в частности, ч. 4 ст. 27 данного Закона). Это связано с тем, что до 1 января 2014 г. для выявления указанных факторов проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, как следует из анализа совокупности ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ, п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

В настоящее время согласно ч. 1, 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ наличие или отсутствие таких факторов на конкретных рабочих местах выявляется по результатам проведения специальной оценки условий труда, а результаты аттестации применяются только с учетом положений ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ.

Утвержденный список контингента необходимо в 10-дневный срок направить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя. Это следует из п. 21 Порядка проведения медосмотров.

Органы, уполномоченные на осуществление указанного надзора, перечислены в п. 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476).

Наши рекомендации