Какие методы борьбы со страхами?
Первое: нужно не верить, содержанию страха, Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». И второе: с этими страхами не нужно собеседовать. И главное - помнить, о силе благодати Божией.
Страх Божий и страх как фобия. В чем разница?
Страх Божий рождает в сердце мир и покой. Страх как фобия - это страх бесовский. Кто главный неврастеник? Дьявол. И страх, внушенный им, рождает в сердце именно вот такое состояние. Я в своих книгах сравниваю покаянный плач о грехах и невротическое самоедство. Покаянный плач о грехах рождает в сердце мир, покой и радость. А невротическое самоедство — это как толочь воду в ступке, как бег по кругу, печаль для печали и ничего другого. Оно ничего конструктивного не несет.
А как человеку разобраться, где какой страх?
А для этого нужно изучать святых отцов. И православие — это не с кондачка это не на пять минут. Его нужно изучать, и стараться жить по-христиански, и в храм ходить. И так потихонечку, потихонечку строй мыслей будет в нужном направлении складываться.
Слышал, что страх и тщеславие как-то связаны между собой. Так ли это?
Святые отцы указывают на то, что за страхом часто кроется тщеславие. В этом плане показателен страх перед публичным выступлением или страх общения, продиктованный тем, что в глубине души человек боится показаться менее умным или талантливым, чем он, по его представлению, есть на самом деле.
И вот что примечательно: когда человек осознает это обстоятельство, смиряется, позволяет себе ошибку или промах, больше думает не о том, как сказать, а что сказать, чтобы, прежде всего, угодить Богу, — ситуация решительно исправляется, в душе обретается мир.
НЕВРОЗЫ.
ПСИХОСОМАТИКА
Как Вы оцениваете неврозы с христианских позиций?
Безудержный рост неврозов в наше время порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками, но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения.
Во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. Разве нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного? Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, коренится в безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним — и истинного смысла жизни.
Известный отечественный психиатр профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов, ученик Петра Борисовича Ганнушкина, полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнано, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз — это некое столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», — говорит святой Варсонофий Великий.
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального невротика», вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил, в реальные. Одной из отличительных особенностей таких людей является бескомпромиссный стиль мышления, в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте «плохо — хорошо».
Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь. Одни причины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место занимают другие и недуг возобновляется.
Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей (имеется в виду «страсть» в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх.