Эпилептоидный тип психопатии и акцентуация характера
Название «эпилептоидный» дано этому типу психопатии из-за сходства с некоторыми изменениями личности, которые происходят у больных эпилепсией.
Основными особенностями характера эпилептоидных психопатов являются повышенная возбудимость в сочетании со взрывчатостью, злобностью, злопамятностью, мстительностью, склонностью проявлять бурные реакции с агрессией в ответ на незначительные внешние раздражители.
Проявления психопатии чаще всего обнаруживаются уже в детстве. С раннего возраста такие дети могут беспричинно подолгу плакать и их невозможно успокоить, не действует окрик – они ожесточаются, колотят ручками и ножками по чему попало, могут ударить мать, сверстников.
Такие дети периодически бывают хмурыми, мрачными, беспричинно озлобленными. Они изводят своих близких капризами и немотивированной злобностью.
С детских лет эпилептоиды проявляют властность и деспотизм. В коллективе они претендуют на роль «вождя» и «властелина», требуют безоговорочного подчинения себе, устанавливают правила в играх и всегда действуют в свою пользу.
«Слабое место» эпилептоида – это всё, что посягает на его авторитет и ущемляет его самолюбие.
Эпилептоид не любит никому подчиняться. При малейшем посягательстве на его авторитет и требование подчинения даже по отношению к взрослому человеку он проявляет неповиновение, гневливость и иногда – даже агрессию.
Эпилептоидам свойственны особые злопамятность и мстительность. Они не в состоянии забыть ни малейшей причинённой им обиды.
Им свойственны садистические наклонности. Они исподтишка издеваются над более слабыми, мучают животных, ужасая взрослых своей жестокостью.
В школьные годы у эпилептоидов выявляется приверженность правилам, повышенная скрупулёзность во всём, и это стремление к внешней аккуратности становится самоцелью и осуществляется во вред учёбе.
Наиболее рельефная особенность у эпилептоидов – наличие частых, внешне ничем не спровоцированных, периодов мрачного, угрюмого, злобно-тоскливого или злобно-раздражительного настроения, которые называются дисфориями.
В период дисфории неуклонно накипает раздражение и эпилептоидный психопат ищет, на ком бы сорвать накопившееся зло. Эта злобность не имеет никакого отношения к поведению окружающих, она идёт изнутри и является наиболее характерным эмоциональным проявлением и эпилептоидной психопатии, и эпилепсии.
Стремление окружающих предотвратить дисфорию, их доброжелательность, готовность пойти навстречу в малейших желаниях эпилептоида не имеют успеха. И даже наоборот, участие и доброта окружающих ещё более озлобляют эпилептоидного подростка, так как в этих случаях он не имеет мотива, чтобы сорвать на них своё зло, и оно достигает наивысшего накала. Это состояние подобно взрыву.
В конце концов, эпилептоид находит какой-нибудь повод для придирки, который может быть совершенно случайным и играет роль «последней капли», переполнившей чашу терпения. Происходит бурная эмоциональная разрядка, отличающаяся не только большой силой, но и продолжительностью. Возможно даже двигательное возбуждение с крушением предметов, угрозами в адрес окружающих и агрессивностью, направленной на любого, даже первого попавшегося ни в чём не повинного человека.
Потом эпилептоидный психопат долго не может остыть и успокоиться. Этим эмоциональные разряды при эпилептоидной психопатии отличаются от вспышек при других типах психопатий, где человек быстро вспыхивает, но так же быстро остывает, если отвлечь его внимание или если причина, вызвавшая гнев, устранена.
Дисфория – длительное состояние, может продолжаться и несколько часов, и несколько дней.
Сам эпилептоидный психопат не может ни предотвратить приступ дисфории, ни совладать с собой во время такого приступа. Эпилептоиды признают, что такие состояния возникают без какой-либо внешней причины – «на меня находит».
Идеальные условия для разрядки у эпилептоида – ситуация драки. Иногда они намеренно провоцируют её.
Из судебно-психиатрической практики известно, что не мотивированные и дикие по своей жестокости убийства совершают именно эпилептоиды.
Поэтому социальная декомпенсация у эпилептоидных психопатов происходит очень рано, порой даже в подростковом возрасте. Среди них часты нарушения закона, связанные с насилием и агрессией. Многие из них в течение жизни имеют судимости, в основном за одни и те же преступления.
Иногда дисфория может быть не столь выраженной, а проявляться бездельем, апатией, угрюмостью и хмурым видом.
Эпилептоидам свойственна страсть к накопительству, они предпочитают коллекционировать то, что можно потом с выгодой продать.
Внешность некоторых эпилептоидов имеет характерные особенности – сильная приземистая фигура, массивный торс при сравнительно коротких руках и ногах, короткая шея, тяжёлая нижняя челюсть. Но эти особенности свойственны не всем. В движениях большинства эпилептоидов ощущается тяжеловесность и замедленность.
Все психические процессы эпилептоидов характеризуются патологической инертностью, замедленностью, тугоподвижностью, трудностью переключаемости. Всё это называется вязкостью. Вязкость проявляется в мышлении и в эмоциях (устойчивость, неспособность к переключению – ригидность эмоций). Поэтому отрицательные эмоции, возникнув, продолжаются длительное время, и эпилептоид не способен переключиться.
В определённой степени с этими особенностями связаны злопамятность и мстительность эпилептоидов.
Именно поэтому многие эпилептоиды, став взрослыми, предпочитают асоциальную и криминальную среду, где ответную реакцию они могут тут же проявить в виде немедленной и беспощадной расправы. Даже отпетые уголовники стараются не связываться с эпилептоидом, так как в драке он не щадит ни себя, ни соперника.
В подростковом возрасте обнаруживается ещё одна особенность эпилептоидных психопатов – заискивание перед людьми, от которых они зависят. Эпилептоид может быть льстивым и угодливым перед воспитателем, учителем, директором школы или тренером в спортивной секции. В первое время он даже может произвести впечатление аккуратного, старательного и исполнительного. Угодничество эпилептоида перед «начальством» и неукоснительное выполнение всех его требований имеет своей целью самому приобрести какую-то власть над сверстниками и «командовать» ими. Если эпилептоида назначают старостой класса, капитаном спортивной команды, то от его диктаторских замашек стонут все остальные сверстники, и это приводит к бурным конфликтам.
Эпилептоиды – реалисты. Они не заглядывают далеко в будущее, не любят мечтаний и пустых фантазий, живут сегодняшним днём, предпочитают материальные блага высоким нравственным устремлениям. Они любят деньги и то, что можно приобрести на них, любят вкусно и сытно поесть, у них крепкий сон.
У большинства эпилептоидов наблюдаются напряжённое состояние инстинктивной сферы и аномалия влечений.
Сексуальное влечение очень интенсивно. Любовь эпилептоида сочетается с тяжёлой ревностью. Он может жестоко избить свою избранницу при малейшем сомнении в её верности. Измен эпилептоид не прощает, расценивая их как предательство.
Брак с эпилептоидом – тяжёлое бремя для его жены. В семье он тиран и деспот, добивается повиновения всех членов семьи. В гневе он не способен щадить ни жену, ни детей.
В удовлетворении сексуального влечения присутствуют элементы садомазохизма. В подростковом возрасте эпилептоид получает удовольствие, жестоко мучая животных, а также издеваясь над более слабыми сверстниками.
Чувственное наслаждение приносит эпилептоиду причинение боли и самому себе – он колет, кусает и режет своё тело, прижигает сигаретой.
В условиях закрытых учреждений (в детском доме, интернате, лагере, колонии для несовершеннолетних или взрослых преступников, тюрьме), где находятся люди одного пола, многие эпилептоиды вступают в гомосексуальные отношения. И мужчины, и женщины-эпилептоиды в гомосексуальных отношениях всегда играют активную роль, сочетая гомосексуализм с грубыми извращениями.
В подростковом возрасте у некоторых эпилептоидов наблюдаются и такие расстройства влечений, как пиромания(склонность устраивать поджоги) и дромомания (склонность к бродяжничеству).
Многие эпилептоиды начинают злоупотреблять спиртными напитками уже в подростковом возрасте. Вообще подростки мало выносливы к спиртному, поэтому обычно предпочитают слабые алкогольные напитки крепким. Но эпилептоиды с самого начала отдают предпочтение водке. У них возникает потребность пить «до отключки». В состоянии опьянения эпилептоиды становятся неуправляемыми.
Возможна эпилептоидная психопатия не в чистом виде, а в сочетании с какими-либо чертами, свойственными другим типам психопатий.
При эпилептоидно-истероидном варианте основные эпилептоидные черты сочетаются со склонностью к демонстративному поведению, претенциозностью, повышенной самооценкой, эгоцентризмом.
Эпилептоидная психопатия – один из наиболее трудных вариантов для социальной адаптации. Эпилептоиды любят только себя, власть и материальные выражения социального благополучия. Декомпенсация у них может происходить где угодно – в семье, в учебном заведении, на работе. Больше, чем при других видах психопатии, выявляется склонность к асоциальным и криминальным поступкам, связанным с насилием.
Это один из наиболее неблагоприятных вариантов психопатии как для самого человека из-за частой декомпенсации и социальной дезадаптации, так и для окружающих, для которых эпилептоид – жестокий тиран и деспот.
Динамика психопатий
Психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с окружающими. Сами создавая конфликтные ситуации, они делают себе ещё хуже, так как во время конфликта возникает дополнительное психогенное воздействие.
В такой ситуации возникает психопатическая реакция, которая чревата обострением аномальных особенностей характера. Даже после прекращения конфликта психопатическая реакция может сохраняться.
Обострение психопатических черт может произойти и после того, как человек переболел каким-то тяжёлым заболеванием или при хронических заболеваниях внутренних органов.
Психопатические реакции обычно возникают внезапно, в ответ на малозначимые для психически нормального человека, но очень болезненные для психопата события. Реакция больного всегда неадекватна, то есть не соответствует силе раздражителя, вызвавшего её. Чаще всего она выражается в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии и разрушительных действий.
При декомпенсации в течение продолжительного времени наблюдается нарушение способности больного приспосабливаться к окружающим условиям, резко выявляются все аномальные особенности характера и могут возникнуть новые психические нарушения.
Больные психопатией являются группой повышенного риска в аспекте возможности формирования алкоголизма и наркоманий.
Кроме того, больным психопатией свойственно расстройство влечений, и в первую очередь, сексуального. У многих из них наблюдаются сексуальные извращения – садизм, мазохизм, эксгибиционизм, гомосексуализм, педофилия, нарциссизм и многие другие.
Из-за расстройства влечений у больных психопатией могут возникать конфликты с обществом, противоправные действия, включая насилие, и тоже может произойти декомпенсация.
Если вы обнаружили какие-либо настораживающие нарушения поведения и взаимоотношений с окружающими у ребёнка (подростка), - то не следует отчаиваться. Хотя психопатии характеризуются тотальностью и существуют на протяжении всей жизни человека, но все нарушения можно корригировать и лечить.
Главное – обязательно своевременно проконсультироваться у психиатра.
Для того чтобы дети с аномалией ЦНС развивались правильно, очень многое зависит от родителей и педагогов. Не перегружать нервную систему, создать ребёнку оптимальный режим занятий и отдыха, дать ребёнку полноценное развитие, - вот основные рекомендации, которым должны следовать взрослые, чтобы помочь ребёнку с аномалией характера правильно развиваться.
Конкретные рекомендации по воспитанию ребёнка с психопатическими проявлениями родители получат у специалиста. Индивидуальные особенности психики столь разнообразны и порой диаметрально противоположны, что давать какие-либо общие рекомендации просто нецелесообразно, поскольку то, что требуется одному ребёнку, совершенно не подходит для другого. Излишне активным, возбудимым детям показана седативная (успокаивающая) терапия, малоактивным – активизирующая. В каждом случае врач подберёт индивидуальную лечебную тактику.