Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.
Абилитация медицинская–система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития, тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины.
Медицинская реабилитация- восстановление до удовлетворительного уровня нарушенных функций, развитие возможности приспособления больного к новым условиям. Её содержание: медикаментозное лечение, фитотерапия, физиотерапия, трудотерапия, арттерапия, протезирование, ортезирование, санаторно-куротное лечение.
Медико-социально-педагогический патронаж - особый вид помощи ребенку в решении сложных проблем выживания, лечения, специального обучения и воспитания. Направления патронажа:
1)помощь в выборе индивидуального образовательного направления;
2)разработка и реализация коррекционно-развивающих программ;
3)реализация специальных учебных программ для родителей и включения их в коррекционно-воспитательный процесс;
4)создание вариативных систем обучения и социализации детей с ограниченными возможностями;
5)содействие развитию статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.
Социальная помощь – комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способностей и социального функционирования. Социальная помощь проявляется в следующем: периодических и единовременных доплатах к пенсиям и пособиям; долговременных услугах в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения.
Литература
1.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
2.Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции.-Ростов н/Дону, 2005.
3.Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.
4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
5.Настольная книга педагога-дефектолога.-Ростов н/ Дону, 2006
Тема 11. Психологическая коррекция
как направление практической психологии
План
1. Психокоррекция: понятие и основные принципы.
2. Виды коррекции.
3. Виды коррекционных программ.
Психокоррекция: понятие и основные принципы.
1.1. Психологическая коррекция - направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление нарушений психического развития, в первую очередь отклонений в развитии (3, с.52).
1.2. Выделяют специфические чертыпсихокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
- Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности. Проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
- Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
- В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
- Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
- В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
- Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Виды психокоррекции.
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать:
2.1. По характеру направленностивыделяют коррекцию:
- симптоматическую;
- каузальную.
2.2. По содержанию:
-познавательной сферы;
- личности;
- аффективно-волевой сферы;
- поведенческих аспектов;
- межличностных отношений;
- внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
- детско-родительских отношений.
2.3. По форме работыс клиентом:
- индивидуальную;
- групповую:
- в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
- смешанную форму (индивидуально-групповую).
2.4. По наличию программ:
- программированную;
- импровизированную.
2.5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
-директивную;
- недирективную.
2.6. По продолжительности:
- сверхкороткую (сверхбыструю);
- короткую (быструю);
- длительную;
- сверхдлительную.
2.7. По масштабу решаемых задачразличают психокоррекцию:
- общую;
- частную;
- специальную.
2.8. Содержание психокоррекционной ситуации.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
1) Человек, который страдаети ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент.
2) Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог, психокорректор.
3) Теория,которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
4) Набор процедур(техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5) Специальные социальные отношениямежду клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:
1) единства диагностики и коррекции;
2) нормативности развития;
3) коррекции "сверху вниз";
4) коррекции "снизу вверх";
5) системности развития психической деятельности;
6) деятельностный принцип коррекции.