II этап. Определение стандарта.

Стаж работы (в годах) Число железнодорожников Стандарт
До 5 лет 110+170
5-9 130+150
10 лет и более 240+230
Всего 480+550

III этап. Вычисление ожидаемого числа железнодорожников с ССЗ по каждой группе стажа работы среди железнодорожников города Б., и железнодорожников города М., с учетом соответствующих показателей заболеваемости.

Стаж до 5 лет:

Железнодорожники города Б.: 12,7*280/100 = 35,56

Железнодорожники города М.: 17,6*280/100 = 49,28

Стаж 5-9 лет:

Железнодорожники города Б.: 46,1*280/100 = 129,08

Железнодорожники города М.: 46,6*280/100 = 130,48

Стаж 10 лет и более:

Железнодорожники города Б.: 65*470/100 = 305,5

Железнодорожники города М.: 69,5*470/100 = 326,65

Сумма ожидаемых чисел железнодорожников с ССЗ:

Железнодорожники города Б.: 35,56+129,08+305,5 = 470,14

Железнодорожники города М.: 49,28+130,48+326,65 = 506,41

IV этап. Определение стандартизированных показателей заболеваемости ССЗ используя итоговые ожидаемые величины в группах и новую среду-стандарт.

Железнодорожники города Б.: 470,14*100/1030 = 45,6 на 100 работающих

Железнодорожники города М.: 506,41*100/1030 = 49,1 на 100 работающих

Результаты поэтапного расчета стандартизированных показателей заболеваемости.

Таблица 10.1

Стаж работы Железнодорожники города Б. Железнодорожники города М. I Этап II Этап III Этап
Общее число работников из них число работников, страдающих ССЗ Общее число работников из них число работников, страдающих ССЗ
До 5 лет 12,7 17,6 35,56 49,28
5-9 46,1 46,6 129,08 130,48
10 лет и более 69,5 305,5 326,65
Всего 47,9 47,2 470,14 506,41
IV этап Определение стандартизованных показателей 45,6 49,1

V этап. Сопоставление соотношения интенсивных и стандартных показателей заболеваемости железнодорожников города Б. и М.:

Показатели Железнодорожники города Б. (А) Железнодорожники города М. (Б) Соотношение А и Б
Интенсивные 47,9 47,2 А>Б
Стандартизованные 45,6 49,1 А<Б

Выводы:

1. Уровень заболеваемости железнодорожников города Б. выше, чем железнодорожников города М.

2. Если бы стаж работы железнодорожников был бы одинаков, то заболеваемость железнодорожников города М. также была бы выше.

3. Следовательно, на различия в уровнях заболеваемости ССЗ среди железнодорожников (в частности, на «завышение» ее в городе Б. и «занижение» в городе М.) оказала влияние неоднородность состава работающих, а именно, преобладание в городе Б. железнодорожников со стажем работы 10 лет и более с относительно высоким показателем заболеваемости, и на оборот, в городе М. — железнодорожников со стажем работы до 5 лет, имеющих низкие показатели заболеваемости.

Специфика профессии работников локомотивных бригад (управление быстродвижущимися объектами в условиях гипотонии; постоянная готовность к экстренному действию; высокая ответственность за жизнь пассажиров) способствует их пребыванию в условиях хронического нервно-эмоционального стресса, который создает предпосылки для реализации предрасположенности к соматическим заболеваниям, в том числе и артериальной гипертензии.

Внезапная сердечная смерть среди машинистов в условиях рейса - это фактор, представляющий угрозу безопасности железнодорожного движения и жизни пассажиров. Исследования ВНИИ железнодорожной гигиены показали, что в 94% случаев причиной внезапной смерти машинистов и их помощников были сердечнососудистые катастрофы. Результаты расследования этих случаев выявили, что в ряде случаев внезапная сердечная смерть развивалась на фоне мягкого течения АГ или бессимптомного течения ИБС.

Проведенные Институтом исследования показали, что у работников локомотивных бригад с артериальной гипертонией выявлена более высокая частота абдоминального ожирения.

С целью формирования групп риска для эффективной профилактики сердечнососудистых заболеваний врачами-специалистами проведено выборочное репрезентативное обследование 550 машинистов и их помощников:

• по определению индекса массы тела (ИМТ) - таблица 11;

• по выявлению «гипертонии на рабочем месте» с помощью метода суточного мониторирования артериального давления - выявлено у 500 человек.

Таблица 11. Результаты измерения ИМТ среди работников железнодорожного депо города Б.



Индекс массы тела (ИМТ) 17-18,49 18,5-24,99 25,0-29,99 30,0 -37
Число работников

На железной дороге Z проведено аналогичное исследование по изучению состояния здоровья работников локомотивных бригад. При определении индекса массы были получены следующие результаты: М=27,0; s=±2,0; СV=7,4%; m=±0,1.

Индекс массы тела (ИМТ) V Середина интервала (центральная варианта) V1 Число работников p Vp d=(V-M) d2 d2p
17-18,49 17,7 35,4 -8,3 68,89 137,78
18,5-24,99 21,75 3153,75 -4,25 18,0625 2619,0625
25,0-29,99 27,5 1,5 2,25
30,0-37 33,5 100,5 7,5 56,25 168,75
    n=550 åVp=14289,65     åd2p=3825,5925

M = åVp/n = 14289,65/550 = 26

II этап. Определение стандарта. - student2.ru

СV = s/М*100% = 2,63/26*100 = 10,1%

Выводы: Полученный коэффициент вариации (10,1%) говорит о среднем разнообразии признака, следовательно, полученная средняя величина достаточно типична для данной совокупности.

Таким образом, можно считать, что полученная средняя величина массы тела является достаточно представительной (типичной) для изучаемой совокупности. По сравнению с железной дорогой Z в железнодорожном депо города Б. отмечается более значительная вариабельность индекса массы тела у работников (2,63 против 2,0). Аналогичный вывод вытекает и из сопоставления коэффициентов вариации (CV на железной дороге Z равен 7,4%).

Узнаем, действительно ли средний индекс массы тела работников железной дороги Z больше среднего индекса массы тела, работников железнодорожного депо города Б., или это лишь ошибка, вызванная недостаточно большой выборкой в железнодорожном депо.

Для совокупности работников железной дороги Z, известно, что s = ±2,0, m =±0,1.

Для совокупности работников железнодорожного депо города Б. s = ±2,63.

Ошибка средней арифметической:

II этап. Определение стандарта. - student2.ru

Теперь определим доверительный интервал (интервал, в пределах которого с определенной вероятностью (возьмем вероятность 95,5%) лежит средняя величина всей генеральной совокупности):

II этап. Определение стандарта. - student2.ru

где М - средняя величина всей генеральной совокупности, А - средняя данной выборки, m - ошибка репрезентативности (средней арифметической), t - критерий Стьюдента (для вероятности 95,5% он равен 2).

Вывод:

Следовательно, с вероятностью безошибочного прогноза в 95,5% мы можем утверждать, что средний ИМТ работников железнодорожного депо города Б. всей генеральной совокупности будет не меньше 25,78 и не больше 26,22.

Оценим достоверность разности средних ИМТ совокупности работников железной дороги Z и совокупности работников железнодорожного депо города Б.:

II этап. Определение стандарта. - student2.ru

Вывод:

Так как t=6,73>2, то различие в средних значениях ИМТ, работников железной дороги Z и работников железнодорожного депо города Б. достоверно. Следовательно, средний ИМТ работников железной дороги Z действительно больше ИМТ работников железнодорожного депо города Б. Отсюда можно сделать вывод, что риск развития сердечнососудистых заболеваний у работников железной дороги Z выше, чем у работников железнодорожного депо города Б.

Врачами-специалистами проведено выборочное репрезентативное обследование 550 машинистов и их помощников по выявлению «гипертонии на рабочем месте» с помощью метода суточного мониторирования артериального давления - выявлено у 500 человек.

1. Вычисляем среднюю ошибку относительной величины m%:

II этап. Определение стандарта. - student2.ru

где Р - вероятность наличия данного признака (90,9%), n - число наблюдений (550).

2. Определяем доверительный интервал (критерий Стьюдента возьмем равным 2, тогда вероятность нахождения средней генеральной совокупности в доверительном интервале будет равна 95%):

II этап. Определение стандарта. - student2.ru

Вывод:

С вероятностью безошибочного прогноза 95,5% можно утверждать, что число машинистов и их помощников с "гипертонией на рабочем месте" в генеральной совокупности машинистов и их помощников наблюдается не реже 88,46% и не чаще 93,34%.

По результатам обследования была проведена оценка влияния длительности воздействия профессионального стресса на развитие ожирения (Табл. 12).

Таблица 12 Влияние стажа работы на возникновение избыточной массы тела у работников железнодорожного транспорта города Б. (по ИМТ).

Стаж работы Частота ИМТ>25,0 на 100 работников
до 5 лет 12,5
5-9 лет 43,3
10-14лет 65,4
15 лет и более 72.7

Обоснования выбора метода: для решения задачи может быть выбран только метод ранговой корреляции, так как первый ряд признака «стаж работы в годах» имеет открытые варианты, что не позволяет использовать для установления связи между сопоставляемыми признаками более точный метод —метод квадратов.

Стаж работы Частота ИМТ>25,0 на 100 работников Порядковые номера (ранги) Разность рангов Квадрат разности рангов
x y d d2
до 5 лет 12,5
5-9 лет 43,3
10-14лет 65,4
15 лет и более 72,7
          åd2=0

Расчёт коэффициента корреляции:

ρxy = 1

Вывод:установлена прямая, полная связь между стажем работы и возникновением избыточной массы тела у работников железнодорожного транспорта города Б.

Для планирования мероприятий по социальной защите инвалидов в городе Б были изучены показатели первичного выхода на инвалидность взрослого населения (среднегодовая численность взрослого населения - 180000 человек) в связи с заболеваниями и травмами (Табл. 13, 14, 15). Всего было впервые признано инвалидами 1630 человек, из них: инвалиды 1 группы составили 430; 2 гр. - 800; 3 гр. - 400.

Таблица 13. Динамика показателей первичного выхода на инвалидность взрослого населения города Б.

Годы итоговый год
Первичный выход на инвалидность на 10 000 взрослого населения 70,6 79,1 86,4 90,5 90,5

Динамика показателей в соотношениях наглядности:

Годы итоговый год
Первичная инвалидность, % 112,7 122,3 128,1 128,1

Диаграмма 7

Наши рекомендации