Особенности системы дыхания.

С этапа рождения дыхание пред­ставляет собой многозвеньевой процесс с механизмами, обеспечи­вающими поступление кислорода из воздуха в легкие и удаление углекислого газа из организма, газообмен между воздухом альвеол и кровью, транспорт кислорода кровью от легких к тканям и пере­нос от тканей к легким углекислого газа, газообмен между клетками и кровью, окислительные процессы, при которых освобождается энергия внутри клеток.

К рождению ребенка дыхательные пути заполнены жидко­стью, обладающей низкой вязкостью, низким содержанием белка, что облегчает ее быстрое всасывание слизистой оболочкой с мо­мента установления дыхания.

В развитии легких у детей выделяют 4 периода (А.И. Струков):

I - от рождения до 2 лет - период интенсивного развития аль­веол (процесс полностью заканчивается к 8 годам);

II - от 2 до 5 лет - период интенсивного развития эластической ткани, мышечного каркаса бронхов;

III - от 5 до 7 лет - период окончательного созревания струк­туры ацинуса;

IV - от 7 до 12 лет - период увеличения массы созревшей тка­ни легкого.

Увеличение числа альвеол сопро­вождается перестройкой капиллярной сети. Капилляры охватывают всю стенку альвеолы, образуя густую сеть.

В детском возрасте особенно обильна лимфатическая сеть легких. Система очищения бронхов играет большую роль в защите легких от проникновения твердых частиц, патогенных микроорга­низмов. Основной механизм очищения - мукоцилиарный клиренс (удаление инородных частиц, прилипших к покрывающему брон­хиальное дерево слою слизи).

Эффективность функции системы внешнего дыхания определяется 3 процессами: вентиляцией альвеолярного пространства; адекватным легочной вентиляции капиллярным кровотоком (перфузией); диффузией газов через альвеолярно-капиллярную мембрану.

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых, что зависит от более интенсивного обмена веществ. Так у детей 1 года жизни потребность в кислороде составляет 7,5 - 8 мл/мин на 1 кг массы тела, к 6 годам достигает максимума - 9,2 мл/мин, а затем постепенно снижается: в 10 лет - 6,3 мл/мин, в 14 лет - 5,2 мл/мин. У взрослого - 4,5 мл/мин на 1 кг массы тела.

Дыхание ребенка раннего возраста поверхностное, неритмич­ное, что компенсируется большей частотой дыхания. Так у новоро­жденного - 40-60 дыханий в 1 мин, в 1 год - 30-35 , у 5-летнего -25, у 10-летнего - 20, у взрослого - 16-18 дыханий в 1 мин. Благо­даря большей частоте дыхания минутный объем дыхания на 1 кг массы тела значительно выше у детей, чем у взрослых: у детей до 3 лет минутный объем дыхания в 2 с лишним раза больше, чем у взрослых.

ЖЕЛ (количество воздуха в мл, максимально выдыхаемого после максимального вдоха) у детей всех возрастов значительно ниже, чем у взрослых: в 4 года - 1100 мл, в 6 лет - 1200 мл, в 8 лет - 1600 мл, в 10 лет - 1800 мл, в 14 лет - 2700 мл, в 16 лет - 3800 мл, у взрослых - 5000 мл. Меньшая величина ЖЕЛ и учащенное дыхание значительно снижают резерв дыхания.

Объем связанного кислорода зависит от количества гемоглобина. Так как у новорожденных ко­личество гемоглобина выше, чем у взрослых, то кислородосвязывающая способность крови у них тоже выше. Физиологический смысл этого явления - адаптация в период становления легочного дыхания. Этому же способствует химический состав гемоглобина (фетальных гемоглобин - Hb F), который обладает большим срод­ством к кислороду, чем взрослый гемоглобин (НЬ А). После уста­новления легочного дыхания Hb F в крови ребенка быстро снижа­ется.

Особенности дыхания детей определяются анатомическим строением органов дыхания. Они определяются низкой эффектив­ностью дыхания, создают предпосылки к более легкому наруше­нию системы дыхания, предрасполагают к легкому развитию дыха­тельной недостаточности.

Во время фи­зической нагрузки легочная вентиляция у детей и подростков воз­растает всего в 10 - 12 раз, а у взрослых в 13 - 15 раз. Детский организм отличает и меньшая экономичность внешнего дыхания при мышечной работе, что проявляется более высоким вентиляцион­ным эквивалентом и низким кислородным эффектом дыхательного цикла. При интенсивной мышечной работе у детей отмечается и меньшая эффективность гемодинамики: за время 1 сердечного со­кращения организм ребенка потребляет в 2,5 раза меньше кислоро­да, чем организм взрослого. Меньшая возмож­ность работать « в долг», низкая эффективность кислородных ре­жимов свидетельствует о худшем качестве регулирования кисло­родных режимов организма ребенка во время мышечной деятель­ности.

Наши рекомендации