Тема 5. Дети с задержкой психического развития
План
1. Понятие о задержке развития.
2. Основные варианты задержки психического развития (ЗПР).
Задержка развития.
1.1. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
1.2. М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР:
- обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);
- возникающая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.
2. Основные варианты ЗПР.
2.1. ЗПР конституционального происхождения:
- истинный инфантилизм;
- гармонический или психофизический инфантилизм;
- психический инфантилизм.
При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.
2.2. Соматогенная задержка обусловлена длительным, хроническим заболеванием - стойкие астении приводят к задержке психического развития.
2.3. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки.
2.4. ЗПР церебрально-органического генеза обусловлена множественным микропоражением коры и подкорковых структур головного мозга, т.е. минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Термин "минимальная мозговая дисфункция" был предложен Э.Депффом в 1959 г. для обозначения симптомов, возникающих в результате поражения мозга.
2.5. Общие особенности детей с ЗПР:
- снижение работоспособности вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
- не нарушены пороги абсолютной чувствительности;
- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения.
Критерии дифференциальной диагностики (для детей младшего школьного возраста)
Дебильность и разновидности ЗПР | Параметры психического развития | ||||||||||||
Моторика | Внимание | Память | Вербальный интеллект | Способность к вербальному мышлению | Невербальный интеллект | Эмоции | Волевая регуляция | Критичность | Самооценка | Круг интересов | Отношение к оценке | Реакция на помощь | |
Дебильность | недоразвита, выраженная недостаточность тонкой моторики | инертно, произвольное – затруднено | механическая нормально развита; опосредованная хуже | недостаточный IQ<70 | очень низкая | недостаточный | развиты слабо, примитивные | повышенная внушаемость, недостаточно развита произвольность | отсутствует | завышена | примитивные, ограничиваются бытовыми потребностями | оценка безразлична | почти отсутствует |
Разновидности ЗПР | |||||||||||||
Инфантилизм | быстрая, подвижная | произвольное недостаточно развито | преимущественно непроизвольное запоминание | в пределах нормы | развита | в пределах нормы | лабильные, экспрессивные, неуправляемые | неразвита | недостаточная | слабо дифференцирована | игры | слабая заинтересованность | значительное улучшение результатов |
Органический инфантилизм | неуклюжесть | произвольное недостаточно развито | незначительное снижение | несколько ниже нормы IQ<90 | нижние пределы нормы | в пределах нормы | страхи или повышенное настроение | не развита | выраженная ориентация на мнение взрослых | завышена или занижена | игры, преимущественно стереотипные | заинтересованное | определенное улучшение результатов |
Соматогенные задержки | в норме | непостоянное, колеблется | несколько снижена | нижние пределы нормы IQ=85-95 | развита | в пределах нормы | выраженная эмоциональная лабильность | недостаточно развита | в пределах нормы | занижена | игры, иногда стереотипные | заинтересованное | улучшение результатов |
Педагогическая и микросоциальная запущенность | в норме | в норме | не нарушена | несколько ниже нормы IQ<90 | развита | в норме | адекватные | развита (при выполнении привычных заданий) | недостаточная | дифференцирована | бытовые, игровые | заинтересованное, иногда проявление негативизма | резкое улучшение результатов |
Церебрально-органическая задержка | точная координация отсутствует, неуклюжесть | недостаточная концентрация | затруднено запоминание, особенно вербальное | несколько ниже нормы, но выше, чем у дебилов IQ=70-90 | Развита слабо | нижний предел возрастной нормы | выраженная инертность и аффективная взрывчатость | не развита, выраженная импульсивность | недостаточная | слабо дифференцирована | игры, иногда стереотипные | в основном безразличное, иногда заинтересованность | незначительное улучшение |
Контрольные вопросы и задания
1. Чем задержка психического развития отличается от олигофрении?
2. Перечислите основные особенности детей с ЗПР.
3. Чем ЗПР конституционального происхождения отличается от ЗПР церебрально-органического генеза?
4. Подумайте и предложите методики для обследования детей при приеме в коррекционные школы.
5. Сделайте прогноз развития детей с различными вариантами ЗПР.
Задача
Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тяжелую форму кори.
При патопсихологическом обследовании испытуемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6: ассоциативное - несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных - успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улучшают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.
1. Какой тип ЗПР отмечается?
2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные реакции?
Литература
2. 1.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.- М., 2003.
3. 2.Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития.—Великий Новгород, 2002.
4. 3.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб., 2001.
5. 4.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.- СПб., 2004.
5. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.
6. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990.
7.Яременко Б.Р.. Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей.- СПб., 2002.