Динамика становления высшего спортивного мастерства

Принципиальная значимость выяв­ления благоприятной на начальном и базовых этапах многолетнего спортивного совершенствования динамики становления мастерства обусловлена распространенным во многих странах форсированием подготовленности юных спортсме­нов. Общая продолжительность этих этапов у спортсменок, в сред­нем, на полтора года меньше (рис. 15.3), что отражает опережа­ющее становление их мастерства.

У спринтеров общая продолжи­тельность этих этапов несколько больше, что связано с меньшим темпом естественного формирова­ния функциональной основы их ус­пехов. Наибольшая — 8 — 9 лет — продолжительность подготовки,

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки


Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru



предшествующей этапу максималь­ной реализации индивидуальных возможностей у мужчин, специали­зирующихся в вольном стиле на 50, 100 и 200 м, брассе и баттерфляе, т.е. в тех дисциплинах, где успех во многом обусловлен уровнем ско-ростно-силовых качеств. У подавля­ющего большинства пловцов этих специализаций она варьировала от 8 до 12 лет. Наименьшая продол­жительность такой подготовки — 6 — 7 лет — у женщин, специализи­рующихся в вольном стиле на длин­ные дистанции, успех которых во многом связан с достижением спортсменками максимума эффек­тивности аэробного энергообеспе­чения уже к 16—18 годам.

Быстрое становление мастер­ства характерно не только для

представителей отдельных специа­лизаций, но и тех пловцов, которые до начала подготовки в плавании занимались другим видом спорта. Например, стремительному совер­шенствованию олимпийского чем­пиона Сергея Фесенко, победите­лей и призеров крупнейших сорев­нований Владимира Шеметова и Татьяны Курниковой предшество­вала начальная подготовка в гим­настике. Быстрому восхождению к вершинам мастерства немецких пловчих шестикратной олим­пийской чемпионки Кристин Отто и двукратной олимпийской чемпи­онки Хайке Фридрих предшество­вали занятия легкой атлетикой, трехкратного олимпийского чемпи­она американца Джима Монтгоме­ри — занятия баскетболом, а его

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru соотечественника чемпиона мира Энди Коэна — теннисом и легкой атлетикой. И подобных примеров немало.

Существенно отличается дина­мика становления высшего мастер­ства пловцов разного пола и различной специализации и на этапе максимальной реализации индиви­дуальных возможностей (табл. 15.1).

У женщин возраст достижения этого этапа, в среднем, почти на два года меньше, чем у мужчин, а у стайеров меньше, чем у спринтеров. Вместе с тем с учетом существенно­го "повзросления" сильнейших плов­цов в 90-е годы целесообразно ори­ентироваться на следующий возраст начала этапа максимальной реализа­ции индивидуальных возможностей: для женщин, специализирующихся на 50, 100 и 200 м и в комплексном плавании, — 17—Шлет; для специа­лизирующихся в вольном стиле на 400 и 800 м — 16—17 лет; для муж­чин, специализирующихся на 50, 100 и 200 м, - 18-19 лет, а для специализирующихся на 400 и 1500 м - 17-18 лет.

Продолжительность этапа мак­симальной реализации индивиду­альных возможностей у женщин, в среднем, почти на год меньше, чем у мужчин, а* прирост результатов

на этапе существенно больше (рис. 15.4).

Однако сопоставление этих дан­ных, относящихся к середине 70-х годов, с подобными, относящимися к 90-м годам (табл. 15.2), отражает существенные изменения в ходе восхождения к вершинам мастер­ства и, в частности, заметное умень­шение его зависимости от специа­лизации и пола пловцов, что во мно­гом объяснимо "внешними" факто­рами и, прежде всего, побуждаю­щим к продолжению спортивной карьеры серьезным материальным стимулированием. Определенное значение имеет и общее снижение темпов прироста спортивных дости­жений, а также возрастающая сложность подготовки полноценной замены выдающимся мастерам. Так, вплоть до 1980 г. олимпийской побе­де на дистанции 1500 м вольным стилем, как правило, сопутствовало установление чемпионом мирового рекорда. Однако отсутствие впос­ледствии полноценной замены поз­волило Владимиру Сальникову победить в 1988 г. с результатом, значительно уступающим его ре­корду. Подобная ситуация сложи­лась и в 1996 г., когда Кирен Пер-кинс победил в плавательном мара­фоне с результатом, почти на 15 с

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru

ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки


Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru



уступающим его высшему мирово­му достижению.

Женщины достигают примерно равного с мужчинами уровня мас­терства, будучи на два года моложе (рис. 15.5), быстрее продвигаются к своей индивидуальной вершине, о чем свидетельствует более резкая динамика их результатов (рис. 15.6) и существенно меньшее представи­тельство олимпийских финалисток в числе сильнейших пловцов мира в предшествующие* Играм годы (рис. 15.7, 8).

Почти 70 % финалисток Игр еще за три года до них не входили в мировую "пятидесятку", в то вре­мя как там представительствовали уже более половины финалистов. Десятки раз олимпийских побед добивались спортсменки, не "вхо­дившие" в число 50 сильнейших в мире еще за год до Игр. Например, представительницы знаменитой советской школы плавания брас­сом Галина Прозуменщикова (1964г.), Марина Кошевая (1976 г.) и Лина Качюшите (1980 г.). И лишь

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов


Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru

единицы подобных примеров у мужчин.

Продолжительность этапа мак­симальной реализации индивиду­альных возможностей у стайеров меньше, чем у спринтеров (см. табл. 15.1) Стайеры достигают при­мерно равного со спринтерами уровня мастерства, будучи на год моложе (см. рис. 15.5), и быстрее продвигаются к своей вершине, что отражает и более "резкая" у них ди­намика становления высшего мас­терства (см. рис. 15.6) и меньшее их представительство в числе сильней­ших в мире в предшествующие Иг­рам годы (см. рис. 15.7). И естес­твенно, значительно больше приме­ров стремительного становления мастерства пловцов, специализиру­ющихся на дистанциях 400 и, в осо­бенности 8t)0 и 1500 м, по сравне­нию с теми, кто специализируется на 50, 100 и 200 м.

Нельзя, однако, не заметить, что во второй половине 80-х и в 90-е го­ды отличия в темпе формирования

высшего мастерства пловцов разно­го пола и различных специализаций заметно уменьшились, что наибо­лее емко отражает уменьшение в последние годы разницы возраста финалистов крупнейших соревно­ваний в различных дисциплинах плавания и, в частности, на сприн­терских и стайерских дистанциях. Достаточно сказать, что Сальников был самым старшим победителем Игр 1988 г. Все это объяснимо су­щественным возрастанием роли си­лового компонента в структуре под­готовленности пловцов, в том числе и специализирующихся на длинные дистанции, совершенствованием системы их многолетней подготов­ки и, не в последнюю очередь, -коммерциализацией спорта, побуж­дающей более длительно, чем прежде, преодолевать тяготы даже особенно напряженной трениро­вочной работы, характерной для стайеров.

Наибольшая продолжитель­ность этапа максимальной реализа­ции индивидуальных возможнос­тей у мужчин, специализирующих­ся в вольном стиле на коротких дистанциях. Представители этой специализации обычно "крадутся" к своей вершине, что иллюстриру­ет спортивный путь девятикратно­го олимпийского чемпиона (1968 и 1972 гг.) Марка Спитца, восьмик­ратного олимпийского чемпиона (1984-1992 гг.) Мэтью Бионди и четырехкратного олимпийского

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки


Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru



Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru Рис. 15.8

Возраст пловцов-финали­стов и призеров крупней­ших соревнований 70-х - 90-х гг.:

1 - 100 м вольный стиль;

2 — 200 м вольный стиль;

3 - 400 м вольный стиль;

4 - 800, 1500 м вольный стиль;

5 - 100 м брасс; 6 - 200 м брасс; 7 — 100 м баттерфляй; 8 - 200 м баттерфляй; 9 — 100 м на спине; 10 — 200 м на спине; 11 — 400 м комплексное плавание; 12 — дистанции 100, 200 м; 13 - дистанции 400, 800, 1500 м; 14 — все дистанции

чемпиона Александра Попова (1992—1996). Наименьшая продол­жительность рассматриваемого этапа и наибольший темп форми­рования высшего мастерства у женщин, специализирующихся в вольном стиле на длинных дистан­циях. Для них типичен стремитель­ный "взлет", что, например, ярко иллюстрирует спортивный путь че­тырехкратной олимпийской чемпи­онки Джаннет Эванс.

Следует заметить, что темпы формирования высшего мастерства обусловлены не только специализа­цией и полом пловца, но и, в опре-

деленной мере, характером его под­готовки на предшествующих этапах спортивного совершенствования. Стремительным он был у много­кратных олимпийских чемпионов Бионди и Эванс, а также других вы­дающихся пловцов, чья начальная подготовка носила многоборный характер, а базовая была достаточ­но разносторонней.

Обусловленные специализацией и полом пловцов отличия темпа формирования их мастерства наибо­лее емко проявляются в возрасте достижения ими наивысших резуль­татов (рис. 15.8—15.10, табл. 15.3).

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов


Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru



Рис. 15.10

Возраст финалистов и при­зеров Игр XXVI Олимпиады (1996 г.):

1 — 50 м вольный стиль;

2 — 100 м вольный стиль;

3 — 200 м вольный стиль;

4 — 400 м вольный стиль;

5 — 800, 1500 м вольный стиль;

6 - 100 м брасс;

7 - 200 м брасс; 8 - 100 м баттерфляй; 9 - 200 м баттер­фляй; 10 - 100 м на спине;

11 - 200 м на спине;

12 — 200 м комплексное плавание; 13 — 400 м комплекс­ное плавание; 14 — дистанции 50, 100, 200 м (средние данные); 15 - дистанции 400, 800, 1500 м (средние данные); 16 — все дистанции (средние данные)

У женщин он, в среднем, на 2,5 — 3 года меньше, что было харак­терно и для 70-х — начала 80-х го­дов и для середины 90-х, а стайеров примерно на год меньше, чем у спринтеров. Между тем заметна тенденция к уменьшению отличий возраста наивысших достижений спринтеров и стайеров. На Играх 1996 г. в Атланте финалистки на дистанциях 400 и 800 м вольным стилем были даже старше финалис-ток на дистанциях 50, 100 и 200 м вольным стилем, причем половина призеров на ^средней и длинной дистанциях достигла 27-летнего возраста, а половина состава фина-листок — 25-летнего. Это, конечно, обусловлено конкретными обстоя­тельствами и нельзя говорить о ка-

кой-либо закономерности, но тен­денция очевидна. Она, вероятно, обусловлена не только превышени­ем роли силового компонента в структуре подготовленности стайе­ров, но и повышением материаль­ных стимулов, перспективой успеха в набирающих популярность ком­мерциализированных плавательных марафонах в естественных водое­мах. Сегодняшняя ситуация побуж­дает изыскивать пути к прогрессу в том возрасте, в котором большин­ство сильнейших стайеров преж­них лет уже уставало от напряжен­нейшей тренировочной работы. Та­ким образом, социальные факторы начинают больше сказываться на становлении и сохранении высшего спортивного мастерства.

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки


Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru



Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru

Вместе с тем по итогам всего охваченного исследованием 25-лет­него периода развития плавания, наибольший возраст высших дости­жений — 21—24 года у мужчин, специализирующихся в вольном стиле на дистанциях 50 и 100 м и в баттерфляе, а наименьший — 17 — 20 лет — у женщин, специализиру­ющихся в вольном стиле на 400 и 800 м. При этом, обычно, не менее чем в два раза меньшая, чем у фи­налистов крупнейших соревнова­ний и не превышающая пяти лет вариативность возраста их призе­ров позволяет заключить, что наи­более благоприятный возраст для высших достижений в плавании ог­раничен трех — пятилетним диапа­зоном (табл. 15.4).

Есть основания и для коррекции распространенных представлений об оптимальном возрасте для выс­ших достижений в различных дис­циплинах плавания. В частности, не обоснованы расхожие представ­ления о якобы существенно мень­шем, чем у представителей других

способов плавания, возрасте выс­ших достижений специализирую­щихся в плавании на спине. В осо­бенности это касается мужчин. Все наиболее яркие представители этой специализации достигли своей вер­шины после 20-летнего возраста: четырехкратный олимпийский чем­пион (1968, 1972 гг.) Ролланд Маттес — в 22 года, двукратный олим­пийский чемпион (1976 г.) Джон Набер и олимпийский чемпион (1988 г.) Игорь Полянский — в 21 год, олимпийский чемпион (1992 г.) Мартин Лопес-Зуберо — в 23 года, двукратный олимпийский чемпион (1992, 1996 гг.) Джеф Роуз в 26 лет. Двукратный чемпион мира 1998 г. и вероятнейший претендент на олимпийское золото Сиднея Ленни Крайзельбург установил свои мировые рекорды в 25-летнем возрасте. И нет оснований говорить о зависимости возраста высших достижений от способа плавания.

Сопоставление возраста наи­высших достижений пловцов раз­ных лет (рис. 15.11) свидетельствует о существенном их "повзрослении" в последней четверти XX ст.

И особенно много примеров этому дали Игры Олимпиады 1996 г., где три золотые медали завоевали 27-летняя представительница Ир­ландии Митчелл Смит, впервые олимпийской чемпионкой в составе комбинированной американской эстафеты стала 29-летняя Энджел Мартино, завоевавшая к тому же две бронзовые медали в индивиду­альных номерах программы, само­му молодому среди мужчин победи­телю на спринтерских дистанциях

ЧАСТЬ 4

Построение процесса подготовки пловцов



Денису Панкратову было 22 года, а возраст других чемпионов варьиро­вал от 23 до 26 лет, в финальном заплыве на 200 м брассом вторым был 28-летний Карой Гюттлер, а четвертым 29-летний Ник Джил-лингхем, лучшими представителя­ми украинского плавания ока­зались 27-летний Павел Хныкин и 25-летняя Светлана Бондаренко. Вероятно, это во многом следствие совершенствования системы мно­голетней подготовки, "открывшего" направления дальнейшего роста мастерства, казалось, уже достиг­нувших своей вершины спортсме­нов. Повысилась эффективность ее организационных основ в различ­ных странах, существенно возросло качество ее научного и материаль­но-технического обеспечения, эф­фективность системы восстановле­ния, реализации других внетрени-ровочных и внесоревновательных факторов. Более профессиональ­ным стал процесс занятий спортом в целом. Не могло не сказаться на возрасте достижения пловцами на­ивысших результатов и повышение роли силового компонента в струк­туре их подготовленности. Несом­ненно, повлияло и введение в прог­рамму крупнейших соревнований 50-метровой дистанции, предъявля­ющей особенно высокие требова­ния к силовым возможностям и, поэтому, с наиболее "взрослыми" лидерами. Но, очевидно, одной из главных, если не основной при­чиной "повзросления" плавания, как, вероятно, и многих других ви­дов спорта, стала возрастающая коммерциализация.

Наивысшие достижения все ча­ще устанавливаются спортсменами с ярко выраженной индивидуаль­ностью, и поэтому при построении многолетней подготовки возрастает актуальность учета не только усред­ненных параметров ее общей структуры, но и их возможной ва­риативности. Анализ становления мастерства более 200 сильнейших в мире в 70-е —90-е годы пловцов позволил выделить основные вари-

анты динамики становления спор­тивного мастерства (рис. 15.12).

Усредненный вариант предпола­гает достижение вершин мастерства мужчинами-стайерами в 19 — 22 го­да, а спринтерами — в 21-24 года в итоге 10— 13-летней подго­товки, женщинами-стайерами — в 17—19лет, а спринтерами — в 19 — 22 года в итоге 9—12-летней подго­товки и планомерную динамику ста­новления мастерства. Этот вариант характерен для 60 — 70 % сильней­ших пловцов мира и был реализован Марком Спитцем, Кристин Отто, Александром Поповым, Владимиром Сальниковым и Тамашом Дарньи.

Ускоренный вариант предпола­гает достижение максимальных ре­зультатов мужчинами-стайерами в 17—19 лет, а спринтерами — в 18 — 20 лет после 7 —9-летней подготов­ки, женщинами-спринтерами — в 15—17лет, а стайерами — в 14 — 15 лет после 6 —8 лет подготовки. Ему присуща "скачкообразная" ди­намика мастерства, что, обычно, обусловлено не столько характером подготовки, сколько индивидуаль­ными особенностями пловца: уско­ренным биологическим созревани­ем и лабильностью функциональ­ных систем организма, обеспечива­ющей быструю и эффективную адаптацию. Очень быстрое, иногда за 2 — 3 года, "прохождение" базо­вых этапов спортивного совершен­ствования, в особенности типичное для женщин, специализирующихся в вольном стиле на длинных дис­танциях, не позволяет четко разгра­ничивать этапы предварительной и специализированной базовой под­готовки и они, по сути, сливаются в единый этап базовой спортивной подготовки. Стремительное вос­хождение к вершинам мастерства характерно примерно для 15 — 20% сильнейших пловцов мира. В их числе многократные олимпийские чемпионки Кристина Эгерсеги, Джаннет Эванс, Рика Райниш, двукратный олимпийский чемпион Брайан Гуделл и др. В качестве раз­новидности рассматриваемого ва-



Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки

рианта формирования мастерства может быть выделен характерный для спортсменов, "прошедших" предварительную подготовку в дру­гих видах спорта и, соответственно, поздно приступивших к системати­ческим занятиям плаванием. Их примерно 5 % и это, в основном, мужчины-спринтеры, достигающие вершин мастерства в обычном для их специализации возрасте 21 — 24 года, но после всего лишь 8 — 9-летних целенаправленных занятий плаванием. Типичным здесь являет­ся спортивный путь Мэтью Бионди и Роуди Гайнеса, которые, занима­ясь до начала подготовки в плава­нии другими видами спорта, затем лишь за 5 —б лет достигли мастер-

ства, обеспечившего олимпийские победы и мировые рекорды.

Применительно к рассматривае­мому варианту становления мастер­ства уместно отметить, что опреде­ленная категория спортсменов спо­собна к достижению успехов лишь в юношеских соревнованиях. Напри­мер, в бывшей ГДР система много­летней подготовки спортсменов бы­ла строго подчинена требованиям спорта высших достижений, но зна­чительная часть сильнейших в юном возрасте восточногерманских спорт­сменов не становились сильнейши­ми среди взрослых. Это было ре­зультатом не форсирования, а уско­ренного биологического созревания части спортсменов.


Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru

Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru


ЧАСТЬ 4

Построение процесса подготовки пловцов



Динамика становления высшего спортивного мастерства - student2.ru Замедленный вариант, с уме­ренным темпом становления мас­терства, предполагает достижение его вершины мужчинами-стайера­ми в 22 — 24 года, а спринтерами в 24 —26лет в итоге 14—16-летней подготовки, женщинами-стайера­ми в 20 — 22 года, а спринтерами — в 22 —24 года в итоге 12— 14-летней подготовки. Такой вариант обус­ловлен не только характером под­готовки пловцов на начальном и базовых этапах совершенствова­ния, но и их индивидуальными особенностями и, прежде всего, ретардацией биологического раз­вития. Замедленное становление мастерства характерно для 15 — 20 % сильнейших пловцов мира. В их числе — пятикратная олим­пийская чемпионка и чемпионка мира Джаннет Томпсон, трехкрат­ная победительница Игр XXVI Олимпиады Митчелл Смит, олим­пийские чемпионки Эми ван Дай-кен, Пенелопа Хейнс, Энджел Мартино, двукратный чемпион ми­ра Ленни Крайзельбург.

Таким образом, примерно для двух третей сильнейших спортсме­нов характерно усредненное станов­ление мастерства с достижением его вершины в типичном для их специа­лизации или близким к нему возрас­те наивысших результатов в итоге подготовки, соответственно, средней или близкой к ней продолжитель­ности. А примерно для трети силь­нейших — относительно ускоренное или замедленное с более ранним или поздним достижением наивысших результатов в итоге, соответственно, более кратковременной или продол­жительной подготовки.

Тот или иной вариант становления мастерства обуслов­лен возрастом начала занятий спортом, особенностями подготов­ки и, в частности, предшествую­щей началу занятий избранным ви­дом спорта подготовкой в других видах, индивидуальными особен­ностями спортсменов и, прежде всего, типом их биологического созревания и спецификой адап-

тации. И в каждом конкретном слу­чае необходимо адекватное всем этим факторам становление мас­терства пловца, предполагающее, что очень важно, распространение соответствующей индивидуализа­ции подготовки спортсмена не только на ее завершающие, но и на базовые этапы.

Наши рекомендации