Общая характеристика детских возрастных периодов.
Развитие человека представляет собой непрерывный процесс, в котором медленные количественные изменения закономерно приводят к морфофункциональным изменениям.
Весь жизненный цикл делится на отдельные возрастные периоды, т.е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма – функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.
(СЛАЙД 21).Возрастная периодизация основана на комплексе признаков:
· размеры тела и отдельных органов, их масса,
· окостенение скелета (костный возраст),
· прорезывание зубов (зубной возраст),
· развитие желез внутренней секреции,
· степень полового созревания (баллы полового развития),
· развитие мышечной силы и пр.
(СЛАЙД 22). Возрастные периоды онтогенетического развития
Основное название | Другие названия | Возраст |
Внутриутробное развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез) | ||
Эмбриональный период | Развитие эмбриона | 0—3 мес |
Фетальный период | Развитие плода | 3—9 мес |
Внеутробное развитие (постнатальный онтогенез) Детство: | ||
Период новорожденности Грудной возраст | Неонатальный период | От рождения до 4 нед. 4 нед. — 1 год |
Раннее детство | Ясельный возраст | 1—3 года |
Первое детство | Дошкольный возраст | 4—7 лет |
Второе детство | Отрочество, младший школьный возраст | Мальчики 8—12 лет, девочки 8—11 лет |
Подростковый возраст | Пубертатный период, старший школьный возраст | Мальчики 13—16 лет, девочки 12—15 лет |
Юношеский возраст | Юность | 16—20 лет |
Зрелый возраст | Зрелость | |
1 период | Зрелость | Мужчины 22—38 лет, женщины 21—35 лет |
II период | Мужчины 36—60 лет, женщины 36—55 лет | |
Пожилой возраст | 61—79 лет | |
Старческий возраст | 75—90 лет | |
Долгожители | 90 лет и старше |
(СЛАЙД 23). Переход от одного возрастного периода к другому является переломным этапом развития, когда организм переходит от одного качественного состояния в другое.
Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. Они жёстко контролируются генетически. (СЛАЙД 24).
Термин «критические» периоды развития введен П.Г Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям. Однако критические периоды существуют и в постнатальном развитии ребенка и определяются особым состоянием ЦНС, иммунной системы, обмена веществ и энергии.
С критическими периодами частично совпадают сенситивные периоды(периоды особой чувствительности), которые менее контролируются генетически, т.е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды.
Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях. Сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма к этим условиям путём совершенствования механизмов регуляции функций.
Большинство физиологов считает, что постнатальными критическими периодами являются:
· период новорожденности,
· период 1-го года жизни,
· период 2-4 года жизни,
· период 5-7 лет и
· подростковый период (12-15 лет).
Период новорожденности является чрезвычайно ответственным в плане общей адаптации ребенка к внеутробным условиям существования. Период новорожденности - критический период формирования отношений матери и ребенка. Для него характерны нарушения процессов адаптации, склонность к генерализованным инфекциям, легко формируются дыхательные расстройства.
Период 1-го года жизни - период перехода на смешанный характер вскармливания. Происходит ослабление пассивного (материнского) гуморального иммунитета. Формируется первичный иммунный ответ на большинство антигенов, появляется возможность продукции антител вторичного иммунного ответа.
Грудной возраст характеризуется интенсивным физическим, нервно-психическим, моторным развитием ребенка (самостоятельной ходьбой и манипуляцией с игрушками). При этом у него сохраняется тесный контакт с матерью (кормление грудью). В течение этого периода длина тела увеличивается на 50%, а масса тела - втрое. Такой темп роста обеспечивается высоким обменом веществ с преобладанием анаболических процессов на фоне неустойчивости окислительного фосфорилирования и регуляции водно-солевого равновесия. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает таковую взрослого человека, поэтому ребенок нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела. В то же время в функциональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, что предъявляет определенные требования к качеству пищи.
Период от 2 до 3 лет характеризуется завершением миелинизации нейронов, проводящих путей. Происходит активное формирование условных рефлексов, развитие речи, социализация, ломка привычных стереотипов с риском невротических реакций.
Возраст 5-7 лет является критическим так как совпадает с началом обучения. Нарастает сила и подвижность нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность.
В подростковом периоде завершаются процессы миелинизации проводящих путей, развивается абстрактное мышление, повышается чувствительность тканей к действию половых гормонов.
Это самый трудный период психологического развития, формирование таких личностных качеств, как воля, сознательность, Нравственность, гражданственность. Характерна неустойчивость вегетативной регуляции с возникновением расстройств сосудистого тонуса. Ранимость нервной системы может быть основой формирования нервных расстройств.
Отмечается пубертатный скачок роста - увеличение содержания жира организме у девочек до 28%, у мальчиков - 10-11%. Развиваются вторичные половые признаки.