Физически-напряженная целенаправленная деятельность
Задача №15
При повторных сокращениях мышцы запас АТФ быстро истощается, однако накапливать большое количество АТФ «про запас» на будущую работу мышца не может. Почему?
Ответ:Накапливать большое количество АТФ мышца не может, т.к. при этом возникает субстратное угнетение миозиновой АТФ-азы, которое препятствует образованию поперечных мостиков м-у актином и миозном в миофибриллах и прекращению сократительной деятельности мышцы.
вопрос№ 1
Каким путем осуществляется ресинтез АТФ?
Вопрос №2
Какие виды анаэробных процессов выявлены в скелетных мышцах человека, в ходе которых происходит ресинтез АТФ?
Вопрос №3
Что понимают под мощностью энергетической системы?
Вопрос № 4
Что понимают под ёмкостью энергетической системы?
Вопрос № 5
Что такое эффективность энергетической системы?
Задача№16
Интенсивность аэробной работы можно характеризовать скоростью потребления кислорода. Почему?
Вопрос №1
Что такое «кислородный долг»?Вопрос №2
Назовите компоненты «выплаты» кислородного долга.
Вопрос №3
По какой формуле просчитывается МОД (минутный объем дыхания)?
Вопрос №4
Почему нарушается пропорциональность между увеличением МОД и потреблением кислорода во время выполнения тяжелой физической работы?
Вопрос №4
Лактат требует дополнительного кол-ва кислорода для окисления.
Вопрос №5
Каких питательные вещества используются кислородной системой для ресинтеза АТФ в качестве субстратов окисления?
Задача№17
Длительность R-R интервала на ЭКГ, совпадающего с началом работы, короче предыдущего. Почему?
Вопрос№1 Изменение каких основных показателей работы сердца обеспечивает увеличение сердечного выброса при физической работе?
Вопрос№2 Перечислите основные механизмы регуляции сердца при мышечной работе.
Вопрос№3 Что такое пульсовая сумма восстановления?
Вопрос№4 Что такое рабочая гиперемия?
Вопрос№5Как изменяется ЧСС в зависимости от величины физической нагрузки?
Задача№18
Физическая работоспособность человека в тесте PWC170 выражается в величинах той мощности физической нагрузки, при которой частота сердечных сокращений достигает 170 ударов в минуту. Почему физическая работоспособность в тесте PWC170 определяется именно при этой частоте сердечных сокращений?
Вопрос№ 1Какие способы определения физической работоспособности Вы знаете?
Вопрос№2 Какие нагрузки используются при определении физической работоспособности прямыми методами?
Вопрос№3Какие нагрузки используются при определении физической работоспособности непрямыми методами?
Вопрос№4Какие способы определения PWC170 Вы знаете?
Вопрос№5
Учитывая линейную зависимость между ЧСС и мощностью выполняемой работы, сколько необходимо дать нагрузок для определения работоспособности по тесту PWC170?
Задача№19
Разработанный в Гарвардском университете США “Гарвардский степ-тест” количественно оценивает только восстановительные процессы. Почему?
Вопрос№1
Почему для оценки физической работоспособности обычно используют показатели кардиореспираторной системы?
Вопрос№2
В Гарвардском степ-тесте дозированная физическая нагрузка задается в виде?
Ответ: В виде восхождения на ступеньку определенной высоты (для мужчин – 50 см., для
Вопрос №3
С какой минуты производиться регистрация частоты пульса в Гарвардском степ-тесте?
Вопрос №4
Из каких разновидностей работы складывается физическая активность человека?
Вопрос №5
Что является основной задачей тестирования с помощью теста PWC170 и степ-теста?
Задача №20
При прекращении обмена веществ в организме наблюдается развитие ригидности “трупное окоченение”. Почему?
Вопрос №1
Что такое “электромеханическое сопряжение”?
Вопрос №2
На какие процессы в скелетной мышце затрачивается энергия АТФ?
Вопрос №3
Какие типы мышечного сокращения различают в зависимости от условий работы?
Вопрос №4
Какие сократительные белки обеспечивают мышеччное сокращение?
Вопрос№5
Что называется двигательной единицей?
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ
Задача №1
В составе слюны и ротовой жидкости вода (99,4%) и сухой остаток(0,6%), представленный органическими и неорганическими веществами, выполняют определенные функции.
Вопрос №1.В чем заключается основная роль неорганического компонента слюны и ротовой жидкости?
Вопрос №2.При каких условиях в полости рта поддерживается постоянство состава твердых тканей зубов?
Вопрос №3.При каком соотношении ионов кальция и фосфора в условиях оптимальной pН ротовой жидкости сохраняется устойчивость кристаллов гидрокилапатита?
Вопрос №4. Как влияет величина pН ротовой жидкости на степень насыщения ее ионами кальция и фосфора?
Вопрос №5.При каком значении pН ротовая жидкость становится ненасыщенной ионами кальция и фосфора, что может привести к деминерализации эмали зубов?
Задача №2
Скорость секреции слюны колеблется от 0,02 до 3,3 мл/мин. Вне приема пищи слюна секретируется со скоростью около 0,24мл/мин, а при жевании возрастает до 3,0-3,5мл/мин.
Вопрос №1. Какие параметры слюны зависят от скорости ее секреции?
Вопрос №2.Как изменится pН слюны при низкой скорости ее секреции?
Вопрос №3.Как изменится pН слюны при высокой скорости ее секреции?
Вопрос №4.Как изменяется концентрация ионов в слюне при повышении скорости ее секреции?
Вопрос№5.Сохраняется ли гипотоничность слюны по отношению к плазме крови :1)в процессе секреторного цикла,2) при увеличении скорости секреции?
Задача №3
Характер и количество секрета крупных слюнных желез зависит от структуры, типа и особенностей функционирования их концевых отделов ацинусов.
Вопрос №1Какой тип ацинусов преобладает в околоушных слюнных железах?
Вопрос№2К какому типу по характеру секрета относятся околоушные слюнные железы?
Вопрос№3Какие типы ацинусов характерны для поднижнечелюстных слюнных желез?
Вопрос №4Какая слюна по составу выделяется поднижнечелюстными слюнными железами?
Вопрос№5Какие виды ацинусов характерны для подъязычных слюнных желез?
Вопрос №6Какая по характеру слюна выделяется подъязычными железами?
Задача №4
В составе слюны кроме пищеварительных ферментов обнаружен ряд веществ, не участвующих в гидролизе пищевых веществ.
Вопрос №1.Перечислите ферменты слюны, осуществляющие пищеварительную функцию в полости рта.
Вопрос №2.Какие ферменты слюны не являются пищеварительными и выполняют другие неспецифические функции в полости рта?
Вопрос №3.Какие функции в полости рта выполняет слюна?
Вопрос №4.Какие структуры слюнных желез являются морфологической основой их полифункциональности?
Вопрос №5.Каков состав функционального элемента слюнной железы?
Задача № 5
При стимуляции симпатических волокон, иннервирующих слюнные железы выделяется малое количество слюны, богатой ферментами.
Вопрос №1Симпатические волокна, нервирующие слюнные железы, являются секреторными или трофическими?
Вопрос №2С каким типом рецепторов связана активация гландулоцитов при стимуляции симпатических нервных волокон?
Вопрос №3Какой медиатор является посредником передачи возбуждения от постганглионарных симпатических нервных волокон?
Вопрос №4 В каких случаях наблюдается гипосалия (сиалопения)?
Вопрос№5Какие состояния организма приводят к гиперсаливации?
Задача №6
Отличительной особенностью электрогенности клеток слюнных желез является возникновение возбуждающего гиперполяризационного потенциала СВГП при их активации.
Вопрос №1 Одинаковы ли механизмы возникновения ВГП на базальном и апикальном полюсах железистой клетки-гландулоцита?
Вопрос №2 С чем связаны механизмы возникновения ВГП на базальном полюсе гландулоцита?
Вопрос №3С чем связаны механизмы возникновения ВГП на апикальном полюсе гландулоцита?
Вопрос № 4 В чем причина гетерополярности полюсов гландулоцитов?
Вопрос № 5Какое значение имеет гетерополярность полюсов гландулоцитов а процессе секреции?
Задача №7
В функциональной системе(ФУС) питания полезный приспособительный результат достигается двумя путями- эндогенным и экзогенным.
Вопрос №1Перечислите механизмы само регуляции эндогенного пути достижения полезного результата в ФУС питания.
Вопрос №2В чем суть экзогенного механизма достижения полезного результата в ФУС питания?
Вопрос №3Чем представлены аппараты контроля в ФУС питания ?
Вопрос №4Каково значение обратной афферентации в ФУС питания?
Вопрос №5Какие отделы ЦНС на уровне среднего мозга формируют состояние голода и насыщения?.
Задача №8
Зуб следует рассматривать как самостоятельный орган, в котором можно выделить все компоненты функционального элемента.
Вопрос №1Перечислите основные компоненты функционального элемента.
Вопрос №2Чем представлены специфические клетки (рабочая часть) зуба, как органа?.
Вопрос №3 Перечислите основные структурные особенности микроциркуляторного русла в пульпе зуба, обеспечивающие противозастойный эффект.
Вопрос №4С каким параметром кровотока связана величина суммарного просвета сосудистого русла?
Вопрос №5 Перечислите функции зуба как органа, обладающего свойствами полифункциональности.
.
Задача №9
В процессе механической обработки пищи в полости рта жевательные движения создают повышенное давление на ткани периодонта и уменьшают просвет кровеносных сосудов, расположенных в периодонтальном пространстве.
Вопрос №1 Как изменяется величина периодонтального пространства при повышении давления на ткани периодонта при жевании?
Вопрос №2 Каким образом изменяется положение зуба в лунке при уменьшении объема крови в сосудах периодонта при жевании?
Вопрос №3 Какую роль играет изменение объема периодонтальной щели в процессе жевания?
Вопрос №4 Какое значение имеет изменение кровеносного русла периодонтального пространства в процессе жевания?
Вопрос №5Какие рефлексы участвуют в регуляции жевательного давления в процессе механической обработки пищи в полости рта?
Задача №10
При попадании в полость рта непригодных для пищеварения веществ выделяется «отмывная слюна».
Вопрос №1Стимуляция каких нервных волокон симпатических или парасимпатических приводит к выделению « отмывной слюны».
Вопрос №2Какие нервные волокна, иннервирующие слюнные железы, являются секреторными?
Вопрос №3 Какие нервные волокна, иннервирующие слюнные железы, являются трофическими?
Вопрос №4Какие влияния преобладают при «пищевой» секреции?
Вопрос №5С какими рецепторами гландулоцитов взаимодействует ацетилхолин- медиатор постганглионарных парасимпатических волокон?
Задача №11
В результате стихийного бедствия были обесточены жилые дома. Человек , желая утолить жажду, вместо воды выпил некоторое количество столового уксуса. Какие последствия будут наблюдаться?
Вопрос №1Какая константа организма находится под угрозой при действии повреждающих факторов? Какие факторы входят в ее состав?
Вопрос №2Опешите компоненты функциональной системы , функционирующей при нарушении Константы целостности тканей организма.
Вопрос №3Какие формы пассивного и активного поведения используются организмом при повреждении?
Вопрос №4Какова роль барьера в челюстно –лицевой практике?
Вопрос №5Каковы особенности барьеров слизистой языка и десен?.
Задача №12
Человеку на песчаном пляже в полость рта попало небольшое количество песка .какие последствия будут наблюдаться?
Вопрос №1Какую роль играет слюна при действии отвергаемых веществ, механических и температурных факторов?
Вопрос №2 Какой характер слюны наблюдается при действии отвергаемых факторов?.
Вопрос №3С наличием каких факторов связано бактерицидное действие слюны?
Вопрос №4 Какие имуноглобулины содержатся в слюне, какие из них являются основными?
Вопрос №5 Какую функцию резидентной микрофлоры поддерживает слюна?
Задача №13
У человека без определенного места жительства (БОМЖ) нет возможности систематически осуществлять гигиену полости рта. В результате изменяется соотношение микроорганизмов в зубном налете со сдвигом в сторону анаэробной среды. Какие патогенные факторы они выделяют?
Вопрос №1Каковы компоненты лимфоидной ткани глоточного кольца ?.
Вопрос №2Какова роль тучных клеток?
Вопрос №3Какие изменения состояния микро сосудов развиваются под действием БАВ тучных клеток?
Вопрос №4Какова роль гистоцитов тканевого функционального элемента при повреждении?
Вопрос №5Как изменяется гемодинамика в сосудах тканевого функционального элемента при действии повреждающих факторов?
Задача №14
У человека без определенного места жительства (БОМЖ)нет возможности систематически осуществлять гигиену полости рта. Это создает возможность развития отека десен, слизистой рта, стоматита, гингивита и др .заболеваний. Какие факторы обеспечивают защиту на начальных стадиях действия повреждающего агента?
Вопрос №1 Какой механизм защиты используют макрофаги?
Вопрос №2Каковы стадии фагоцитоза?
Вопрос №3Какие факторы естественной резистентности стимулируют фагоцитоз?
Вопрос №4Какова роль системы комплемента?
Вопрос №5Какие сигналы необходимы для активации В- лимфоцитов?
Задача №15
Поводом обращения к врачу стоматологу часто является боль в органах челюстно –лицевой области. Боль возникает вследствие развития воспалительных процессов. Каково значение боли в формировании функциональной системы сохранения целостности тканей?
Вопрос№1 Какие формы специфической резистентности вам известны? Какими компонентами она реализуется?
Вопрос №2 Назовите фракции Т-лимфоцитов
Вопрос №3Каковы функциональные свойства имуноглобулинов?
Вопрос №4В каких органах происходит элименация иммунных комплексов?
Вопрос №5Каковы причины развития аллергии к пищевым продуктам?
Задача № 16.
Все органы состоят из отдельных функциональных кирпичиков.
Академик. А.М. Чернух обозначил их как функциональные элементы (ФЭ).
Вопрос №1 Что такое ФЭ?
Вопрос №2 Чем отличается понятие ФЭ от понятия функциональной единицы?.
Вопрос №3Каковы составные части ФЭ?..
Вопрос №4 Что такое сосудистый модуль и его составные части?.
Вопрос №5 Какова роль соединительной ткани в структурно-функциональной организации ФЭ?.
Задача № 17
У собаки удалили больной зуб. При этом нарушилась целостность зубо-челюстной системы и пищеварительная функция.
Вопрос №1 Что является функциональным элементом (ФЭ) зубо-челюстной системы?.
Вопрос №2 Какие компоненты входят в состав «зубного органа» как функционального элемента зубочелюстной системы?.
Вопрос №3Состав и особенности функциональных элементов зуба как органа.
Вопрос №4 Особенности микроциркуляции зуба как органа..
Вопрос №5 Чем обеспечивается противозастойный механизм сосудистой сети пульпы зуба.?
Задача № 18
На поверхность языка лягушки наносят различные вещества. Под микроскопом наблюдают за изменением состояния кровеносных сосудов.
Вопрос №1 Что такое гуморальная регуляция сосудистого русла?..
Вопрос №2 Что относится к гуморальным факторам?.
Вопрос №3 Особенности гуморальной регуляции тонуса сосудов
Вопрос №4 Как изменится тонус сосудов языка и кровоток под влянием ацетилхолина?
Задача № 19
При длительной физической нагрузке уменьшается содержание глюкозы в крови. Если ополаснуть полость рта сладкой водой (раствором сахара), то сразу увеличивается содержание глюкозы в крови. Почему?
Вопрос №1 Какова роль сенсорной системы полости рта в поддержании постоянства глюкозы в крови?.
Вопрос №2 Откуда поступает глюкоза в кровь в этой ситуации и каков механизм этого явления?.
Вопрос №3 Каков механизм регуляции содержания глюкозы в крови..
Вопрос №4 Каковы компоненты внутреннего звена саморегуляции глюкозного гомеостаза?
Вопрос №5 Какие компоненты внешнего звена саморегуляции глюкозного гомеостаза Вы знаете?.
Задача № 20
С возрастом, связи с уменьшением тонуса мышц дна полости рта, происходит изменение резонаторного пространства и фонации. Сохраняется ли при этом речевая функция?
Вопрос №1 Что такое экспрессивная речь?.
Вопрос №2Что такое импрессивная речь?.
Вопрос №3 .Что такое дислалия?.
Вопрос №4 .Какие виды дислалий обусловлены нарушением зубочелюстной системы?.
Вопрос №5 Каковы механизмы возрастной дислалии?.
Задача № 20
С возрастом, связи с уменьшением тонуса мышц дна полости рта, происходит изменение резонаторного пространства и фонации. Сохраняется ли при этом речевая функция?
Вопрос №1 Что такое экспрессивная речь?.
Вопрос №2Что такое импрессивная речь?.
Вопрос №3 .Что такое дислалия?.
Вопрос №4 .Какие виды дислалий обусловлены нарушением зубочелюстной системы?.
Вопрос №5 Каковы механизмы возрастной дислалии?.
Задача № 22
У человека произошло нарушение работы жевательных мышц с одной стороны. И хотя процесс жевания сохраняется, но протекает он с некоторыми особенностями.
Вопрос №1 Как изменяется процесс жевания?
Вопрос №2 Какие фазы жевания меняются?.
Вопрос №3 Что происходит в жевательном аппарате?
Вопрос №4. Как изменяется при этом деятельность слюнных желез?
Вопрос №5.Какие афферентные системы более эффективно включаются в регуляцию жевания?
Задача № 23
После обработки интактного зуба под коронку человек стал болезненно реагировать на ополаскивание полости рта холодной водой. Через некоторое время это состояние проходит.
Вопрос №1Каковы причины повышенной чувствительности зуба в этом случае?.
Вопрос №2Что такое гиперэстезия и когда она возникает у стоматологических пациентов?.
Вопрос №3Каков механизм компенсаторного процесса в этом случае?.
Вопрос №4Какова реакция пульпы зуба при появлении гиперэстезии?.
Вопрос №5Чем отличается реакция _интактных_и депульпированных зубов при обработке их под коронку?
Задача № 24
У собаки вывели слюнной проток около ушной слюнной железы наружу. На пищеварение в полости рта эта операция существенно не повлияла.
Вопрос №1В чем проявляется компенсация слюноотделительной функции?..
Вопрос №2Что такое компенсация?.
Вопрос №3Назовите крупные слюнные железы и охарактеризуйте их..
Вопрос № 4.В чем отличие понятий секрет: слюна и ротовая жидкость?
Вопрос № 5.Какими методами можно исследовать деятельность слюнных желез?
Задача № 25
При наложении зубного протеза у пациента появляются неприятные ощущения, связанные с наличием инородного тела в полости рта. Постепенно, идет привыкание к проекту и неприятные ощущения, исчезают.
Вопрос №1Какие реакции возникают в первые дни после наложения зубных протезов?.
Вопрос №2С чем связано проявление негативных реакций при зубном протезировании?
Вопрос №3Как изменяется характер механической нагрузки через протез на образования полости рта при зубном протезировании?.
Вопрос №4Как и почему меняется микроклимат под зубным протезом?
Вопрос №5Какие виды чувствительности изменяются при наложении зубного съемного протеза?.
Задача № 26
Пациенту во время ортопедического лечения изготовили полный съемный зубной протез. При нахождении протеза в полости рта ослабевает жевательная мощность, нарушается дикция .в первое время возникает обильное слюнотечение, а потом эти проявления исчезают.
Вопрос №1Что такое адаптация и ее виды?.
Вопрос №2Какие фазы адаптации существуют?.
Вопрос №3Чем характеризуется фаза начальной адаптации при наложении полного съемного протеза?.
Вопрос №4Чем характеризуется переходная фаза адаптации при наложении полного съемного протеза?.
Вопрос №5Чем характеризуется фаза устойчивой адаптации при наложении полного съемного протеза?.
Задача №27
Одной из важнейших характеристик вкусовой чувствительности является абсолютный порог. При исследовании порога вкусовой чувствительности у лиц разного возраста установлено, что для возникновения ощущения одинаковой степени сладости молодым людям требуется в 3 раза более слабая концентрация сахара, чем пожилым людям.
Вопрос №1. Почему с возрастом уменьшается порог чувствительности на
сладкое?
Вопрос №2. Что является порогом вкусовой чувствительности?
Вопрос №3.Как называется метод исследования вкусовой чувствительности по порогу раздражения?
Вопрос №4. С какого возраста человек способен различать вкусовые раздражители?
Вопрос №5.Какие вкусовые раздражители хуже всего воспринимаются у долгожителей?
Задача № 28
Вкусовые ощущения на одинаковые раздражители различны у людей разного возраста
Вопрос №1.Какой вкусовой раздражитель имеет самые низкие значения порога у лиц всех возрастных периодов?
Вопрос №2. В каком случае слюнообразование влияет на возникновение вкусовых ощущений?
Вопрос №3. Как к старости меняется скорость секреции слюнных желез, состав и рН слюны?
Вопрос №4. Почему в старости наблюдается изменение саливации?
Задача №29.
У одного и того же испытуемого зрелого возраста проводили исследование вкусовой чувствительности в состоянии натощак и сразу после приема пищи («пробный» завтрак, состоящий из калорийной булочки и стакана сладкого чая). Вкусовая чувствительность определялась методом функциональной мобильности. Исследования показали, что активность грибовидных сосочков языка различна в состоянии голода и насыщения.
Вопрос №1. Что называется функциональной мобильностью?
Вопрос №2.Какие сосочки языка относятся к вкусовым?
Вопрос №3. Какую функцию выполняет каждый из этих рецепторов?
Вопрос №4. В чем проявляется изменение чувствительности вкусовой сенсорной системы после приема пищи?
Вопрос №5. Как называется изменение количества функционирующих грибовидных сосочков языка после приема пищи?
Задача №30
У испытуемого определяли функциональную мобильность рецепторов языка.
Вопрос №1. При каких условиях это происходило?
Вопрос №2. Зависят ли результаты данного исследования от возраста испытуемых?
Вопрос №3. Какие результаты данного исследования будут получены у лиц старческого возраста?
Вопрос №4Где локализованы вкусовые рецепторы?
Вопрос №5Как называется метод исследования вкусовой чувствительности?
Задача №31.
Новорожденный в отличие от взрослого не может жевать, так как у него еще не полностью сформировались и не дифференцировались как соответственные органы, так и процессы управления и взаимодействия между ними.
Вопрос №1. Как осуществляется питание новорожденных?
Вопрос №2. Что является системообразующим фактором в функциональной системе питания новорожденного?
Вопрос №3. Что является основным регулятором акта еды у новорожденного при первых кормлениях?
Вопрос №4. Что является основным регулятором акта еды у новорожденного на 6-8 день жизни?
Вопрос №5. В каком возрасте ребенок начинает обучаться жеванию и в каком - способен формировать полноценный пищевой комок?
Задача №32
Новорожденный в отличие от взрослого не может жевать, так как у него еще не полностью сформировались и не дифференцировались как соответственные органы, так и процессы управления и взаимодействия между ними
Вопрос №1. С чем это связано?
Вопрос №2. Как в период смены молочных зубов изменяется эффективность жевания и время формирования пищевого комка?
Вопрос №3. На какие вкусовые вещества лучше всего формируется рефлекс акта еды у новорожденного?
Вопрос №4. В каком периоде развития организма формируется акт питания новорожденных?
Вопрос №5. В каком периоде развития организма проявляется акт питания новорожденных?
Задача №33
Исследование вкусовых ощущений проводилось у студентов во время занятий и в период экзаменационной деятельности. Известно, что ситуация экзаменов вызывает стрессовое состояние у студентов.
Вопрос №1.Как меняются во время экзаменов вкусовые ощущения?
Вопрос №2.Чем можно объяснить эти изменения?
Вопрос №3.Что является раздражителем для вкусовых сосочков языка?
Вопрос №4.Что является порогом раздражения вкусовых сосочков языка?
Вопрос №5.Какое влияние на возбудимость рецепторов слуховой и зрительной сенсорных систем, участвующих в экзаменационной деятельности студента, оказывает симпатическая нервная система?
Задача №34 Какой физиологический смысл заключен в народной пословице «голод – лучший повар»?
Вопрос №1.Как курение влияет на вкусовую чувствительность?
Вопрос №2.Может ли раздражение рецепторов полости рта оказывать влияние на просвет сосудов конечностей. Если да – то как?
Вопрос №3Как меняется вкусовая чувствительность с возрастом?
Вопрос №4Почему меняется вкусовая чувствительность у лиц разного возраста?
Вопрос №5Что такое функциональная мобильность вкусовых рецепторов?
Задача №35
Жевание лука при закрытом носе вызывает ощущение сладкого вкуса, при открытом – вкус лука становится едким и горьким.
Вопрос №1.Чем это можно объяснить?
Вопрос №2.Какие рецепторы участвуют в формировании чувства вкуса при жевании пищи?
Вопрос №3.Какие рецепторы первыми дают информацию о пище при ее жевании?
Вопрос №4.Какие рецепторы вторыми дают информацию о пище при ее жевании, и какие третьими?
Вопрос №5.Чем обусловлена последовательность поступления информации в центральную нервную систему о свойствах пищи, попадающей в полость рта?
Задача№ 36
По выражению лица можно определить психо-эмоциональное состояние человека, его настроение. Как это объяснить?
Вопрос №1 Что такое мимика?
Вопрос№2Могут ли мышцы, участвующие в формировании пищевого комка участвовать в мимической деятельности?
Вопрос№3 Перечислить особенности строения и иннервации жевательных мышц?
Вопрос №4 Каковы структурные предпосылки мимической мускулатуры в бесчисленном воспроизводстве экспрессии?
Вопрос № 5 Участвуют ли в производстве экспрессий лица зубы и губы?
Задача № 37
Чем объяснить способность человека сохранять экспрессию удовольствия и благополучия при плохом настроении?
Вопрос №1. Перечислите нервные механизмы регуляции мимической деятельности и структуры участвующие в их реализации?
Вопрос № 2 . Чем отличается мимика ребенка от мимики взрослого и почему?.
Вопрос № 3. Перечислите компоненты мимических реакций и укажите какими образованиями челюстно-лицевой области они выполняются.
Вопрос № 4. Чем объяснить выраженность мимики при зубной боли?.
Вопрос №5. Что такое экстралингвистическая функция речи?
Вопрос №6. Охарактеризуйте параметры слова, речи и укажите в каких отделах коры головного мозга происходит их оценка?
Задача № 38.
У человека нет специализированных органов для речеобразования и в онтогенезе эта функция обеспечивается за счет объединения деятельности органов дыхания, голосообразования и пищеварения.
Вопрос № 1. Как называется интеграция, обеспечивающая воспроизводство речи. Как выглядит?
Вопрос № 2. Какие два вида речи существуют и каково их назначение?.
Вопрос № 3 . Перечислите основные этапы импрессивной речи.
Задача№39.
Люди могут общаться между собой как голосовой, так и ментальной речью. Что составляет основу этих двух видов речи?
Вопрос №1. Какими параметрами обладают звуковые системы, создающие звуковую речь?
Вопрос №2.Каков механизм речевой фонации?
Вопрос №3. Каков механизм речевой артикуляции, определяющий фонемную структуру звука?
Вопрос № 4. Что такое дислалии и когда они возникают? Что такое сигматизм?
Задача № 40.
Совокупность органов, участвующих в речеобразовании образует три функционально взаимосвязанных компонента, необходимых для периферического механизма речи.
Вопрос №1. Перечислите органы, принимающие участие в речепроизводстве, какие из них относятся к активным, какие к пассивным?.
Вопрос № 2.Перечислите три компонента периферического механизма речи?
Вопрос № 3. Перечислите механизмы генераторного компонента периферической речи?
Вопрос № 4.Перечислете механизмы резонаторного компонента периферической речи?
Вопрос № 5.Перечислите механизмы энергетического компонента речи.
Задача № 41
Пользование частичными или полными съёмными протезами в первые дни после их наложения вызывает нарушение в произношение букв, фонем, слов.
Вопрос №1.В чём заключается механизм артикуляции, определяющий фонемную структуру звука?
Вопрос № 2. Что такое резонаторный компонент периферического механизма речи, его виды?
Вопрос № 3. Какие виды афферентации различают при формировании фонем?.
Вопрос № 4. Какой процесс происходит в акцепторе результата действия сразу после наложения съемного протеза при формировании гласных и согласных фонем?
Вопрос № 5. Чем обусловлено явление сигментизма сразу после наложения съёмных протезов?
Задача №42.
Как объяснить, что по голосу человека можно получить представление об его поле, возрасте, физическом и эмоциональном состоянии?
Вопрос № 1 . Какие два вида информации несут фраза и слово?.
Экстралингвистическую – представление о поле, возрасте, физическом и эмоциональном состоянии субъекта о его здоровье.
Вопрос №2. Какие периоды различают в процессе развития и становления речевой деятельности у человека?
Вопрос № 3. Как влияет на воспроизводство речевых сигналов половая принадлежность?
Вопрос № 4. Влияет ли состояние нейроэндокринного гомеостаза на речеобразование?
Вопрос № 5. Какое влияние на речеобразовательную деятельность оказывает формирование молочного и постоянного прикуса?
Вопрос № 6. Каково значение слуховой сенсорной системы в речеобразовании?
Вопрос № 7. Как влияет на речеобразовательную функцию эмоциональное и физическое состояние?
Задача № 43.
Каковы закономерности интеграции органов и механизмов их регуляции, участвующих в пищеварительной функции полости рта в первые месяцы жизни ребёнка?
Вопрос № 1. Как называется функциональная система обеспечивающая пищеварительную функцию в первые месяцы жизни ребёнка.
Вопрос № 2. Афферентации с каких рецепторов является пусковой в функциональной системе, обеспечивающей насасывание адекватной для проглатывания порции молока.
Вопрос № 3. Афферентация с каких рецепторов в первые 2 часа жизни ребёнка имеет решающее значение в оценке адекватности порции грудного молока пригодной для проглатывания? Как это доказать?.
Вопрос № 4. С какого времени жизни ребёнка начинает формироваться гингиво-мучкулярный рефлекс?.
Вопрос №5. Информация с каких рецепторов слизистой языка и полости рта имеет решающее значение в оценке адекватности порции грудного молока после 7 –8 дня жизни ребёнка? Как это доказать?
Вопрос №6.Информация с каких рецепторов закрепляет врождённый и приобретённый компоненты обратной афферентации в оценке адекватной для проглатывания порции молока в функциональной системе насасывания?
Задача № 44.
Как называется интеграция органов и механизмов их регуляции обеспечивающая процесс пищеварения в полости рта после прорезывания зубов?
Вопрос № 1. С какого момента развития зубочелюстной системы можно утверждать о начале формирования сменного прикуса?
Вопрос №2. С какого момента развития зубочелюстной системы начинает проявляться периодонто-мускулярный рефлекс?
Вопрос № 3. С какого момента развития зубочелюстной системы можно утверждать о формировании постоянного прикуса?.
Вопрос №4. Какие рефлексы зубочелюстной системы обеспечивают регуляцию акта жевания?
Вопрос №5. Перечислите параметры пищевого комка.
Задача №45.
Пытаясь разгрызть зубами твердый орех, человек ощутил сильную боль.
Вопрос№1. Активация какой сенсорной системы вызвало ощущение боли?
Вопрос№2. Что такое боль по номенклатуре ВОЗ?
Вопрос№3. Какое определение боли дал академик П.К. Анохин?.
Вопрос№4. С раздражением рецепторов каких структур связано возникновение боли в приводимом примере?
Вопрос№5. О чем сигнализирует возникшее ощущение боли?
Задача №46.
Пытаясь разгрызть зубами твердый орех, человек ощутил сильную боль.
Вопрос№1. К какому виду боли относится возникшее ощущение: физическому или психогенному?
Вопрос№2. Какой тип ощущения характерен для данной ситуации: эпикритический или протопатический?
Вопрос №3. Чем характеризуется эпикритический тип ощущения боли?
Вопрос №4. Чем характеризуется протопатический тип ощущения боли?
Вопрос№5. Какие категории включают в понятие физической боли?
Задача №47.
Человек часто не может точно определить локализацию источника боли в структурах полости рта.
Вопрос №1. Возбуждение каких рецепторов является источником боли?
Вопрос №2. Какие типы ноцицепторов Вы знаете?
Вопрос №3. Каковы механизмы активации ноцицепторов?
Вопрос №4. К каким структурам ствола мозга проецируются первичные афферентные волокна от ноцицепторов структур полости рта?
Вопрос №5. По каким путям передается ноцицептивная информация в высшие структуры мозга?
Задача №48.
При возникновении боли в челюстно-лицевой области у человека