Аномалии характера – психопатии. Акцентуация характера
Аномалии характера – психопатии. Акцентуация характера
Аномалия характера, от которого страдает и сам человек и общество, называется психопатией.
Однако это не просто аномалия характера. Психиатры применительно к таким людям говорят «больной психопатией». Это означает, что данный человек не просто обладает «плохим характером», но в силу своих личностных особенностей он – потенциальный пациент психиатра, поскольку врождённые или приобретённые в раннем возрасте аномалии характера формируют дисгармоничный склад личности, а это нарушает социальную адаптацию (приспособление к окружающему миру, другим людям).
Психопатия определяет психический облик человека, накладывает отпечаток на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергается существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабливаться к окружающему.
Психопатии свойственны три основных признака, установленные выдающимся русским психиатром П.Б.Ганнушкиным.
1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, при стрессах и при их отсутствии.
2. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека.
3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.
Шизоидный тип психопатии
Шизоидная психопатия характеризуется эмоциональной холодностью, неспособностью выражать живые чувства и привязанность, скрытностью, патологической замкнутостью и недостатком контактов с другими людьми, неспособностью переживать наслаждение, сниженным интересом к сексуальному общению, оторванностью от реальности и погружённостью в свой внутренний мир, фантазированием про себя, недостаточной реакцией на похвалу или порицание, затруднением в усвоении общепринятых норм поведения, что проявляется в эксцентричных поступках.
Одна из наиболее рельефных характеристик этого типа психопатии – замкнутость и необщительность.
Необычные черты появляются уже в возрасте 3-4 лет. Такие дети не любят шумных забав и подвижных игр, предпочитают тихие, уединённые занятия и не стремятся к активному общению с ровесниками. С самых первых лет жизни дети предпочитают играть одни. В детских учреждениях, когда их пытаются вовлечь в групповые игры, они могут подчиниться, но при первой возможности отходят в сторону и сидят, чем-то занимаясь, в одиночестве. Воспитатели обращают внимание родителей на то, что ребёнок молчалив, редко улыбается и необщителен.
Родители отмечают, что ребёнок очень серьёзен, надолго замирает, как бы обдумывая что-то про себя. Например, во время еды он может застыть с ложкой в руке, уставившись в одну точку или в окно.
У таких детей иногда наблюдаются необычные вкусы в еде, например, ребёнок ест, только если смешать сладкие и солёные блюда, заедает селёдку вареньем, отказывается от любых рыбных или мясных блюд и тому подобное.
Наряду с нормальным интеллектуальным развитием, ранним развитием речи и богатым словарным запасом, у детей-шизоидов возможны затруднения в приобретении двигательных навыков и навыков самообслуживания. Часто такие дети бывают неуклюжими, неловкими, малоподвижными, медлительными. Им трудно научиться одеваться, причёсываться и обслуживать себя, они могут часами сидеть с расчёской или предметом одежды в руке.
Ребёнок-шизоид предпочитает сверстникам общество взрослых, так как взрослые мало обращают на него внимания, и он может быть предоставлен сам себе. Иногда такие дети подолгу молча слушают беседы взрослых, не мешая им и не докучая. С самого детства они проявляют холодность и недетскую сдержанность.
В подростковом возрасте шизоиды резко отличаются от своих сверстников. Замкнутость, отгороженность от ровесников бросается в глаза. Вследствие этого у окружающих возникает к шизоидам особое отношение. С детства их считают странными, относятся к ним настороженно и сторонятся их. Они всегда стоят особняком от компании ребят. Больше всего интересуют книги, зрелища, спокойные настольные игры, конструирование, рисование, лепка. Поэтому контакты со сверстниками весьма избирательны и зависят от интересов.
Начитанность шизоидов, способность к логическому мышлению, интерес к отвлечённым, абстрактным понятиям, сложным философским проблемам, сохранение в памяти значительной информации, способность ответить на многие сложные вопросы, придумав им неожиданное, оригинальное освещение, - всё это обращает внимание родителей и учителей.
Подростку-шизоиду неинтересно общаться с более примитивными сверстниками. На школьной перемене он не выходит в коридор, где одноклассники устраивают шумную возню, а достаёт принесённую с собой книгу и углубляется в чтение. Погружённость в себя и свои увлечения, неумение играть в обычные игры и эмоциональная негибкость отталкивает сверстников от подростка-шизоида.
«Слабое место» шизоида – это запреты или попытки вторгнуться в его внутренний мир, его необычные увлечения и фантазии.
Например, если ему запрещают много читать или препятствуют увлечениям, подросток может оскорбить своих родных, не выбирая выражений, и подчас даже очень обидеть язвительными характеристиками и презрительными прозвищами.
Обнаруживая развитое логическое мышление, прекрасные способности и развитую эрудицию, шизоиды в то же время оказываются совершенно беспомощными в простых житейских ситуациях и не могут найти из них правильного выхода.
Большинство шизоидных подростков страдают от своего одиночества и неспособности найти друга по душе.
В семье подросток-шизоид может не обращать внимания на других детей и родителей, если они его не трогают и не мешают его увлечениям. Если в семье создаётся конфликтная обстановка из-за запретов родителей и требований «быть как все дети», то это может вызвать декомпенсацию, с последующим формированием отрицательного отношения ко всем людям, вплоть до антропофобии(боязнь людей).
В психотравмирующей ситуации возникают невротические реакции – навязчивые опасения, страхи, фобии.
У подростка –шизоида чувство собственной неполноценности бывает связано со стойкой убеждённостью в наличии у себя физического недостатка и даже уродства, из-за которого его отвергают сверстники. Эта озабоченность носит болезненный характер, она не поддаётся переубеждению и коррекции и называется дисморфофобией.
Обычно стремление к самостоятельности у шизоидного подростка ограничивается требованием невмешательства окружающих в его личную жизнь. Вместе с тем подросток может про себя или вслух критиковать существующие правила поведения и порядки в коллективе, насмехаться над идеалами и духовными ценностями общества, его условностями и отсутствием свободы личности. Это называется нонконформизмом.
Шизоиды не любят поступать так, как все, как принято вести себя в обществе. Внутренний мир шизоида закрыт для других людей. Он заполнен необычными фантазиями, предназначенными для него самого. В отличие от истерических фантазий, в которые сам истерик верит, у шизоида нет погружённости в фантастические вымыслы, он чётко отделяет реальную жизнь от своих красочных грёз и фантазий.
Большинство шизоидов любят читать и предпочитают чтение всем остальным развлечениям.
Хобби шизоида необычны и могут поражать своим несоответствием возрасту или общему интеллектуальному развитию, например увлечение древними языками, древнегреческой философией, генеалогией русских царей или китайских императоров, импрессионизмом или абстракционизмом в живописи, эстетикой и тому подобным.
Шизоиды предпочитают профессии, связанные с их увлечениями, например, становятся искусствоведами, историками, философами, математиками, шахматистами, занимаются творческой деятельностью.
Оригинальное мышление и вкус шизоидов часто сочетается с художественной одарённостью, и из них получаются художники-новаторы, поэты и писатели со своим, весьма своеобразным, стилем и языком, полным символических значений и новых, никому не известных, слов, драматурги, создающие новые направления в драматургии, композиторы с весьма своеобразной музыкой, рассчитанной на тонкий, неординарный вкус.
Но, несмотря на значительные достижения в творческой, научной или иной профессиональной деятельности, они остаются совершенно непрактичными в повседневной жизни, не знают простейших обыденных вещей, из которых состоит жизнь большинства людей.
Их необычность проявляется и во внешнем облике. В одежде они либо подчёркнуто изысканны, аристократичны, либо нарочито небрежны, экстравагантны. То же самое с причёской. Необычны их движения, посадка головы, походка, мимика и интонации.
Эмоциональные проявления шизоидов неожиданны и порой непонятны окружающим. У них нет ответной эмоциональной реакции на чужие переживания, они не умеют найти правильную манеру в общении с другими людьми.
С этим тесно связан недостаток сопереживания – неумение разделить радость и горе других людей, понять их огорчения и обиды, волнения и беспокойство.
Всё вместе обусловливает эмоциональную холодность шизоидов. На них часто обижаются другие люди, расценивая многие их поступки как жестокие. Но их внешне кажущаяся жестокость не связана с садистическими наклонностями, а вызвана неспособностью прочувствовать и понять страдания других людей.
Шизоидам свойственно отсутствие внутреннего единства и последовательности всей психической деятельности, причудливость и парадоксальность психики, эмоций и поведения. Эмоциональная диспропорция у шизоидов характеризуется повышенной чувствительностью (это называется гирерэстезией) и эмоциональной холодностью (это называется анестезией) с одновременной отчуждённостью от людей. Об эмоциональности шизоидов психиатры говорят, что это сочетание «дерева и стекла», то есть одновременно и твёрдость, и хрупкость.
С годами шизоиды в качестве компенсации за особое к ним отношение окружающих всё больше отдаляются от других людей, отдаваясь своим чудачествам и необычным хобби. Нарастает замкнутость, эмоциональная холодность, утрированная привязанность к кому-либо в сочетании с отчуждённостью от всех остальных людей, эгоизм и чёрствость к другим и повышенная чувствительность к себе.
Не все шизоиды одинаковы. Среди них есть тонкие, чувствительные натуры и равнодушные, тупые. Бывают мелочные педанты, сухие чёрствые, ироничные, язвительные, встречаются и человеконенавистники, а также скупердяи. Но могут быть и деловые, целеустремлённые в достижении своих высших целей и сметающие на своём пути всё, что им мешает, настойчивые и упорные. Могут быть крайне ранимые и холодные, безжалостные, даже жестокие к другим людям.
Спиртное шизоиды обычно употребляют ради облегчения контактов с людьми, устранения чувства неловкости и собственной неполноценности в общении. Но дозы алкоголя для облегчения отношений обычно невелики, и к алкоголизму это, как правило, не приводит.
Некоторые шизоиды, особенно представители творческих профессий, алкоголю предпочитают наркотики, способные вызвать у них не только психическую, но и физическую зависимость, и прогноз наркомании неблагоприятен.
Динамика психопатий
Психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с окружающими. Сами создавая конфликтные ситуации, они делают себе ещё хуже, так как во время конфликта возникает дополнительное психогенное воздействие.
В такой ситуации возникает психопатическая реакция, которая чревата обострением аномальных особенностей характера. Даже после прекращения конфликта психопатическая реакция может сохраняться.
Обострение психопатических черт может произойти и после того, как человек переболел каким-то тяжёлым заболеванием или при хронических заболеваниях внутренних органов.
Психопатические реакции обычно возникают внезапно, в ответ на малозначимые для психически нормального человека, но очень болезненные для психопата события. Реакция больного всегда неадекватна, то есть не соответствует силе раздражителя, вызвавшего её. Чаще всего она выражается в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии и разрушительных действий.
При декомпенсации в течение продолжительного времени наблюдается нарушение способности больного приспосабливаться к окружающим условиям, резко выявляются все аномальные особенности характера и могут возникнуть новые психические нарушения.
Больные психопатией являются группой повышенного риска в аспекте возможности формирования алкоголизма и наркоманий.
Кроме того, больным психопатией свойственно расстройство влечений, и в первую очередь, сексуального. У многих из них наблюдаются сексуальные извращения – садизм, мазохизм, эксгибиционизм, гомосексуализм, педофилия, нарциссизм и многие другие.
Из-за расстройства влечений у больных психопатией могут возникать конфликты с обществом, противоправные действия, включая насилие, и тоже может произойти декомпенсация.
Если вы обнаружили какие-либо настораживающие нарушения поведения и взаимоотношений с окружающими у ребёнка (подростка), - то не следует отчаиваться. Хотя психопатии характеризуются тотальностью и существуют на протяжении всей жизни человека, но все нарушения можно корригировать и лечить.
Главное – обязательно своевременно проконсультироваться у психиатра.
Для того чтобы дети с аномалией ЦНС развивались правильно, очень многое зависит от родителей и педагогов. Не перегружать нервную систему, создать ребёнку оптимальный режим занятий и отдыха, дать ребёнку полноценное развитие, - вот основные рекомендации, которым должны следовать взрослые, чтобы помочь ребёнку с аномалией характера правильно развиваться.
Конкретные рекомендации по воспитанию ребёнка с психопатическими проявлениями родители получат у специалиста. Индивидуальные особенности психики столь разнообразны и порой диаметрально противоположны, что давать какие-либо общие рекомендации просто нецелесообразно, поскольку то, что требуется одному ребёнку, совершенно не подходит для другого. Излишне активным, возбудимым детям показана седативная (успокаивающая) терапия, малоактивным – активизирующая. В каждом случае врач подберёт индивидуальную лечебную тактику.
Аномалии характера – психопатии. Акцентуация характера
Аномалия характера, от которого страдает и сам человек и общество, называется психопатией.
Однако это не просто аномалия характера. Психиатры применительно к таким людям говорят «больной психопатией». Это означает, что данный человек не просто обладает «плохим характером», но в силу своих личностных особенностей он – потенциальный пациент психиатра, поскольку врождённые или приобретённые в раннем возрасте аномалии характера формируют дисгармоничный склад личности, а это нарушает социальную адаптацию (приспособление к окружающему миру, другим людям).
Психопатия определяет психический облик человека, накладывает отпечаток на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергается существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабливаться к окружающему.
Психопатии свойственны три основных признака, установленные выдающимся русским психиатром П.Б.Ганнушкиным.
1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, при стрессах и при их отсутствии.
2. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека.
3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.