Акселерация и ретардация ростовых процессов.

(СЛАЙД 16).Наряду с характерными особенностями физического и психи­ческого развития для большинства детей определенной возрастно-половой группы, встречаются разнообразные отклонения, которые выделены в два типы:

акселерация развития - ускорение физиче­ского развития и функциональных систем организма, и

ретардация развития - задержка физического развития и формирования функ­циональных систем организма.

Термин «акселерация» употребляется в двух значениях: (СЛАЙД 17).

· аксе­лерация эпохальная (ускорение развития в сравнении с предыдущими поколениями) и

· акселерация внутригрупповая (ускорение развития в определенных возрастных группах).

Под эпо­хальной акселерацией понимают ускорение роста, фи­зического развития, полового созревания и психического развития орга­низма человека, которое наблюдается с конца X1X в. — начала XX в. по сравнению с предыдущими годами. Употребляют также термин секулярный тренд (вековая тенденция). (СЛАЙД 18).

Проявлением эпохальной акселерации является ускорение по­лового созревания. В прошлом веке первые менструации у девушек наступали в 15-16 лет, в настоящее время - в 12-13 лет. Проявления акселерации наблюдаются в развитии энергетических систем и двигательной функции. Ус­коряются средние темпы прохождения прогрессивной стадии онто­генеза, сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост юношей и девушек в среднем заканчивается в 16-19 лет, а 50 лет назад - к 25-26 годам. Рука стала короче по отношению к ноге, увеличилось отношение ширины таза к ширине плеч у жен­щин. Эти различия отчетливо проявляются с 12-15 лет.

Как возможные причины акселерации отмечаются:

· урбани­зация населения (увеличение удельного веса городского населе­ния),

· увеличение уровня радиации на Земле,

· улучшение социально-гигиенических условий жизни населения промышленно-развитых стран. Особый интерес представляет воздействие режимов двига­тельной активности на процесс роста и развития: при оптимальном двигательном режиме эти параметры оптимальны.

Акселерация и ретардация ростовых процессов. - student2.ru

Изменение длины тела взрослого мужчины во времени для населе­ния Германии бассейна р. Эльбы (Bach H. и др., 1985 г.)

(СЛАЙД 19). Внутригрупповая акселерация отражает индивидуальные, генетически обусловленные особенности сверстников одного поколения по темпам развития и близка понятиям соматотип, тип конститу­ции.

Дети, имеющие признаки внутригрупповой акселерации, в среднем составляют 13-20% от общего числа детей данного возрас­та. Для них характерны: более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам), несколько быстрее осуществляется пси­хическое развитие.

Биологические механизмы ретардациифизического развития детей изучены недос­таточно. Имеют значение и эндогенные (наследственные, врожден­ные и приобретенные органические нарушения) и экзогенные воз­действия (различные факторы социального характера). Число детей с признаками ретардации внутри возрастных групп достигает 13-20%.

Критерием принадлежности к группе акселерантов или ретар­дантов большинством исследователей принята разница величин ха­рактеризующего признака на одну сигму. Если медианты (дети, раз­вивающиеся средними темпами) имеют величину длины тела в пределах значения «М+- сигма» («сигма» - среднее квадратичное отклонение), то у акселерантов длина тела больше значения «М + сигма», а у ретардантов - меньше значения «М - сигма».

(СЛАЙД 20).Акселерация и ретардация в школьные годы могут быть гар­моничной и негармоничной.

Для гармоничного варианта характер­но синхронное ускорение или замедление роста: показателей физи­ческого развития, полового созревания, двигательных качеств (мышечной силы, быстроты движений, скоростно-силовых ка­честв). Однако скорость развития функций систем вегетативного обеспечения этими характеристиками не отличается. Для гармо­ничных акселерантов характерна слабая сила нервной системы, вы­сокая подвижность процессов возбуждения и торможения и ода­ренность в видах спорта со скоростными физическими упражнениями. Полагают, что гармоничная акселерация развивается у де­тей из благополучных в материальном отношении семей, при пра­вильном воспитании и хорошей наследственности. Для гармонич­ной ретардации основное значение имеет соответствующая наслед­ственность.

У акселерантов преиму­щественно развивающимися двигательными качествами являются абсолютные величины мышечной силы, быстроты, скоростно-силовых качеств. Этим детям рекомендуются виды спорта: тяжелая атлетика, метание, спортивные игры, спринт.

Дети с ретардациейимеют относительные величины тех же двигательных качеств. Они могут быть рекомендованы в спортивную гимнастику, прыжки в воду, фигурное катание, теннис. Дети «без ростового сдвига» отли­чаются выносливостью в динамической циклической работе. Они успешны в локомоциях на длинные и сверхдлинные дистанции.

Чаще акселерация и ретардация бывают негармоничными, чаще это отмечается при акселерации. Внутригрупповая негармоническая акселерация может встречаться в виде интенсивного полового со­зревания, часто в сочетании с повышением тонуса симпатической нервной системы. Такая акселерация сопровождается ухудшением адаптации к кислородному голоданию и физическим нагрузкам, снижением физической работоспособности и статической выносли­вости. Негармоническая акселерация полового созревания приво­дит к понижению дефинитивного уровня мышечной силы и других двигательных качеств.

Отмечаемая в 60-70-е годы акселерация по заключению гигие­нистов (Г.Н.Сердюковская, 1994) в настоящее время сменилась об­щей ретардацией развития, преобладанием в популяции детей со средним и сниженным уровнем физического развития. На развитии детей сказываются определенное ухудшение качества жизни в 90-е годы.

Наши рекомендации