Составитель: учитель истории
Программа
Военно-патриотическогоклуба
«Прометей»
Составитель: учитель истории
Баймурзин Марсель Шамилович
Г. Полевской
Г.
План:
1. Пояснительная записка…….………………………………………………3
2. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи……………………………………………………….………..……..4
3. Основные направления программы военно-патриотическогоклуба «Прометей»………………..……………………………………………….…..7
4. Содержание программы……………………………...…………………….9
5. Источники…………………………………………………………………12
6. Календарно – тематическое планирование……………………………14
Программа
Военно-патриотического клуба «Прометей»
Пояснительная записка.
Введение:
Программа военно-спортивного клуба «Прометей» (далее Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»,в соответствии с:
1. Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации(протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.);
2. Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ;
Программа определяет основные направления военно-патриотического воспитания учащихся муниципального автономного образовательного учреждения Полевского городского округа «Политехнический лицей № 21 «Эрудит».
Актуальность проблемы
патриотического воспитания детей и молодёжи:
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
За последние годы в России значительно ослаблена работа по патриотическому воспитанию граждан. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и печати; обострение межнациональной розни. Разрушение системы патриотического воспитания привело к тому, что происходит постепенная утрата обществом патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров. Утрачивается истинное значение и понимание интернационализма; получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития идейно-патриотического воспитании граждан.
В целях объединения усилий лицея, семьи, общественности, жителей города Полевского в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в военно-патриотическом воспитании и разработана данная Программа.
Цель и задачи программы:
Целью Программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
• формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
• изучение истории и культуры Отечества и родного края;
• физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
• дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
• консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей города в патриотическом воспитании детей.
В процессе реализации Программы осуществляется взаимодействие школы с органами исполнительной власти городаПолевского, с воинскими частями, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.
Виды деятельности:игровая, познавательная.
Возраст учащихся:12-16 лет.
Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную подготовку, военно-тактическую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники получают хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической подготовки.
Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течение учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических, военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах
Результатами реализации Программы служит следующее:
· воспитание у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
· развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.
Конечным результатом реализации Программыстанет положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины, повышение авторитета школы.
Содержание программы
Наиболее эффективной, в плане военно-патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся, на мой взгляд, являются творческие объединения учащихся (клубы)военно-патриотического характера, так как они охватывают сразу все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию более массовый характер, а с другой стороны – вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работой.
Целью работы клуба является:
· Пропаганда здорового образа жизни;
· Популяризация службы в рядах Вооружённых сил;
· Физическое и нравственное совершенствование личности.
Работа клуба – это не разовое эпизодическое мероприятие, а массовая форма систематической военно-патриотической и спортивной работы. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности и других мероприятий, которые закладывают основы морально-психологической подготовки, способствуют физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
Направления деятельности.
Общая физическая подготовка.
ü Правила выполнения самостоятельных занятий ОФП. И Предупреждение травматизма. Подбор заданий для самостоятельных занятий. Гигиена и закаливание.
ü Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости.
ü Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств.
ü Упражнения и игры на развитие ловкости и силы.
ü Командные игры.
Строевая подготовка.
v Обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем.
v Строевая выучка. Построение в одну, в две шеренги по звеньям.
v Сигналы управления строем.
v Движение строем, поворот в движении, размыкание и смыкание строя.
v Исполнение песни в строю, отдание воинской чести во время движения отряда.
v Выход из строя и подход к начальнику, возврат в строй.
Туризм.
· Ориентирование на местности без карты. Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний.
· Движение по азимуту.
· Составление схемы местности и нанесение цели на схему.
· Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа.
· Измерение расстояния различными способами.
· Организация движения по азимуту.
Первая медицинская помощь.
Главная задача – научить оказывать первую медицинскую помощь при разных ситуациях.
§ Личная и общественная гигиена.
§ ПМП при травмах и несчастных случаях.
§ Понятие раны. Виды ран.
§ Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения.
§ Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила.
§ Ушибы, растяжения связок и ПМП при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах.
§ Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств.
§ Понятие об ожогах и обморожениях, ПМП при них.
§ ПМП при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током.
§ Первая помощь утопающему, способы искусственного дыхания.
§ ПМП при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения.
§ Пищевые отравления, ПМП при них.
§ Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности.
§ Лекарственные травы, их значение, назначение. Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы.
Огневая подготовка.
ü Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена.
ü Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.
ü Снаряжение магазина.
ü Основы и правила стрельбы.
ü Скоростная стрельба.
Рукопашный бой.
§ Самостраховка: при падении вперёд, при падении назад, при падении на бок.
§ Комплекс приёмов рукопашного боя без оружия на 8 счётов.
§ Приёмы рукопашного боя с оружием.
Количество часов:
Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
К программе прилагается календарно-тематическое планирование.
Источники:
1. «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» - Постановление Правительства Российской Федерации от 30декабря 2015 г. № 1493;
2. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" - Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2006 г. N 203/1936;
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.);
4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ;
5. Смирнов А.Т. Программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ, программа курса ОБЖ для X-XI классов общеобразовательных учреждений –2010 г.;
6. Смирнов А.Т.Учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности» 10, 11 класс, Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. - Москва, «Просвещение», 2009-2008 гг.
7. Смирнов А.Т.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2007;
8. «ОБЖ. Основы безопасности жизни» - учебно-методический журнал;
9. Васнев В.А. «Основы подготовки к военной службе» - Методические материалы и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2007г.;
10. Символы России и Вооруженных Сил: 13 плакатов. - М.: Арм пресс, 2001.
11. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М., 2001—2004 г.
11. Программа по физической культуре для общеобразовательных школ 1-11 класс.- Матвеев А.П, Просвещение, 2010 г.
12. Дни воинской славы России. Москва, ООО глобус, 2007 г.
13. Аронов А.А. Воспитание патриотов: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989 г.
14. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России// Проблемы воспитания патриотизма. – Вологда.: ВИРО, 2004 г.
15. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. – М.: Издательство Мысль, 1984 г.
16. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. – М.: Издательство ДОСААФ, 1996 г.
17. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1978 г.
18. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978 г.
19. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ № 8, 2005 г.
20. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, № 8, 2005 г.
21. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ, № 11, 2006 г.
22. Строевой устав вооруженных сил Российской Федерации. Москва, военное издательство, 2006
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тематика занятия. | Количество часов. | Дата | |
план | факт | |||
I. Первая медицинская помощь (16 ч). | ||||
1.1 | Личная и общественная гигиена. | 26.10 | ||
1.2 | Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. | 9.11 | ||
1.3 | Понятие раны. Виды ран. | 16.11 | ||
1.4 | Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения. | |||
1.5 | Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила. | |||
1.6 | Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них. | |||
1.7 | Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах. | |||
1.8 | Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств. | |||
1.9 | Понятие об ожогах и обморожениях, первая медицинская помощь при них. | |||
1.10 | Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током. | |||
1.11 | Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания. | |||
1.12 | Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения. | |||
1.13 | Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них. | |||
1.14 | Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности. | |||
1.15 | Лекарственные травы, их значение, назначение. | |||
1.16 | Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы. | |||
II. Туризм (7 ч). | ||||
2.1 | Ориентирование на местности без карты. | |||
2.2 | Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний. | |||
2.3 | Движение по азимуту. | |||
2.4 | Составление схемы местности и нанесение цели на схему. | |||
2.5 | Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа. | |||
2.6 | Измерение расстояния различными способами. | |||
2.7 | Организация движения по азимуту. | |||
III. Общая физическая подготовка и строевая подготовка (24 ч). | ||||
3.1 | Строевая подготовка: обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем, строевая выучка. | 7.09 | ||
3.2 | Строевая подготовка: строевая выучка. Бег по пересечённой местности. | 12.09 | ||
3.3 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Провести бег на выносливость 4 минуты. | 19.09 | ||
3.4 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие координационных способностей: челночный бег 3х10 м. | 28.09 | ||
3.5 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение перемещению по местности поточным способом. Функционирование «командой». | |||
3.6 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Общая физическая подготовка. | |||
3.7 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. | |||
3.8 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение метанию гранаты в цель. | |||
3.9 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие скоростной выносливости. | |||
3.10 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие скоростных качеств. | |||
3.11 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Простейший комплекс силовой подготовки | |||
3.12 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. | |||
3.13 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие координационных способностей. | |||
3.14 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Учёт скоростных качеств в беге на 60 и 100 метров. | |||
3.15 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие выносливости в беге на 1000 метров: 500 метров бежать и 500 метров идти (обучение правильному дыханию). | |||
3.16 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Полоса препятствий. | |||
3.17 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. | |||
3.18 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Круговая тренировка. | |||
3.19 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Выполнение статического усилия: вис на согнутых руках. | |||
3.20 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты на развитие основных двигательных качеств. Силовые упражнения. | |||
3.21 | Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Бег по пересечённой местности с заданиями. | |||
3.22 | Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Совершенствование дыхательных упражнений во время движения. | |||
3.23 | Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Тестирование 6 минутного бега. ОФП. | |||
3.24 | Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Силовая подготовка. Метание по движущейся цели. | |||
IV. Рукопашный бой (12 ч). | ||||
4.1-4.3 | Самостраховка: при падении вперёд, при падении назад, при падении на бок. ОФП. | |||
4.4-4.8 | Комплекс приёмов рукопашного боя без оружия на 8 счётов. | |||
4.9 - 4.12 | Приёмы рукопашного боя с оружием и без оружия. | |||
V. Огневая подготовка(4 ч). | ||||
5.1 | Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена. | |||
5.2 | Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. | 12.10 | ||
5.3-5.4 | Снаряжение магазина. Основы и правила стрельбы. Скоростная стрельба. | |||
VI. Основы туристической техники(5 ч). | ||||
6.1 | Ориентирование в туристическом походе. | 5.10 | ||
6.2 | Организация бивака. | 19.10 | ||
6.3 | Разведение костра. | |||
6.4 | Установка палатки. | |||
6.5 | Способы преодоления препятствий во время маршрута. |
Программа
Военно-патриотическогоклуба
«Прометей»
Составитель: учитель истории
Баймурзин Марсель Шамилович
Г. Полевской
Г.
План:
1. Пояснительная записка…….………………………………………………3
2. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи……………………………………………………….………..……..4
3. Основные направления программы военно-патриотическогоклуба «Прометей»………………..……………………………………………….…..7
4. Содержание программы……………………………...…………………….9
5. Источники…………………………………………………………………12
6. Календарно – тематическое планирование……………………………14
Программа