Понятие любви в отечественной и зарубежной психологии
Сложность и комплексность феномена любви, соединяющего в себе биологическое и социальное, индивидуальное и общекультурное, сознательное и неосознаваемое, отразилась в отсутствии в современной отечественной и зарубежной психологии общепризнанной концепции любви.
Колесов дает определение любви не только с точки зрения системы человек-человек, но также и вещей, и объектов: «Любовь- это форма отношения человека к какому-либо объекту (не только к другому человеку), избирательное тяготение и избирательное сосредоточение душевных сил, психической активности, концентрация их на одном объекте, захватывающие личность целиком или существенную ее сферу. При этом любовь выделяет свой объект в качестве единственно возможного – вообще или в течение определенного времени» [Колесов, 2001].
Горобец Т.Н. дает определение, исключая объекты, но затрагивая физиологический аспект: «Любовь — интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями, выражающееся в социально формируемом стремлении своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой быть представленным в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости» [Горобец, 2006].
В книге Изард сделан вывод, что невозможно дать одно-единственное определение любви. «…любовь – сложное явление, уходящее корнями как в биологическое, так и в социальное «Я» человека…Любовь является частью нашей истинно человеческой природы» [Изард, 2000].
Фромм о природе любви пишет следующее: «Любовь не создается каким-то специфическим «объектом», а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь «приводится в действие» определенным объектом… это не аффект, а внутреннее родство и активное стремление к счастью, развитию и свободе объекта любви. Любовь – это готовность, которая в принципе может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас самих. Исключительная любовь лишь к одному «объекту» внутренне противоречива… любовь к определенному «объекту» является лишь актуализацией и концентрацией постоянно присутствующей внутренней любви, которая по тем или иным причинам обратилась на данного человека» [Фромм, 2006]. То есть, по мнению Фромма, любовь – нечто, что всегда присутствует в человеке; это нечто может направляться на объекты.
Основополагающим фактором в эволюции любви, по мнению Изард, стало половое размножение. Сыграли роль два биологических феномена: генетическая изменчивость (обеспечивающая неповторимость отдельно взятого индивида и являющаяся свойством, необходимым для выживания группы или вида в целом) и родственный отбор (процесс, обеспечивающий передачу некоторых специфических признаков индивида через его гены и гены его родственников будущим поколениям). В ходе эволюции не раз возникали ситуации, когда самопожертвование со стороны одного индивида давало его семье и близким родственникам дополнительный шанс для выживания. Альтруистическое поведение обусловлено способностью к эмпатии а существенной частью эмпатии является эмоциональное переживание, то есть любовь [Изард, 2000].
Отто Кернберг заметил, что, «изучая природу любви, невозможно избежать связи с эротикой и сексуальностью»[Кернберг, 2000]. Горобец пишет, что в половой доминанте люди реализуют свою сексуальную потребность, обусловленную влечением к определенному объекту [Горобец, 2006]. Любовь связывается с доступной, понятной и необходимой частью жизни, с «базовой» потребностью, по А. Маслоу — областью сексуальных отношений [Маслоу, 2001].
Существуют различные точки зрения на сущность любви.
Кратохвил пишет, что признаками любви служат восхищение достоинствами партнера и пренебрежение его ошибками и недостатками, естественное единство в дарении и отдаче, желание дать любимому существу больше, чем другим, взаимная эмоциональная зависимость, стремление к духовной и телесной близости, открытости, сильное желание слиться с любимым существом в единое целое, терпимость по отношению друг к другу, нежность, терпеливость, ласковость и всепрощение. Любовь складывается из обмена приятными для человека словами и действиями, обмена, продолжающегося достаточно длительный период времени [Кратохвил, 1991].
Берн пишет, что « Любовь – наиболее полное и наиболее благородное из всех остальных отношений; она включает в себя лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность…» [Берн, 2000].
Фромм считает, что идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего твоего как самого себя» подразумевает, что любовь к собственной личности нераздельно связана с любовью к личности другого. По мнению Фромма, отношение любви к самим себе обнаруживается у тех, кто способен любить других. Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, если повезет его встретить, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, переживаемая только к одному человеку – не любовь, а симбиотическое отношение. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому. Если человек в принципе способен на продуктивную любовь, он способен и на любовь к себе; если же он может любить только других, он вообще не способен на любовь [Фромм, 1993].
Любовь предполагает в высшей степени заинтересованное действие или отношение к другому или другим, которое всегда связано с определенной степенью самопожертвования. Об этом пишет Кроник: «Всякое единение, даже любовь, связано с некоторым ущербом для личности, но оно же дает и преимущества, ради которых стоит переносить ограничение свободы» [Кроник, 1998].
Большинство мыслителей, философов, психологов в качестве основного компонента любви выделяют именно готовность пожертвовать собой ради блага другого. Так, В. Франкл пишет: «Человек здесь... чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя»,. «…Любовь — это «Со-бытие» — со- присутствие равному себе «духовному сущему»; и это возможно лишь в отдаче друг другу без остатка»; «Любовь — это возможность понять сущность и необходимость другого…» [Франкл, 2001], «Любовь – это единственный способ постижения другого человеческого существа во всей глубине его личности» [Франкл, 1997]
Самое существенное в любви, по мнению Фромма, - готовность поставить Другого выше, чем самого себя, но не примитивно, занизив свою самооценку, а глобально, на духовном уровне, на уровне сути. «Любовь — лучший способ преодоления отчуждения и разобщенности. Любовь — это активность, это помощь. Любить — это значит давать, а не брать» [Фромм, 2006]. По мнению Фромма, любовь должна быть добровольным союзом с другим человеком, на основе сохранения собственной личности. Она вырастает из стремления преодолеть отдельность и ведет к единению, но не уничтожает индивидуальность [Фромм, 1990]. «Любовь основана на равенстве и свободе» [Фромм, 2006]. Фромм рассматривает любовь как умение, чувство и волевой акт. Зрелая любовь – одна из наиболее важных человеческих эмоций, она означает единение при индивидуальных поступках. Любовь – активная сила, характеризующаяся заботой о другом человеке, открытостью, уважением и пониманием любимого.
Психоанализ дает нам теорию либидо, его проявлений. Основной постулат учения психоанализа — учение о любви как о движущей силе созидательной деятельности имеет огромное значение для понимания законов жизни социума, дает возможность моделировать и прогнозировать будущее, предвидеть пути развития общества [Горобец, 2006].
Фрейд пишет, что в социуме, который служит человеку и удовлетворяет его потребности — духовные, социальные, биологические, — только «любовь… действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму» . Формирование этапа перехода от нарциссизма к альтруизму описывается 3. Фрейдом как сравнительный анализ действительного Я с идеальным Я. Мотивация формирования «идеального Я» возникает благодаря критическому отношению к поведению человека родителей, воспитателей, учителей и другого окружения, составляющего общественное мнение. Любовь же к объекту возникает из неосознанного понимания недостаточного совершенства собственной персоны, поэтому другого любят «за совершенства, которых хотелось достигнуть в собственном «я» и которые хотят приобрести для удовлетворения собственного нарциссизма» [Фрейд, 1996].
Карл Густав Юнг широко трактовал либидо, он понимал энергию либидо не только как связанную с сексуальными импульсами, но как единственную в своем роде энергию, лежащую в основе всех жизненных процессов как индивидуума, так и социума, дающую возможность человеку отправлять свое поведение таким образом, чтобы в любых условиях эта энергия направлялась на выживание организма.. Либидо, состоит на службе удовлетворения основных жизненных потребностей; вбирает в себя, синтезирует все многообразие проявлений любви — любви к себе, другому человеку, детям, идеям, Родине. «...Влечение половое представляет собой лишь частность всей системы. Мы берем влечение как пограничное понятие между телесной областью и душевною, видим в нем психического представителя органических сил и пользуемся ходячим различием между влечением и влечением пола, т. е. подразделением, которое кажется нам согласованным с биологически двояким положением отдельного существа, стремящегося как к самосохранению, так и к сохранению рода» [Юнг, 1994]
Главным в любви по мнению Карен Хорни, является само чувство привязанности. Факторы, существенно важные для понимания любви,- надежность и верность чувства. У человека, который искренне любит других, не может быть никаких сомнений в том, что другие люди могут любить его. Не столь важно, чтобы все люди нас любили. Важно, чтобы нас любили определенные лица – о которых мы заботимся, с которыми нам приходится жить и работать, или те, на кого желательно произвести хорошее впечатление. Любят ли нас другие, посторонние - практически не имеет значения. Любовь, что бы она ни означала еще, всегда предполагает, что человек сдается, уступает любимому, а также собственным чувствам. Эмоциональная изоляция человека в современном обществе вызывает у него ярко выраженную потребность в любви и привязанности, как своего рода лекарстве. Получение любви и расположения способствует тому, что у него ослабевает чувство изолированности. Так как это соответствует жизненно важной потребности, роль любви переоценивается в нашей культуре. Любовь превращается в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того, что она в состоянии дать. Человек стоит перед дилеммой: огромная потребность в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности ее достижения – с другой. Желание любви и привязанности со стороны других имеет смысл только в том случае, если питаешь к ним сходные чувства, а также ощущаешь, что имеешь с ними нечто общее [Хорни, 2004].
Человек - единица социальная: какие морально-нравственные нормы будут существовать в данной общности, такие в процессе становления человека будут ему привиты. Только после стойкого формирования ценностных ориентаций человек в состоянии регулировать свое поведение вне зависимости от возникающих объективно доминантных потребностей. В любви процесс реализации потребностей подвергается волевой регуляции поведения. Волевая регуляция присутствует, по-видимому, благодаря повышенной восприимчивости объекта любви. Счастлив тот человек, по мнению Горобец Т.Н., который научен в процессе воспитания любить и быть любимым. В любви человек направляет свое поведение на удовлетворение духовных, социальных и биологических потребностей. Поведение человека в любви — это универсальный способ общения людей с целью выживания и сохранения социума. В социально приемлемой форме поведения человек, преодолевая любовь к себе, стремится воссоединиться с другим человеком. То есть человек сам себя обязывает отказаться от всепоглощающей любви к себе, развивая тем самым способность отдавать себя другим, развивая в себе альтруизм. Это уже духовная способность человека, позволяющая ему жить в обществе и дать жизнь другим людям, новому поколению, важное социальное приобретение [Горобец, 2006].
На отношение любви и секса есть следующий взгляд. Франкл считает, что любовь, как и секс, первичный феномен. Нормален секс как способ выражения любви, он оправдан до тех пор, пока является выразителем любви [Франкл, 1997]. Фромм в свою очередь пишет: «Эротическая любовь… должна основываться на следующей предпосылке: надо любить, исходя из своей сущности, и переживать, исходя из сущности другого» [цит. по Кратохвил, 1991]. По мнению Кузнецова, брак превратился в явление общественное, половой акт тоже стал общественным, т.к. несет определенные социальные последствия. Поэтому реализация полового акта может и должна рассматриваться с нравственной точки зрения. Реализуемая же сексуальность вне личностного компонента любви, либо противоречащая нормам морали, должна рассматриваться если не как половое извращение, то как патология на уровне психической структуры личности или хотя бы структуры полового чувства [Кузнецов, 1992]. Итак, Франкл, Фромм и Кузнецов считают, что секс без любви – извращение.
В любви, помимо большого количества позитива, присутствует и негативный компонент. Изард пишет, что если рассмотреть любовь в контексте межличностных отношений, то очевидно, что в ней представлены и негативные эмоции «...бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать печаль. Эта печаль может быть вызвана разочарованием в любимом человеке или разлукой с ним, но главной причиной печали, несомненно, будет любовь»; «…Боязнь утраты любви, помноженная на страсть романтического чувства, приобретает особую силу. Ревность включает в себя эмоции гнева и страха. Гнев рождается мыслью о том, что вами пренебрегли, что вас предали. Возможность потерять любимого человека, его любовь, а вместе с нею и уважение к себе вызывает страх» [Изард, 2000].
Любовь не обязательно взаимна. Эрик Берн пишет о неразделенной любви: «Счастлив мужчина, которого любит женщина, но поистине достоин зависти тот, кто любит, как бы мало он ни получал в ответ» [Берн, 2000].
Роберт Стернберг выдвинул следующую классификацию (виды) любви [Розенова, 2006]:
— страстную любовь, в которой правят бал возбуждение, физическое влечение и сексуальное поведение. В страстной любви нет обязательств и нет близости (общих интересов и занятий);
— романтическую любовь в которой есть интимность, близость, страсть, но нет перспективных обязательств друг перед другом;
— любовь-товарищество, в которой есть близость и обязательства, но нет страсти, физического притяжения;
— слепую любовь, в которой нет близости, но много страсти и много обязательств;
— придуманную любовь, в которой присутствуют только обязательства, но нет ни влечения друг к другу, ни близости, совместного «со-бытия»;
— симпатию, в которой только близость, но нет страсти и обязательств;
— совершенную любовь, в которой гармонично сочетаются страсть, интимность и обязательства.
Э. Фромм выделяет формы «зрелой» и «незрелой» любви. Выделяя зрелую и незрелую формы любви, Фромм подчеркивает, что зрелая любовь предполагает возможность быть ради Другого [Фромм, 1990]. В любви, по мнению Фромма, следует различать продуктивную и непродуктивную форму. Непродуктивная любовь – любой вид мазохистского или садистского симбиоза, когда отношения строятся на зависимости одного от другого. Продуктивная любовь – форма интимной связи между двумя людьми, в которой сохраняется целостность личности каждого из них. В зависимости от объекта любви он рассматривает братскую, материнскую, эротическую, невротическую любовь, любовь к себе и любовь к Богу, а также разные формы псевдолюбви: любовь-поклонение, любовь-проекцию, сентиментальную любовь [Фромм, 1993].
Изард выделяет несколько разновидностей любви: романтическую любовь, любовь между родителем и ребенком, братскую любовь, дружескую привязанность, любовь к родине и родному дому, любовь к животным, любовь к ценностям и идеалам и наконец любовь к Богу, а также любовь как переживание и любовь как отношение. «Любовь между братьями и сестрами отличается от любви между родителем и ребенком и от любви между друзьями. Как правило, самой сильной считается любовь между матерью и ребенком или между отцом и ребенком. Второе место занимает сиблинговая любовь, так же как и любовь между родителем и ребенком, отличается долговечностью…» ; «Есть различные типы любви и в каждом из них любовь проявляется по-своему. Так, романтическая любовь подразумевает сексуальное влечение, а сиблинговая любовь – нет. Но все типы любви имеют некоторые общие признаки, такие как привязанность, верность, преданность, желание защищать любимого человека и заботиться о нем» [Изард, 2000].