Решать деонтологические задачи, связанные со сбором информации о состоянии здоровья ребенка, диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний у детей
Деонтология изучает принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения, устранение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и вредных последствий неполноценной медицинской работы.
К детям любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным.
Следует помнить, что дети нередко бурно реагируют на приход медицинского работника, тем более врача в палату.
Медицинские работники всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства.
Дети старшего возраста, особенно девочки, наиболее чувствительны и в первые дни пребывания в стационаре нередко замыкаются, «уходят в себя».
Важно знать обстановку в семье, социальное и должностное положение родителей.
При общении с больными медицинским работникам нередко приходится испытывать эмоциональное напряжение, вызванное неправильным поведением детей, их капризами, необоснованными требованиями родителей и т.п. Тем не менее в таких случаях любой медицинский работник должен сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.
Недопустимо разделять детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков». Дети необыкновенно чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больных положительное влияние.
Большое значение при общении с ребенком имеют чуткость. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, а проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное. Поверхностный расспрос, недостаточное внимание к вновь поступившему в отделение ребенку могут вызвать недоверие, повышенную тревожность и настороженность у детей.
Родители, особенно матери, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка. Мать тяжелобольного в той или иной степени психически травмирована, и её реакции могут быть неадекватными. Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех медицинских работников. Не следует идти «на поводу» у родителей и стремиться выполнять необоснованные требования. Такового рода «отзывчивость» исключительно вредна и не имеет ничего общего с принципами гуманной медицины.
Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям медицинский персонал должен называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности.
Медицинский работник не имеет права разглашать сведения о больном, полученные во время обследования, лечения и наблюдения.
Не следует вслух высказывать мнение о состоянии больного, возможном прогнозе заболевания, давать оценку проводимому лечению и т.п. Особое значение в сохранении врачебной тайны имеет правильное хранение медицинской документации. Ни один из документов не должен быть источником разглашения врачебной тайны.
Медицинский персонал несет не только моральную ответственность за охрану здоровья больных и выполнение своих обязанностей. Российское законодательство предусматривает юридическую ответственность медицинских работников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вельтищев Ю.Е, В.П. Ветров Объективные показатели нормального развития и состояния здорового ребенка (нормативы детского возраста), Москва, 2000 г.
2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн.пособ. для студентов мед. вузов.- М.: МЕДпресс- информ, 2001.
3. Детские болезни: Учебник / Под. ред. А.А. Баранова.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007
4. Неотложная помощь детям на догоспитальном этапе /Под ред. Р.Р. Шиляева с соавт., изд. Дом "Династия", Москва, 2003.
5. Пропедевтика детских болезней / Под ред. А.А. Баранова.- М.: Медицина, 1998.-336 с.: ил.ISBN 5-225-02791-1
6. Петрушина А.Д. с соавт. Неотложные состояния у детей, М.: Медицинская книга, изд. центр "Академия" издательство НГМА, 2002 г.
7. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В Юрьева.- СПв: Питер 2003 г
8. Основы рационального вскармливания детей первого года жизни. Уч.-мет. пособие Е.И. Капранова с соавт., Москва, 2005 г.
10.Узунова А. Н., Лопатина О.В., Зайцева М.Л. Физическое развитие детей.-
Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия",
2002.-184 с
11. Лекции по поликлинической педиатрии / Под ред. Т.И. Стуколовой.- М: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005. – 448 с.