Статья 36. Участие общественных объединений инвалидов и общественных объединений законных представителей инвалидов в разработке и реализации принятых решений по проблемам инвалидов
Общественные объединения инвалидов и общественные объединения законных представителей инвалидов (далее – общественные объединения инвалидов) в соответствии со своими уставами принимают участие в решении проблем, связанных с социальной защитой инвалидов, а также в финансировании соответствующих мероприятий и.др.
16. Медико-социальная работа - содержание, предмет и объект, задачи социальных работников, работающих в учреждениях здравоохранения (зарубежный и отечественный опыт).
Медико-социальная работа рассматривается как разновидность социальной работы, направленной на охрану и поддержку физического и психического здоровья индивида, коллектива, населения, а также на достижение социального благополучия этих объектов, что опосредованно влияет и на физическое и на психическое здоровье.
ВОЗ определяет медико-социальную работу как: «организованное социальное обслуживание в больнице или вне ее, с особым упором на связанные со здоровьем социальные проблемы».
Медико-социальная работа по взглядам английских авторов является частью социальной работы и своей целью имеет:
1) «Улучшение функционирования клиента в условиях социального окружения и повышение адаптации к нему».
2) «Высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения».
Исходя из литературных данных и собственного опыта, можно выделить следующие аспекты (направления) медико-социальной работы.
1. Формирование социально-психологических основ здорового образа жизни населения. При этом усилия ориентируются на индивидуум, организованное и неорганизованное население.
2. Формирование социальной политики в организованном коллективе предприятия, вуза, или регионе, обеспечивающей социально здоровую среду жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Это проводится как путем предупреждения ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, так и путем поддержки лиц, которые уже оказались в социальной сложной ситуации, вследствие медико-социальных проблем.
3. Повышение возможностей само- и взаимопомощи населения в области физического и психического здоровья, посредством медико-социально-психологических методов и развития общественной социальной защиты.
4. Оказание реабилитационной помощи лицам и группам лиц, имеющим ограничения жизнедеятельности и социальную недостаточность, вследствие врожденных дефектов, перенесенных болезней и травм. Помощь может оказываться в виде социального, психологического, правового консультирования, психологических тренингов, организации помощи.
Первый и второй аспекты медико-социальной работы представляют макроуровень деятельности специалиста, когда рекомендации реализуются на уровне административных или законодательных решений, т.е. через бюджеты, утверждаемые соответствующими органами и вовлекающие в решение различные структуры общества.
Третий и четвертый аспекты в большей степени больше относятся к микроуровню, т.е. предполагают непосредственную медико-социальную помощь специалиста по социальной работе конкретным лицам или группам лиц.
Все направления медико-социальной работы вписываются в триаду профилактики заболеваний и социальной недостаточности. В этой триаде выделяют:
- первичную профилактику – предупреждение заболеваний, последствия которых могут привести индивидуум к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности, при этом акценты ставятся на социальных факторах здоровья;
- вторичную профилактику – предупреждение ограничений жизнедеятельности, ведущих к социальной недостаточности, при уже возникших заболеваниях;
- третичную профилактику – предупреждение тяжести социальной недостаточности у лиц с дефектами здоровья и ограничениями жизнедеятельности, что расширяет рамки независимости, уменьшает необходимость постороннего ухода.
Объекты медико-социальной работы - различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и социальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.), взаимно потенцирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.
В СССР, а в результате и в странах постсоветского пространства медико-социальная работа на уровне профессиональной помощи осуществлялось почти исключительно врачами. Примером такого подхода являлись врачебно-трудовые экспертные комиссии, а с 1992 г. в Республике Беларусь медико-реабилитационные экспертные комиссии. Эти комиссии проводят медико-социальную экспертизу, но в их составе работают только три врача. Там нет специалистов по социальной работе, что приводит к недоучету социальных факторов и гипертрофии медицинских критериев при решениях о пенсионировании. Такой подход не стимулирует развитие социальных подходов в профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.
В то же время в странах Западной Европы, после второй мировой войны, для осуществления социальной политики, включая медико-социальную работу, создавались специальные группы специалистов, включающие правоведов, психологов, медиков, социальных работников.
Например, в Великобритании медико-социальная помощь пожилым людям оказывается не только в больницах, а и в домах престарелых, домах сестринского ухода, домах для инвалидов, приютах-общежитиях гостиничного типа для лиц с нарушениями психики или инвалидов.
Для комплексного решения медико-социальных вопросов широкое распространение в Великобритании, США получили бригады по оказанию помощи пожилым людям.
Руководит бригадой социальный работник, а в ее состав входят: медицинская сестра общей психиатрической службы, врач общей практики, геронтолог, патронажная сестра, организатор помощи на дому, психолог-клиницист, районная медицинская сестра. Бригада детально рассматривает все медико-социальные и психологические проблемы клиента. Итогом ее работы является индивидуальная программа реабилитации или социальной помощи.
В нашей республике бригадный опыт применен впервые в середине 90-х годов в БНИИЭТИН в процессе реабилитации больных после перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы. Был использован опыт Боннского неврологического реабилитационного центра и опыт Вашингтонского центра реабилитации.
Ответственность за исполнение индивидуальной программы реабилитации, предписанной бригадой медико-социальной помощи, возлагается на службы соответствующих учреждений, или на местные службы районов, например, в части, касающейся обеспечения инвалида техническими средствам, пандусами в доме и др.
Ориентация в странах Западной Европы и США на развитие социальных служб привела к весьма широкой интеграции социальных служб со службами здравоохранения. Это позволило с одной стороны более квалифицированно решать социальные вопросы в здравоохранении, а с другой высвободило врачей-лечебников от несвойственных им социальных функций, для решения которых они не получают должной подготовки. Это подняло престиж и врача-лечебника, и специалиста по социальной работе.
В США, например, социальные работники заняты во всех областях здравоохранения, в том числе при оказании педиатрической, медико-хирургической, акушерско-гинекологической, неотложной, реабилитационной помощи. Они работают как в общих, так и в специализированных больницах, консультациях, психиатрических лечебницах, в реабилитационных центрах, приютах, частных лечебницах и т.д.
В энциклопедии социальной работы Б.Брекман формулирует следующие задачи социальных работников, работающих в здравоохранении:
1. Оценивать психосоциальные стрессы и стрессы, вызываемые воздей-ствием факторов внешней среды, с которыми сталкиваются физически больные пациенты и их семьи, и оказывать непосредственную социально-терапевтическую поддержку.
2. Помощь пациентам и их семьям в получении максимальной пользы от социальных программ здравоохранения.
3. Создавать социальные программы по охране здоровья, включая действенные и приемлемые профилактические программы для населения.
4. Гуманизировать программы лечебных учреждений в интересах пациентов и поставить их на службу обществу.
5. Способствовать всестороннему лечению пациентов в тесном сотрудничестве с врачами и другими медицинскими работниками.
6. Участвовать в анализе сложившегося положения и в разработке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения и планировать ее развитие.
7. Привлекать население к участию в социальной помощи и способствовать повышению уровня его информированности.
8. Оценивать и улучшать социальную медицинскую поддержку, беря на себя инициативу и ответственность.
Исходя из наших отечественных условий и тенденций развития медико-социальной помощи, к восьми изложенным позициям следует добавить те, которые диктуются принятыми в обществе медикосоциальными технологиями или законодательством Республики Беларусь.
9. Принимать участие в медико-социальной экспертизе больных, проводимой врачами, обеспечивая оценку возможностей клиента в собственной социальной защите, исходя из его анатомических, физических, психических дефектов здоровья и социальных факторов (доходы, занятость, образование, семья). От этой оценки будет зависеть право человека на пенсию по инвалидности и ее уровень.
10. Участвовать совместно с врачами в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида и реализации ее социального и профессионального разделов.
11. Развивать сферу услуг по медико-социальной помощи лицам, нуждающимся в медико-социальной помощи и защите вследствие физических или психических дефектов здоровья, развивая бизнес в этой сфере в государственном и негосударственном секторе.
12. Проводить учебную и информационную работу по повышению уровня медико-социальных знаний в обществе, в школах, учебных заведениях, при формировании системы общественной социальной защиты.
Как явствует из сказанного, спектр медико-социальных услуг, оказываемых специалистами по социальной работе, весьма широк и значительно превосходит традиционное представление о социальной работе, сложившееся в нашей стране.