Группы высшего спортивного мастерства

• Спортивный туризм в России, мире. анализ выступления на соревнованиях.

Мировые тенденции раз­вития спортивного туризма в мире и России. Анализ выступлений сильней­ших спортсменов. Анализ рейтингов. Государственные структуры управ­ления спортом, их функции и роль.

• Физиологические основы спортивной тренировки

Воздействие занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему. Механизм нервной деятельности в процессе заня­тий физическими упражнениями. Совершенствование функций сер­дечно-сосудистой и мышечной систем под воздействием физических упражнений. Влияние занятий спортом на обмен веществ. Взаимо­компенсация функций всех систем организма спортсмена.

• Гигиена, спортивный режим, закаливание, питание. Основные средства восстановления

Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания, методика их применения.

Значение питания как фактора сохранения укрепления здоровья. Понятие об основном обмене, об энергетических затратах при раз­личных физических нагрузках. Назначение и роль белков, жиров, уг­леводов, минеральных солей и витаминов. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные рационы туристов в зависимости от возраста, пола, интенсивности тренировочных нагру­зок и соревнований.

Понятие о спортивном режиме.

Виды средств восстановления. Зависимость дозировки средств восстановления в зависимости от объема и интенсивности трениро­вочных нагрузок. Спортивный массаж и самомассаж. Показания и противопоказания к массажу.

• Планирование и анализ тренировочной работы, методика ведения спортивного дневника

Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Планирование тренировки (макро- и микроциклы): пер­спективное планирование (на несколько лет), текущее (на один год), оперативное (на отдельные отрезки времени). Совершенствование ме­тодики планирования тренировочной работы на основе обобщения опыта анализа и статистической обработки выполняемых тренировоч­ных нагрузок. Зависимость планирования тренировок от календаря соревнований. Спортивный индивидуальный дневник спортсмена.

• Основы методики совершенствования технического и тактичес­кого мастерства

Закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных дей­ствий. Вариативность применения различных технических приемов, в зависимости от вида соревнований. Причины технических ошибок. Ме­тоды предупреждения и исправления ошибок в процессе тренировки. Совершенствование технического мастерства по мере роста физической подготовленности.

Развитие и совершенствование тактического мышления. Связь тактической подготовки с другими сторонами подготовки спортсме­на. Совершенствование индивидуальных тактических приемов. Раз­витие специальных качеств, влияющих на тактику спортсмена - зри­тельной и двигательной памяти, умения планировать действия, уме­ния выбирать нужный прием, рассчитывать по времени силы и т.п.

• Общая физическая подготовка, ее роль в спортивном совершен­ствовании

Направленность общей физической подготовки. ОФП как основа развития физических качеств и способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Характе­ристика рекомендуемых средств и упражнений для повышения об­щей физической подготовленности и развития двигательных качеств туриста на различных этапах подготовки. Характеристика требо­ваний к развитию двигательных навыков для совершенствования специальных и силовых качеств туриста, быстроты, выносливо­сти, ловкости и координации движений.

• Специальная физическая подготовка, ее роль в спортивном совершенствовании

Специальная физическая подготовка и ее место в тренировке спортсмена. Ведущие качества туриста: быстрота, сила, гибкость, лов­кость, равновесие и ориентировка в пространстве, координация дви­жений и др. Значение специальной физической подготовки в спортив­ном совершенствовании туристов и повышении их спортивного мастерства. Краткая характеристика применения средств специаль­ной физической подготовки для различных групп занимающихся. Учет средств и методы оценки состояния и развития общей и специ­альной физической подготовки различных групп туристов. Разбор контрольных нормативов по ОФП и СФП.

• Моральная, волевая и психологическая подготовка

Психологическая характеристика спортивной деятельности. Пси­хологические вопросы обучения и воспитания. Психологическая структура двигательного действия. Самоконтроль и саморегуляция Двигательных действий. Психологические вопросы овладения такти­ческими действиями. Психологические аспекты воспитания волевых качеств. Препятствия и трудности. Волевое усилие. Волевые качества. Пути воспитания волевых качеств. Психология спортивного сорев­нования. Состояние психической готовности к соревнованию.

Уровни состояния психической готовности. Процесс психологи­ческой готовности к соревнованиям. Общая и специальная психоло­гическая подготовка. Уровни эмоционального возбуждения и его регуляция. Динамика предсоревновательного эмоционального воз­буждения. Саморегуляция неблагоприятных предсоревновательных состояний. Контроль и регуляция внешних проявлений эмоций. Са­морегуляция путем изменения содержания сознания. Внешняя регу­ляция эмоционального возбуждения.

•Антидопинговое законодательство.

Всемирный антидопинговый кодекс. Российская антидопинговая ассоциация. Общероссийские антидопинговые правила. Запрещенный список.

Психологическая подготовка.

Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организо­ванный, управляемый процесс реализации его потенциальных психиче­ских возможностей в тренировочной и соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка является прежде всего воспитатель­ным процессом, направленным на развитие личности путем форми­рования соответствующей системы отношений, что позволяет пере­вести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый -свойство личности.

Психологическая подготовка к продолжительному тренировоч­ному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного раз­вития и совершенствования мотивов спортивной тренировки и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Психологическая подготовка к соревнованию направлена на форми­рование готовности к эффективной деятельности в экстремальных условиях и создание условий для полноценной реализации такой готовности.

Специфика скалолазания способствует формированию психиче­ской выносливости, целеустремленности, самостоятельности в поста­новке и реализации цели, принятии решений, воспитании воли.

Все используемые средства психологической подготовки подраз­деляются на две основные группы:

• Вербальные (словесные средства) - лекции, беседы, видеомотор­ная, аутогенная и психорегулирующая тренировка.

• Комплексные средства - всевозможные спортивные и психоло­гические упражнения.

Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные.

Сопряженные методы включают общие психолого-педагогичес­кие методы. Методы моделирования и программирования соревно­вательной и тренировочной деятельности.

Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психи- ческой регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения убеждения, психологические тренинги.

В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на дости­жение определенного результата на соревнованиях и в процессе под­готовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его дея­тельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение.

Основу мотивации человека к достижениям составляют привыч­ные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной рабо­ты, направленную на формирование спортивного характера.

Для создания представления о некоторых направлениях психоло­гической подготовки приводим рекомендации известного американ­ского психолога доктора А. Голдберга, который рекомендует разби­вать средства психологической подготовки на цепь последователь­ных шагов, выполняя которые спортсмен постепенно учится максимализировать свой психофизиологический потенциал, а тренер по­вышает эффективность своей деятельности.

Наши рекомендации