Социальные детерминанты здоровья по ВОЗ и закон Энгеля, составляющие потенциала здоровья по Лисицину, их значение для практики социальной работы.
Социальные детерминанты здоровья - это условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая системы здравоохранения.
Эти обстоятельства формируются под воздействием распределения власти и ресурсов на глобальном, национальном и местном уровне, на которые, в свою очередь, оказывает воздействие проводимая политика.
Три общие рекомендации: • 1. Улучшить условия повседневной жизни • 2. Преодолеть на несправедливое распределение власти, денег и ресурсов • 3. Измерить и понять проблему и оценить воздействие принимаемых мер.
Последние годы ВОЗ настойчиво подчеркивает необходимость учета социальных детерминант здоровья, которые всецело зависят от уровня нравственности и моральной зрелости общества.
Среди этих ценностей (детерминант) здоровья: – уровень доходов, занятость, образование, качество жизни, жизненные ценности.
Социальные детерминанты имеют научное обоснование. Однако их реализация требует включения двух составляющих – личностной (поведение, устремление) и общественной (законы, экономические механизмы). Для реализации общественных мер необходимы экономические условия. Образовательные и воспитательные меры могут внедряться через школу, культуру, литературу.
Согласно закону Энгеля структура расходов потребителя изменяется по мере изменения его доходов. В частности, с ростом дохода расходы на продукты питания растут медленнее, чем траты на предметы длительного пользования и услуги. Из закона Энгеля следует, что чем выше доля расходов на питание в бюджете потребителя, тем он беднее, а чем она выше тем он богаче. При сравнении уровня жизни с разных странах с помощью данного показателя нужно учитывать природные условия и особенности потребительского поведения.
Еще в 70-е гг. XX столетия социалгигиенисты (Ю.П.Лисицын и др.) пришли к заключению, что образ жизни как субъективный фактор общества является ведущим фактором, обуславливающим здоровье в современных условиях. По их расчетам образ жизни составил 50-55% всех факторов, обуславливающих здоровье. На втором месте по статистическому «весу» стоят факторы окружающей среды (экологические) – 20-25%, затем генетические, наследственные факторы – 15-20% и факторы, связанные с системой и службами здравоохранения – 8-10% (Ю.П.Лисицын. Теории медицины XX века. М., 1999). Эти данные, полученные в СССР, вначале были подвергнуты сомнению. Но потом проверены на больших массивах информации в ряде стране, включая США, и нашли свое подтверждение .Для расшифровки понятия образ жизни Ю.П.Лисицыным была предложена структура образа жизни, которая включает характер, сферу и виды активности:
1. Характер активности людей:интеллектуальная; физическая.
2. Сфера активности:трудовая; внетрудовая.
3. Виды (формы, элементы, блоки) активности:производственная; социальная; культурная,образовательная; бытовая; физическая; медицинская; другие формы активности.
Исходя из трактовки образа жизни и факторной концепции эпидемии неинфекционных заболеваний (болезни цивилизации), для фактического применения в разных сферах человеческой деятельности можно рекомендовать схему формирования здоровья по Ю.П.Лисицыну, которая складывается из двух фаз: фаза I – преодоление факторов риска здоровью и фаза II – формирование факторов здорового образа жизни.
Фаза I Преодоление факторов риска здоровью | Фаза II Формирование факторов здорового образа жизни |
1.Низкая социальная и медицинская активность, общая и гигиеническая культура | 1.Высокая социальная и медицин-ская активность, высокий уровень общей, гигиенической культуры, социальный оптимизм |
2.Низкая трудовая активность, не-удовлетворенность трудом | 2.Высокая трудовая активность, удовлетворенность трудом |
Психоэмоциональный стресс, пас-сивность, апатия, психологический дискомфорт, депрессия и т.п. | Физический и душевный комфорт, гармоничное развитие физических, психических, интеллектуальных способностей |
Загрязнение окружающей среды, низкая экологическая активность | Оздоровление окружающей среды, высокая экологическая активность, экологически грамотное поведение |
3.Низкая физическая активность, ги-подинамия | 3.Высокая физическая активность |
4.Нерациональное, несбалансиро-ванное питание, недостаточное питание | 4.Рациональное, сбалансированное питание |
5.Злоупотребление алкоголем, курение, потребление наркотиков, токсичных веществ | 5.Отсутствие вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и пр.) |
Напряженность семейных отношений, неблагоустроенность быта . | Дружные семейные отношения, обустроенность быта . |
Раздел 2.