Какие методы борьбы со страхами?

Первое: нужно не верить, содержанию страха, Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». И второе: с этими страхами не нужно собеседовать. И главное - помнить, о силе благодати Божией.

Страх Божий и страх как фобия. В чем разница?

Страх Божий рождает в сердце мир и покой. Страх как фобия - это страх бесовский. Кто главный неврастеник? Дьявол. И страх, внушенный им, рождает в сердце именно вот такое состояние. Я в своих кни­гах сравниваю покаянный плач о грехах и невротическое самоедство. Покаянный плач о грехах рождает в сердце мир, покой и радость. А невротическое самоедство — это как толочь воду в ступке, как бег по кругу, печаль для печали и ничего другого. Оно ничего конструктивного не несет.

А как человеку разобраться, где какой страх?

А для этого нужно изучать святых от­цов. И православие — это не с кондачка это не на пять минут. Его нужно изучать, и стараться жить по-христиански, и в храм ходить. И так потихонечку, потихонечку строй мыслей будет в нужном направлении складываться.

Слышал, что страх и тщеславие как-то связаны между собой. Так ли это?

Святые отцы указывают на то, что за страхом часто кроется тщеславие. В этом плане показателен страх перед публичным выступлением или страх общения, продиктованный тем, что в глубине души человек боится показаться менее умным или талантливым, чем он, по его представлению, есть на самом деле.

И вот что примечательно: когда человек осознает это обстоятельство, смиряется, позволяет себе ошибку или промах, больше думает не о том, как сказать, а что сказать, чтобы, прежде всего, угодить Богу, — ситу­ация решительно исправляется, в душе об­ретается мир.

НЕВРОЗЫ.

ПСИХОСОМАТИКА

Как Вы оцениваете неврозы с христиан­ских позиций?

Безудержный рост неврозов в наше время порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его ин­формационными перегрузками, но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения.

Во все времена истории человечества были войны, различные природные бед­ствия, наводнения, засухи, смерчи. Разве нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного? Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, коренится в безверии, в потере человечеством духовного фунда­мента, а с ним — и истинного смысла жизни.

Известный отечественный психиатр профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов, ученик Петра Борисовича Ганнушкина, полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнано, что заболевание это разви­вается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз — это некое столкновение между желаемым и действи­тельным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», — говорит святой Варсонофий Великий.

Большинство современных исследова­телей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает не­врозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального невротика», вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склон­ность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил, в реальные. Одной из от­личительных особенностей таких людей является бескомпромиссный стиль мышле­ния, в их оценках сквозит выраженная ка­тегоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на конт­расте «плохо — хорошо».

Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У че­ловека, склонного к этому недугу, выраба­тывается своеобразная «способность» нер­возно реагировать на жизнь. Одни при­чины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место зани­мают другие и недуг возобновляется.

Неврозы справедливо называют запу­щенной формой страстей (имеется в виду «страсть» в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оску­дение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневли­вость, завистливость, страх.

Наши рекомендации