Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.

Абилитация медицинская–система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития, тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины.

Медицинская реабилитация- восстановление до удовлетворительного уровня нарушенных функций, развитие возможности приспособления больного к новым условиям. Её содержание: медикаментозное лечение, фитотерапия, физиотерапия, трудотерапия, арттерапия, протезирование, ортезирование, санаторно-куротное лечение.

Медико-социально-педагогический патронаж - особый вид помощи ребенку в решении сложных проблем выживания, лечения, специального обучения и воспитания. Направления патронажа:

1)помощь в выборе индивидуального образовательного направления;

2)разработка и реализация коррекционно-развивающих программ;

3)реализация специальных учебных программ для родителей и включения их в коррекционно-воспитательный процесс;

4)создание вариативных систем обучения и социализации детей с ограниченными возможностями;

5)содействие развитию статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

Социальная помощь – комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способностей и социального функционирования. Социальная помощь проявляется в следующем: периодических и единовременных доплатах к пенсиям и пособиям; долговременных услугах в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения.

Литература

1.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

2.Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции.-Ростов н/Дону, 2005.

3.Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.

4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.

5.Настольная книга педагога-дефектолога.-Ростов н/ Дону, 2006

Тема 11. Психологическая коррекция
как направление практической психологии

План

1. Психокоррекция: понятие и основные принципы.

2. Виды коррекции.

3. Виды коррекционных программ.

Психокоррекция: понятие и основные принципы.

1.1. Психологическая коррекция - направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление нарушений психического развития, в первую очередь отклонений в развитии (3, с.52).

1.2. Выделяют специфические чертыпсихокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

- Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности. Проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

- Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

- В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

- Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).

- В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

- Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Виды психокоррекции.

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать:

2.1. По характеру направленностивыделяют коррекцию:

- симптоматическую;

- каузальную.

2.2. По содержанию:

-познавательной сферы;

- личности;

- аффективно-волевой сферы;

- поведенческих аспектов;

- межличностных отношений;

- внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

- детско-родительских отношений.

2.3. По форме работыс клиентом:

- индивидуальную;

- групповую:

- в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

- смешанную форму (индивидуально-групповую).

2.4. По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

2.5. По характеру управления корригирующими воздействиями:

-директивную;

- недирективную.

2.6. По продолжительности:

- сверхкороткую (сверхбыструю);

- короткую (быструю);

- длительную;

- сверхдлительную.

2.7. По масштабу решаемых задачразличают психокоррекцию:

- общую;

- частную;

- специальную.

2.8. Содержание психокоррекционной ситуации.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

1) Человек, который страдаети ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент.

2) Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог, психокорректор.

3) Теория,которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4) Набор процедур(техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5) Специальные социальные отношениямежду клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:

1) единства диагностики и коррекции;

2) нормативности развития;

3) коррекции "сверху вниз";

4) коррекции "снизу вверх";

5) системности развития психической деятельности;

6) деятельностный принцип коррекции.

Наши рекомендации