Признаки психопатических черт характера

Первый признак:

1) некоррегируемое (необъяснимое, неосознаваемое) бессмыс­ленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий;

2) чрезмерно быстрая смена настроений, увлечений, неустойчи­вое поведение, постоянные легкомысленные поступки.

Второй признак:

1) частые ссоры, конфликты с товарищами, немотивируемая гру­бость, злобность, постоянные пререкания;

2) чрезмерная угодливость, слащавость, податливость.

Третий признак:

1) позерство, стремление обратить на себя внимание любым пу­тем, ярко выраженный эгоизм, бравирование угрозами самоубийства;

2) самоунижение, униженность, постоянная подавленность, не­адекватная пугливость, настойчивые мысли о самоубийстве.

Четвертый признак:

1) явная неадекватность поведения, даже во вред себе, необъ­яснимые поступки, неорганизованность в поведении;

2) извращенный, гипертрофированный педантизм.

Пятый признак:

1) цинизм, подчеркнутая грубость, бравирование своей развращенностью;

2) гипертрофированная застенчивость по отношению к противо­положному полу, неадекватный страх перед ним.

О повышенной эмоциональной возбудимости могут свидетельство­вать некоторые признаки внешних проявлений эмоций, негативные сдвиги и поведенческие реакции. Такие признаки можно наблюдать при усложнении ситуации в ходе, например, подготовки уроков, при повышенной требовательности, строгости учителей, на уроках, экза­менах:

1) яркие мимические реакции, особенно оживление дистатораль­ных рефлексов, в частности, хоботкового рефлекса (губы вытянуты вперед трубкой);

2) выраженная пантомимика;

3) выраженные реакции позы, особенно скованность;

4) сильный тремор (дрожание рук, ног, щек, век);

5) заметные изменения в фонации и артикуляции речи, неадек­ватная интонация;

6) значительные эмоциональные и вегетативные сдвиги;

7) частые позывы на диурез;

8) суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмер­ной эмоциональной окраской;

9) неадекватные эмоциональные реакции радости или огорчения, частые избыточные эмоции.

По поведенческим реакциям можно судить и об эмоциональной устойчивости, т.е. способности сохранять устойчивость психических и психомоторных процессов при сильных эмоциях.

О недостатках эмоциональной устойчивости свидетельствуют следующие признаки:

1) постоянное ухудшение результатов учебной или иной дея­тельности в условиях эмоциональных воздействий, при сильных эмоциях;

2) ответы на экзаменах или контрольных всегда хуже, чем на обычных занятиях;

3) неадекватные поступки, частые ошибки в действиях при ра­боте в условиях контроля со стороны взрослых или значимых сверст­ников;

4) постоянное стремление избегать эмоционально насыщенных ситуаций в учебной, спортивной, будущей профессиональной или иной деятельности (желание присутствовать только в роли зрителя).

О дисциплинированности могут свидетельствовать такие показа­тели, как строгое соблюдение установленного порядка, стремление быстро и точно выполнять данные поручения, высокая требователь­ность к себе и другим, общественная активность, опрятность и ак­куратность в одежде, интерес к литературе, кинофильмам и телепе­редачам на научную тематику.

О недисциплинированности свидетельствуют противоположные признаки, в частности, стремление “увильнуть” от работы, не выпол­нить поручение; необязательность, нечестность, лень, стрем­ление осуществить личные интересы за счет товарища, провокацион­ные вопросы, направленные на дискредитацию учителя, постоянные нарушения дисциплины, элементы постоянного шутовства, дурашли­вость.

При изучении организаторских способностей обращается внима­ние на умение планировать работу, контролировать выполнение наме­ченного плана, распределять обязанности среди учащихся, контакти­ровать как со старшими, так и с подчиненными. Например, будучи старшим при выполнении различных заданий и хозяйственных работ. Важно умение прислушиваться к мнению других, выполнение работы в соответствии с принятым решением; наличие гибкости при уточнении таких решений, если этого требует ситуация; умение предвидеть ре­зультат работы, умение увлечь ребят (если надо – собственным при­мером).

Об отношении к коллективу (о коллективизме) можно получить некоторую информацию по таким признакам, как активность и принци­пиальность в борьбе за общие интересы, отзывчивость по отношению к товарищам, забота о них, внимание к их нуждам, готовность прийти на помощь, умение принять требование коллектива и стремление подчинить личные интересы общественным, критика в “глаза”, кор­ректность и доброжелательность по отношению к товарищам, автори­тетность среди них. При оценке отношения к коллективу учитывается также общественная активность.

В целях всестороннего изучения учащихся, наряду с наблюдени­ем, школьный психолог может использовать экспериментальные мето­дики, анкеты, наблюдения учителей и классных руководителей по составленной им программе, материалы бесед, интервью, позволяющие получить более глубокие и разносторонние сведения о личности ин­тересующего его ученика.

Наши рекомендации