Клиника внутренних болезней во второй половине XIX в.
Вторая половина XIX в. – время формирования крупных клинических научных школ. При этом сохранялась преемственность в развитии медицины.
Пионерами пересадки передовых европейских идей на русскую почву стали С.П. Боткин, Э.Э.Эйхвальдв Петербурге, Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов, К.М. Павлинов в Москве, а также ученые Киева и Казани. Передовые медики считали обязательной тесную связь клиники с анатомией и физиологией, патологоанатомические вскрытия, физические методы исследования: перкуссию, аускультацию, клинические лабораторные анализы, измерение температуры у больных. Лидерыклинических школ –Боткин и Захарьин. Между этими школами имелись расхождения в принципиальных установках.
Сергей Петрович Боткин (1832 – 1889) считался клиницистом высшей пробы. С именем Боткина связаны достижения в различных разделах клиники внутренних болезней. Закончив Московский университет, защитил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках»(1860). Занял кафедру в СРбМХА.
Клиническую деятельность Боткин построил на новых принципах: патологические изменения он рассматривал прежде всего со стороны изменений в функциях, процессах – принципиально новый этап развития клинической медицины. Главное, что поставило Боткина в число основоположников научной клинической медицины – это созданная им крупнейшая научная школа: клинико-экспериментальное направление исследований. Боткин занялся научным обоснованием диагноза, пытаясь с помощью лабораторных методов исследования и эксперимента уточнить механизмы болезней. Объединил клинику и физиологию. Благодаря Боткину в России получило широкое развитие лабораторное дело.
Выделяют три основных принципа учения Боткина:
1.Ведущее значение нарушения функций нервной системы в развитии болезненного процесса.
2.Болезнь охватывает не только отдельный орган, а влияет на весь организм.
3.Первостепенное значение воздействия окружающей среды на развитие заболеваний.
Боткин указывал, что важнейшая задача практической медицины – предупреждение болезни, а при лечении больных – индивидуализация каждого случая. Для практической и научной деятельности Боткина характерно сочетание виртуозного владения методами клинического обследования больного с тонкой наблюдательностью.
Боткин занимался различными областями медицины. Наиболее весом его вклад в становление отечественных кардиологии, сосудистой патологии. Благодаря исследованиям клиники Боткина в практику лечения сердечно-сосудистой недостаточности вошли горицвет (адонис) и ландыш. Первым в мире дал клиническое описание артериосклероза. Изучал неврологические и психические нарушения при заболеваниях эндокринных органов. Выдвинул гипотезы о нервных механизмах патогенеза ряда болезненных состояний.
С именем Боткина связано становление и развитие гематологии, учение о ревматизме. Много внимания уделял гастроэнтерологии. Выделил катаральную желтуху в самостоятельную нозологическую единицу. Подчеркивал роль скрытых форм инфекционных болезней в эпидемическом их распространении. Изучал заболевания желчных путей (сам страдал желчнокаменной болезнью). В последние годы жизни внимание Боткина привлекли вопросы физиологии и патологии старости. Разработку этого вопроса продолжили его ученики.
Общественная деятельность С.П. Боткина была обширной и разнообразной. Он издавал «Архив клиники внутренних болезней профессора Боткина» (1869 – 1889) и «Еженедельную клиническую газету» (1881 – 1889), переименованную с 1890 г. в «Больничную газету Боткина». В этих изданиях печатались научные труды его учеников, среди которых были И.П. Павлов, В.А. Манассеин и многие другие выдающиеся врачи и ученые. Боткин был первым врачом, избранным в Думу Петербурга, был он и заместителем председателя Комиссии общественного здравия. Активно содействовал становлению женского медицинского образования. В 1886 г. его выбрали председателем Комиссии по вопросу улучшения санитарных условий и уменьшения смертности в России. Он попробовал реформировать всю систему здравоохранения, но не было для этого ни людей, ни денег, ни лекарств, ни нужной статистики.
Два сына С.П. Боткина – Сергей и Евгений – наследовали профессию отца. Уже после смерти Сергея Петровича Евгений Сергеевич стал лейб-медиком. После февральской революции1917 г. он не оставил семью Романовых и последовал за ней в Тобольск, затем в Екатеринбург. Доктора Е.П. Боткина расстреляли вместе с царской семьей.
С.П. Боткин создал самую передовую и самую большую в то время школу врачей. Из 106 его учеников 45 возглавили кафедры в Петербурге и др. городах России. Один из ближайших учеников Боткина – доктор медицины Вячеслав АвксентьевичМанассеин (1841 – 1901). Он изучал проблемы голодания, происхождения и лечения лихорадки, влияние нервной системы на терморегуляцию. Манассеин активно занимался общественной деятельностью:издавал журнал «Врач», руководил медицинской вспомогательной кассой, содействовал разрешению проблем высшего женского образования.
Григорий Антонович Захарьин (1830 – 1897) закончил медицинский факультет Московского университета. Работал в клинике профессора Александра Ивановича Овера.В 1864 г.– 1896 г. Захарьин возглавлял кафедру факультетской терапии и терапевтическую клинику Московского университета.
Захарьин был необыкновенно популярен как великолепный диагност. Он разработал особый порядок диагностики. Нередко тратил 2– 3 часа для опроса одного больного, причем больного заранее осматривал ассистент. Придерживался разработанного Мудровым анамнестического метода, развил его, довел до высоты искусства (выяснял жилищные условия, образ жизни и т.д.). Признавал одинаково важным и метод объективного исследования. Захарьин призывал не переоценивать значение лабораторных исследований – врач прежде всего должен развивать у себя медицинское мышление – мощное средство для познания и проникновения в сущность патологического процесса.
Захарьин показал, что функциональные изменения со стороны различных органов и систем предшествуют появлению в них морфологических изменений. Он является основателем функциональной диагностики в отечественной медицине.
С большой осторожностью Захарьин относился к новым медикаментам и рекомендовал предварительно проверять их действие с помощью допустимых экспериментов. Наряду с медикаментами считал важным прибегать к другим видам помощи – бальнеотерапии, гидротерапии, физиотерапии, климатотерапии и др. Любимое средство лечения – минеральные воды. Разработал показания и противопоказания к применению минеральных вод.
Захарьин был крупным психологом-терапевтом и рассматривал внушение и психотерапию как одно из важнейших средств врачебного воздействия. Проявлял исключительную чуткость к больным и до последней минуты внушал им надежду на исцеление. Постоянно подчеркивал единство человека с окружающей средой – против антисанитарных условий жизни.
Захарьин четко сформулировал задачи медицины: сочетание терапии с гигиеническими и профилактическими мероприятиями, указал путь борьбы с болезнями путем изменения условий жизни и оздоровления быта.
Захарьин занимался улучшением медицинского образования в Московском университете. Составил программы преподавания ряда предметов. Добился изменения методов преподавания, расширения штатов ординаторов и ассистентов в клинике. Был блестящим лектором. Помимо клинических лекций по внутренним болезням, читал курс истории медицины и терапии.
Захарьин обладал необыкновенными дарованиями и передовыми клиническими взглядами. Главная работа – выпуск «Клинических лекций». Занимался сифилисом: разработал клиническую симптоматику, изучил сифилитические поражения сердца; много внимания уделял изучению туберкулеза легких, разработал учение об этиологии желчнокаменной болезни. У него были работы о холере и тифе, о лихорадке, изучал функции нервной системы и др.
ГА. Захарьин– основатель московской школы, которая воспитала несколько поколений врачей (А.А. Остроумов, В.Ф. Снегирев и др.)
Ученик Захарьина – Алексей Александрович Остроумов (1844 – 1908). С 1871 г. – ординатор факультетской терапевтической клиники Захарьина. С 1880 г. – профессор госпитальной терапевтической клиники – в конце XIX в. была широко известна как «остроумовская», играла определяющую роль в развитии терапевтической мысли в России. А.А. Остроумов известен как общественный деятель, был популярен среди земских врачей.
А.А. Остроумов развил учения С.П. Боткина и Г.А. Захарьина. Разработал проблемы наследственности и изменчивости. Впервые в отечественной медицине развил учение о наследственности. Изучал проблему конституции человека. Подчеркивал значение окружающей среды в развитии патологии. В клинике первостепенное значение придавал изучению функций и функциональной диагностике. Как и предшественники, считал профилактику основой клинической медицины. Наметил пути и принципы терапевтического мышления: введение клинической медицины в круг биологии и введение биологического мышления в клинику.