Врачебный контроль в массовой ФК. Распределение на медицинские групп в учебных заведениях. Организация и методика врачебного контроля за физ. Воспитания в школе.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ - основной раздел спортивной медицины. Содержание и задачи врачебного контроля:1) оценка состояния здоровья, решение вопроса допуска и спортивной ориентации с учетом показания и противопоказаний; контроль за состоянием здоровья в ходе занятий или тренировочного процесса; оценка физического развития и его динамики; 2) диагностика функционального состояния; выявление влияния на организм режима и методики тренировки; лечение спортивных травм, заболеваний и повреждений у лиц, занимающихся ФК и спортом, изучение причин их возникновения и разработка мep профилактики; контроль за соответствием условий и организации занятий принятым санитарно-гигиеническим нормативам; 3) медицинское обеспечение соревнований; 4) санитарно-просветительная и воспитательная работа.
По результатам ежегодных врачебных обследований учащиеся школ, техникумов и т.д. в зависимости от состояния здоровья, физического развития и функционального состояния распределяются на 3 медицинские группыпо физическому воспитанию: основную, подготовительную и специальную.
Основная медицинская группа.В эту группу включаются дети без отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием, с достаточной физической подготовленностью или с незначительными функциональными отклонениями.
Подготовительная медицинская группа.К этой группе относятся дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без достаточной физической подготовленности.
Специальная медицинская группа.Эта группа предназначена для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера. Учащиеся этой группы выполняют обычные учебные нагрузки, но им противопоказаны занятия по учебной программе физического воспитания.
Задачи медицинского наблюдения за уроками физического воспитания.1 .Контроль за соответствием содержания урока учебной программе.
2.Контроль за соответствием упражнений возрастным нормам и делением учащихся на медицинские группы.
3.Контроль за выполнением медицинских указаний в отношении особенностей методики проведения занятий (дыхательные, корригирующие упражнения).
4.Оценка размещения уроков физического воспитания в общем учебном расписании школьных занятий.
5.Контроль за соблюдением гигиенических требований при проведении занятий.
Методы используются при врачебных наблюдениях за влиянием занятий физическими упражнениями на организм занимающихся, вкл. в себя: хронометраж занятий, опрос о самочувствии, определение внешних признаков утомления (побледнение лица, затрудненное дыхание, чрезмерная потливость, нарушение координации движений), учет реакции организма на нагрузки с помощью доступных методов контроля за ЧСС, АД, динамометрией.
Моторная плотность урока-характеризует насыщенность занятия активной работой и определяется хронометражем. При этом учитывается время, затраченное непосредственно на выполнение физических упражнений, и определяется его отношение в % к общей длительности всего урока. Плотность 80-90% следует считать очень высокой, 60-70% -хорошей, 40-50%-низкой.
«Физиологическая кривая»-изменение пульса в процессе занятий - дает представление о степени напряжения регуляторных систем кардиоритма в начале урока, в основной части и в заключительной. ЧСС определяется пальпаторно на сонной артерии перед занятием и в течение всего занятия (после отдельных его частей, сразу после завершения отдельных упражнений, в восстановительном периоде после них и после окончания занятия в целом). Зафиксированные и отмеченные на графике при отдельных исследованиях частоты пульса и дадут физиологическую кривую урока, анализ которой позволит оценить правильность распределения нагрузок, их величину, наличие или отсутствие тренирующего или оздоровительного эффектов занятия. При условии, что все учащиеся обучены самостоятельному подсчету ЧСС по команде (как это делается в спорте), возможно одномоментно контролировать большую группу занимающихся, получать данные в сравнимых условиях и давать им индивидуальную оценку.
Роль тренера в организации врачебного контроля за лицами старших возрастов занимающихся ФК. Особенности адаптации к ФК лиц старших возрастных групп. Понятие о геронтологии и гериатрии. Двигательные режимы и формы занятий. Показания и противопоказания к ним.
Объем первичного врачебного обследования лиц среднего и пожилого возраста всключает в себя: 1.Общий и медицинский анамнез. 2.Соматоскопия и антропометрия (рост, вес, окружность грудной клетки и ее экскурсии). 3.Терапевтический осмотр с проведением функциональной пробы (20 приседаний за 30 сек) с измерением ЧСС и АД до нагрузки и в течение 5 мин. восстановления. 4.Консультация специалистов: окулист, невропатолог, хирург, оториноларинголог, гинеколог 5.Определение толерантности к нагрузкам (нагрузочное тестирование с обязательным ЭКГ-контролем в покое, во время нагрузки и в восстановительном периоде). 6.Флюорография. 7.Клинический анализ крови и мочи. Повторные врачебные исследования также должны носить комплексный характер и проводиться (с целью оценки эффективности занятий) не реже 2-х раз в году. При обследовании ССС обязательным является электрокардиографическое исследование для исключения бессимптомного течения ишемической болезни сердца и выявления аритмий, связанных с нарушением функций миокарда (автоматизма, проводимости и возбудимости). Оценивая реакцию ССС на физическую нагрузку у лиц среднего и пожилого возраста, следует помнить, что с возрастом уменьшается количество нормотонических реакций и чаще встречаются атипичные реакции (гипертоническая и ступенчатая). Для определения степени физической подготовленности людей старших возрастов используют только субмаксимальные нагрузки. С этой целью у них проводят (в зависимости от возраста) тесты PWC-150 и PWC-140 (с возрастом снижается зона оптимального функционирования аппарата кровообращения). Предельно допустимыми значениями ЧСС во время нагрузочного тестирования (по рекомендации ВОЗ) являются: в 30-39 лет - 160 уд/ мин,40-49-150,50-59-140, 60 и старше - 130
В зависимости от состояния здоровья и уровня физической подготовленности взрослое население делится на 3 группы:
первая- здоровые и хорошо физически подготовленные люди, с умеренными возрастными изменениями;
вторая-лица с небольшими отклонениями в состоянии здоровья возрастного характера, с невысоким уровнем физической подготовленности;
третья-лица с выраженными отклонениями в состоянии здоровья (хронические заболевания в стадии ремиссии) и слабой физической подготовленностью.
Особенности адаптации к ФН занятия ФУ связанные с этими изменениями функций и эмоциональных реакций, благоприятно влияют на организм людей старшего возраста. Наиболее положительное влияние проявляется тогда, когда характер, объем, ритм, интенсивность и др. качества упражнений устанавливаются с учетом тренированности личностных, особенностей и функционального состояния занимающихся. В тоже время ФН должны обеспечивать коррекцию возрастных нарушений и профилактику патологических изменений в организме.
Двигательные режимы, которые могут быть порекомендованы лицам среднего и пожилого возраста, по своим характеристикам подразделяются на следующие:
1) Реабилитационный - использование средств ФК для восстановления здоровья и физической работоспособности после перенесенных заболеваний и травм. 2) Общая физическая подготовка - направлена на улучшение функциональных показателей и физических данных (нормализация веса, увеличение ЖЕЛ), на коррекцию некоторых возрастных изменений (улучшение осанки, нормализация функции кишечника), на повышение общей выносливости, на восстановление двигательных навыков или обучению новым. 3) Тренирующий режим — при постепенном увеличении объемов физических нагрузок («бег трусцой»)- обеспечивает рост функциональных резервов организма. 4) Режим поддержания спортивного долголетия (для ветеранов спорта).
Формы занятий ФК для лиц среднего и пожилого возраста: группы здоровья, общей физической подготовки, клубы любителей бега, индивидуальные занятия. Занятия с лицами старших возрастов должны носить оздоровительный и общеукрепляющий характер и проводиться систематически. Следует с осторожностью применять скоростные упражнения, упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, продолжительными наклонами головы ниже пояса. Начинать занятия следует с такой интенсивности упражнений, чтобы при их выполнении ЧСС не превышала 60% (а иногда и 50%) от максимальной ЧСС. В практических целях для определения максимальной ЧСС используют формулу: ЧССмах = 220- возраст (годы)
Геронтология- наука о причинах и процессах старения живых организмов, в том числе и человека. Гериатрия- учение о болезнях старости.
Понятие о валеологии. Качественные и количественные характеристики здоровья, факторы здоровья. Значение этих понятий в деятельности тренера и педагога. Вредные привычки и их отрицательные влияния на организм человека. Роль тренера и педагога в формирование ЗОЖ.
Валеология - это наука о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье – это состояние полного физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Критерии: 1. рождаемость. 2. смертность. 3. прирост населения. 4. заболеваемость. 5. продолжительность жизни. 6. физическое развитие населения.
Факторы здоровья
Факторы: 50-55%- образа жизни человека, 20-25%- экологии окружающий среды, 15-20%- наследственности, 10-15% - уровня развития здравоохранения в стране. Образ жизни - определенный исторический способ деятельности в материальной и нематериальной сфере. Компоненты ЗОЖ: 1. оптимальный двигательный режим. 2. рациональное питание. 3. отказ от вредных привычек. 4. регуляция психо-эмоционального состояния.5. разумное социальное удовлетворение. 6. закаливание. 7. соблюдение труда и отдыха. 8. личная гигиена.