Признаки психопатических черт характера
Первый признак:
1) некорригируемое (необъяснимое, неосознаваемое) бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий;
2) чрезмерно быстрая смена настроений, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные явно легкомысленные поступки.
Второй признак:
1) частные ссоры, конфликты с товарищами, немотивируемая грубость, злобность, постоянные пререкания;
2) чрезмерная угодливость, слащавость, податливость.
Третий признак:
1) позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, ярко выраженный эгоизм, эгоцентризм, бравирование угрозами самоубийства;
2) самоунижение, униженность, постоянная подавленность, неадекватная пугливость, настойчивые мысли о самоубийстве.
Четвертый признак:
1) явная неадекватность поведения, даже во вред себе, необъяснимые поступки, выраженная неупорядоченность, неорганизованность в поведении;
2) извращенный, гипертрофированный педантизм.
Пятый признак:
1) сексуальные извращения, цинизм, подчеркнутая гнусность, бравирование своей развращенностью;
2) гипертрофированная застенчивость по отношению к противоположному полу, неадекватный страх перед ним.
О повышенной эмоциональной возбудимости могут свидетельствовать некоторые признаки внешних проявлений эмоций, вегетативные сдвиги и поведенческие реакции. Такие признаки можно наблюдать при усложнении ситуаций в ходе, например, подготовки уроков, при повышении требовательности, строгости учителей, на уроках, экзаменах:
1) яркие мимические реакции, особенно оживление дистаторальных рефлексов, в частности, хоботкового рефлекса (губы вытянуты вперед трубкой);
2) выраженная пантомимика;
3) выраженные полные реакции, особенно скованность;
4) сильный тремор (дрожание рук, ног, щек, век);
5) заметные изменения в фонации и артикуляции речи, неадекватная интонация;
6) значительные эмоционально-вегетативные сдвиги;
7) частные позывы на диурез, повышение перистальтики кишечника при эмоциях;
8) суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмерной эмоциональной окраской.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое "акцентуация" и "психопатия"?
2. В чем отличие психопатической личности от акцентуированной?
3. Какие основные типы психопатий и их причины выделяются О.В.Кербиковым?
4. Приведите примеры литературных героев, имевших явно выраженные психопатические черты личности.
Литература
1. Гиллберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста.- М., 2004.
2. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. СПб., 2005.
3. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. - М., 1981.
4. Леонгард К. Акцентуирование личности /Пер. с нем. В.Лещинской. - Киев, 1981.
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983.
6 Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методологические рекомендации. - М., 1980.
Задача
Юля Б., ученица 4 класса. Обратилась мама по инициативе классного руководителя в связи с нарушениями поведения. Педагога беспокоит то, что девочка стремится привлечь к себе внимание, рассказывает странные фантастические истории, в которых сама является главной героиней: то ее похищали инопланетяне, то нападают бандиты и шпионы и т.д. Учится девочка неравномерно, в зависимости от интереса к предмету и конкретной теме. Мама Юли тоже замечает склонность дочки к фантазированию, но жалуется и на то, что с первых лет жизни девочка была нетерпима к требованиям и запретам. Добиваясь своего, падает на пол, кричит, стучит ногами и руками. Такие реакции сохранились и в школьном возрасте. Часто на любые требования реагирует громким плачем. Любит привлекать к себе внимание гостей, поет, танцует, рассказывает о своих успехах в школе.
При патопсихологическом обследовании отмечается быстрый темп сенсомоторики. Высокая работоспособность сочетается с явлениями пресыщаемости. Объем, переключение и распределение внимания - высокая норма, произвольная концентрация несколько затруднена. Механическая память - в пределах нормы. "Исключения" и "обобщения" производятся на основании существенных признаков, однако есть субъективно-значимые решения. Самооценка завышена, но выражена неуверенность в отношении к себе со стороны учителей и одноклассников. Отмечается высокий, неустойчивый уровень притязаний.
1. В чем причины нарушений поведения у Юли?
2. Что можно порекомендовать?