Есть ли медицинское обоснование причин возникновения депрессии?

Естественно. Депрессия может стать следствием нервного потрясения. Или сформироваться в результате соматиче­ского заболевания. Иногда она заложена в «естестве». Этот вид недуга не связан с жиз­ненными обстоятельствами, и причиной его проявления порой становится наследственность. Есть депрессии и скрытые. Они, как правило, проявляются различ­ными телесными недомоганиями. Так, од­нажды ко мне обратилась больная, которая жаловалась на щемящие боли в сердце, тошноту, аритмию и головокружение. С ее слов, она страдала и сопутствующими за­болеваниями: язва, мочекислый диатез, остеохондроз. Правда, в истории болезни пациентки все было представлено в более радужных красках. Как оказалось, язва две­надцатиперстной кишки давно зарубцева­лась, и терапевты не видели причин для беспокойства. Мочекислый диатез был вы­ражен незначительно. Из беседы с женщи­ной я сделал вывод, что ее болезни — не мираж. Только страдала она не телесными недугами, а душевным. А точнее сказать — скрытой депрессией. Стоит отметить, что есть и еще одна причина возникновения депрессии — это нервные потрясения.

Насколько тонка грань между обычной хандрой, свойственной многим из нас в опре­деленные жизненные моменты, и депрессией?

Часто депрессии возникают на фоне стрессов или длительных, тяжелых травми­рующих ситуаций. Но иногда они возни­кают и без видимых причин — в этом слу­чае действительно очень важно распознать зарождение болезни.

Невротическая депрессия в духовной своей основе — это психопатологическое состояние, развившееся вследствие поработивших душу человека страстей. А всякая страсть еще более «подогревается» бесами, находящими в ее недрах себе прибе­жище.

Науке многое известно о возникнове­нии депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе, тогда как причиной многих форм депрессии яв­ляется именно грех, о чем свидетельствуют святые отцы и весь аскетический опыт пра­вославия.

Задолго до научных психиатрических наблюдений касательно происхождения невротической депрессии святые отцы очень точно и достоверно описали этот ду­шевный недуг, определив его греховными страстями уныния и печали. Так что в этом случае диагнозу медицинскому соответ­ствует «диагноз» духовный.

Депрессивный невроз чаще всего начи­нается из-за жизненных сложностей. При этом у человека снижается настроение, его ничто не радует, все раздражает, он впадает в уныние, тоску, печаль, окружающее пред­стает в мрачном свете. Очень часто подоб­ные состояния возникают из-за того, что «жизнь сложилась не так, как хотелось бы»; не осуществилось желаемое, произошел какой-то конфликт, нанесена была та или иная обида. Но, как говорил преподобный Серафим Саровский, «нет скорбей — нет и спасения». Иногда хватает элементарного разговора с самим собой: правильно ли я живу, все ли согласно с моей совестью, не обижаю ли близких? Как я оценю свои ны­нешние переживания в последний день своей земной жизни? О том ли я вообще печалюсь? О том ли унываю?

Необходимо молиться утром и вечером, читать Евангелие, призывать на помощь святых и ангела-хранителя, освятить жи­лище, если оно не освящено, прибегать с верой и покаянием к Таинствам Церкви. Словом, надо жить по-христиански, и тогда уныние и печаль оставят вас.

Зачастую депрессивное состояние сопро­вождается нарушениями сна. Всегда ли бес­сонница является проявлением болезни?

Нет, не всегда. Часто бессонница воз­никает из-за перемены привычного вре­мени, места или условий для сна. В этой связи следует проанализировать ряд обсто­ятельств, связанных со здоровьем, режи­мом труда и отдыха и по возможности устранить причины, провоцирующие нару­шения сна. Бессонница — очень распро­страненное недомогание. Например, под­считано, что 10 % всех выписываемых ре­цептов на медикаменты — это снотворные средства.

Нарушения сна могут возникать вслед­ствие невротических расстройств (как при­нято говорить, «на нервной почве»), пси­хических и неврологических заболеваний.

Особо укажу на то, что самая распро­страненная причина нарушений сна — нервное перенапряжение, постоянная нервозность, взвинченность. Хорошо из­вестно, что можно справляться с большим объемом работ, многое успевать и при этом сохранять внутренний мир. Нервное пере­напряжение, о котором идет речь в данном случае, — это зачастую проблема нашей ду­шевной организации, а не условий окружа­ющей нас нелегкой действительности.

Бессонница бывает разной. Различают расстройства засыпания, нарушения глу­бины и длительности сна, расстройства пробуждения и дневную сонливость. И по­нятно, что каждый из этих видов рас­стройств приносит с собой массу проблем. Сон — это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается или улучша­ется) в зависимости от нашего духовного состояния. Хороший, крепкий сон подает Господь — недаром вековая традиция пра­вославия предписывает читать на ночь мо­литвы «на сон грядущий». И я знаю по опыту, что, когда по разным причинам по­жертвуешь этими молитвами, пожертвуешь и крепким сном.

Плохо спится и после недобрых разго­воров, терзающих душу грехов. «Солнце да не зайдет во гневе вашем», — поучает нас Священное Писание. Отходить ко сну нужно со всеми примирившись (хотя бы заочно, молитвенно попросив прошения или простив обидчика).

В научных трудах, посвященных депрес­сии, ничего не говорится о грехе. А ведь имен­но он, в большинстве случаев, становится причиной возникновения недуга. Так ли это?

Конечно, вы правы. Причем до научных психиатрических наблюдений касательно происхождения депрессии святые отцы до­сконально изучили этот недуг. К примеру, они точно и достоверно описали причины возникновения невротической депрессии, определив ее греховными страстями уны­ния и печали. Первой страсти зачастую предшествуют леность, праздность, само­влюбленность. Вторая — это всегда сожа­ление о потерянном или несбывшемся.

Уныние и печаль, как правило, подсте­регают неокрепших в вере. Эти страсти по­рой хозяйничают в душе тех, кто, отвергая Небесное, накрепко прилепился к зем­ному. Собственно говоря, это закономер­ное следствие философии гедонизма, жиз­ни «в свое удовольствие».

Вы говорите о борьбе с депрессией как о духовном подвиге. Как же сразить этот не­дуг наповал?

Как врач, я, конечно, облегчаю страда­ния пациентов медикаментами, беседами, да и просто человеческим участием. При­знаться, удовлетворение от приема боль­ного наступает лишь тогда, когда заходит разговор о душе, о вере и покаянии. С со­гласия пациента мы пытаемся оценивать симптомы болезни с духовных позиций.

Ведь единственно правильный путь к исце­лению от нервности, уныния, печали и об­ретению душевного мира лежит через ис­тинную православную веру.

Поэтому пациентам я рекомендую регу­лярно посещать богослужения, исповедо­ваться и причащаться.

Несомненно, важны непродолжитель­ный отдых, физическая активность, разум­ное и душеполезное общение. Нелишне будет пройти и курс общеукрепляющей те­рапии. Кроме того, в аптеках продаются препараты на основе трав. При неглубоких депрессиях их можно принимать самостоя­тельно. Так же благотворно влияют на нервную систему изюм, курага, мед.

Бывает, что депрессивные состояния, нервный срыв приводят человека к мыслям о самоубийстве. Что Вы посоветуете чело­веку, который, может быть, стоит на грани суицида?

Это очень ответственно... Но посове­тую перекреститься с верой и сказать: Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя, грешного! И пойти в храм и все свои переживания без утайки, искренне рассказать священнику на исповеди. Если говорить о скорой помощи, то она вот именно такая.

Если сказать о проблеме суицида в це­лом, то известно, что только 10 % среди самоубийц — психически больные люди.

А 90 % — это душевно здоровые, но ду­ховно глубоко поврежденные люди. А вы знаете, сколько их? В 1995 году в России было 42 случая суицида на 100 тыс. насе­ления. Правда, в 2010 году этот показатель снизился до 23,5, но и он, по сравнению с другими странами, чрезвычайно высок.

По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиа­трии им. Сербского, с 1990 по 2010 годы покончили с собой 800 тысяч человек — целый город самоубийц. Средний возраст мужчины-самоубийцы — 45 лет, жен­щины — 52 года. Это мы говорим о завер­шенных суицидах. А есть еще суициды не­завершенные, и их намного больше. В 2010 году эксперты Всемирной органи­зации здравоохранения и детского фонда ООН (ЮНИСЕФ — UNICEF) сообщали, что Россия вышла на первое место в мире по числу самоубийств среди подростков. Вот такие печальные факты. Помоги нам, Господи!

В чем Вы видите духовное значение де­прессии?

В перемене жизни, в покаянии и обра­щении ко Христу.

СТРАХИ

Часто и беспричинно испытываю состо­яния страха. Может ли страх иметь духов­ное происхождение?

Страх может быть следствием душев­ного расстройства, но может иметь и ду­ховное происхождение. К примеру, в 90-м псалме сказано: «Не убоишися от страха нощнаго». Это то, что у святых отцов назы­вается «страхованием»: неясный, непонят­ный, страшный, тяжелый ужас, который наводит демон, когда у человека цепенеет тело, когда трудно ему произнести само имя Христа.

На практике мне нередко приходится встречаться с состояниями немотивиро­ванного страха, тревоги. В духовной природе многих указанных состояний я убедился по опыту. Убедился я также и в том, что врачуются эти страхи благодатию Бо­жией. Примеров тому в святоотеческой литературе немало. Думаю, что Вам следует рассказать обо всем Вами переживаемом на исповеди духовнику.

Я знаю, что Бога надо бояться. А вот другие страхи, например боязнь темноты, что эmo такое? Иногда, особенно у детей, их связывают с испугом. Как от них избавиться?

Да, фобий огромное количество. Чего только нет: молоденькая девушка боится покраснеть, кто-то боится замкнутых пространств, кто-то открытых... Сразу вспоми­наются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он говорил, что величай­шим заблуждением нашего сердца является тайный его помысел, что хоть одну минуту, одно мгновение мы можем жить без Бога и вне Бога. Нет такого мгновения: человек живет в потоке святого Промысла Божи­его. В общем-то, это главное лекарство от всех фобий. Нужна вера. Однако следует не забывать, что мы порой недооцениваем действие демонических сил.

Святые отцы четко описали, как разви­ваются помыслы в душе, когда человек со­четается с вражескими прилогами, потом пленяется ими и, и конце концов, в созна­нии возникает устойчивая мысль. А дальше вступают в силу законы психофизиологии, развивается доминанта, то есть в сознании господствует какая-то идея и все мысли кружатся по кругу.

Наши рекомендации