На организм факторов внешней среды

Цель: изучить особенности судебно-медицинской экспертизы повреждений от воздействия на организм барометрического давления, ионизирующего излучения и других факторов внешней среды.

Вопросы к занятию:

1.СМ-характеристики действия на организм высокого и низкого барометрического давления

2.СМ-характеристика воздействия ионизирующего излучения

3.Вопросы, решаемые СМЭ при повреждениях, вызванных воздействии на организм различных внешних факторов

Доклад:Химические ожоги

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема: Судебно - медицинская токсикология

Цель: Изучить особенности судебно-медицинской экспертизы трупа в случаях смерти от отравления или подозрения на него.

Вопросы к занятию:

1.СМ характеристика воздействия на организм современных боевых отравляющих веществ

2.Вопросы, решаемые СМЭ при воздействии ядов на организм

Доклад:Первая помощь при отравлениями различными группами ядов.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Тема: СМ- характеристика различных патологий

Цель:изучить особенности судебно-медицинской экспертизы при половых преступлениях, в сфере лечебной деятельности, идентификации личности и алкогольных опьянений.

Вопросы к занятию:

1.Вопросы, решаемые СМЭ при половых преступлениях

2.Вопросы, решаемые СМЭ в сфере лечебной деятельности

3.СМ идентификация личности

4.Судебно-медицинская экспертиза алкогольных опьянений

Доклад:СМ-определение возраста

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: Судебная психиатрия

Цель: особенности посттравматического поражения головного мозга, влияние на поведенческое настроение. Особенности построения выводов.

Вопросы к занятию:

1.Процессуальные и организационные вопросы судебно-психиатрической экспертизы.

2.СМ критерии вменяемости и невменяемости

3.СМ критерии дееспособности и недееспособности

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Тема: Судебная психиатрия

Цель: особенности посттравматического поражения головного мозга, влияние на поведенческое настроение. Особенности построения выводов.

Вопросы к занятию:

1.Причины психических заболеваний.

2.Течение психических заболеваний.

3.Основные симптомы и синдромы психических болезней.

Доклад:Воздействие алкоголя на психику человека

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Значимость самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом, в котором предусмотрено выделение значительного объема внеаудиторной, т.е. самостоятельной работы. Исходя из этого, учебным и рабочим учебным планом определяется общий объем часов самостоятельной работы по конкретным учебным дисциплинам, в том числе и по «Судебной медицине и психиатрии». Поэтому при составлении не только программы, но и в целом учебно-методического комплекса по данной учебной дисциплине общий объем часов самостоятельной работы распределяется по темам курса для внеаудиторного изучения студентами программного материала.

В теории педагогики самостоятельная работа выделяется как одна из четырех основных форм учебной деятельности. Вместе с тем, реализация этой формы учебной деятельности возможна только при соблюдении ряда условий, наиболее значимыми из которых являются наличие мотивации и базовых учебных навыков самостоятельной работы студентов и эффективная организация их деятельности преподавателем.

Самостоятельная работа – это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением.

Каким бы квалифицированным и опытным ни был преподаватель, он лишь определенным образом организует и направляет познавательную деятельность студентов. Однако познание осуществляет сам студент и эту работу за него никто выполнить не может. Поэтому ее эффективность в первую очередь зависит от собственной познавательной деятельности студента.

Индивидуальный поиск знаний является самой характерной чертой студентов, а весь процесс обучения в учебном заведении – это, в конечном счете, эффективно организованная самостоятельная работа студентов. И в этой связи самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса, главным методом глубокого изучения и усвоения учебного материала. При этом самостоятельная работа студентов осуществляется на всех видах учебных занятий (лекции, семинарские и практические занятия) под руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студентов способствует формированию культуры их умственного труда, а также необходимых навыков и умений, в конечном счете, является определяющим фактором в достижении положительных результатов обучения. Она развивает у студентов организованность, дисциплинированность, инициативу, волю, вырабатывает умение анализировать факты и явления, приучает к самостоятельному мышлению. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что самостоятельная работа служит главным средством превращения полученных знаний в убеждения и навыки. Из этого вытекает, что одной из основных задач преподавателя является не только вооружить студентов суммой определенных знаний, но научить их работать самостоятельно.

Современное развитие информационных технологий качественно влияет на все стороны общественной жизни, включая правовое образование. При изучении юридических дисциплин студенты приобретают навыки будущей работы в качестве профессионального юриста.

Одним из главных качеств современного юриста является его способность к аналитической работе с большим объемом информации. Динамическое развитие правовой системы Украины на всех уровнях, требует от юриста умения постоянно обновлять свои знания, актуализировать их на конкретный момент принятия того или иного решения, оперативно находить и анализировать последние изменения в законодательстве, знать обстоятельства и условия их появления, быть в курсе политической и социально-экономической жизни в стране.

Общие методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов

Организация самостоятельной работы студентов – актуальна. Результативность самостоятельной работы зависит от многих составляющих. Поэтому процесс организации самостоятельной работы должен содержать следующие структурные компоненты:

1. Мотивационный– показ практической значимости учебной деятельности и результатов труда.

2. Содержательный– выделение дидактических единиц для самостоятельного изучения, актуализация уже имеющихся знаний.

3. Процессуальный– подбор и определение действий, ведущих к достижению результатов.

4. Обучающий –педагогически обоснованная помощь преподавателя - конкретизация, постановка наводящих вопросов, консультации.

Остановимся на характеристике процессуального компонента организации внеаудиторной работы. Самостоятельная работа по изучению учебной дисциплины будет только в том случае эффективной, если она будет:

· носить плановый характер на всех уровнях;

· иметь системный и организованный характер;

· иметь необходимое методическое обеспечение;

· контролироваться на всех уровнях;

· иметь критерии оценки;

· дифференцированной и вариативной;

· иметь форму отчетности.

Следует помнить и понимать, что только хорошо организованная самостоятельная работа студентов будет способствовать подготовке выпускника, отвечающего требованиям государственных образовательных стандартов не только к уровню их подготовки по учебной дисциплине, но и к уровню общей образованности.

Самостоятельная работа является важным дополнением к аудиторным занятиям и дополняет их.

Можно выделить следующие цели применения самостоятельной учебной деятельности студентов:

1) оптимизация процесса обучения с точки зрения экономии аудиторного учебного времени;

2) актуализация и активизация поиска новых знаний;

3) развитие творческого характера образования;

4) повышение качества усвоения учебной программы.

Готовность студентов к самостоятельной деятельности по изучению учебной дисциплины определяется:

1) наличием базовых учебных навыков самостоятельной работы;

2) наличием навыков работы с нормативно-правовыми документами, словарями и справочной литературой;

3) умением работать с компьютерным программным обеспечением и Интернетом;

4) приобретение навыков работы с учебниками, учебно-методическими пособиями.

Возможности очень быстрого распространения правовой и социально-политической информации посредством современных информационных технологий и, прежде всего, сети Интернет, должны осваиваться и использоваться студентами уже с первых курсов обучения.

Что может дать Интернет при изучении «Судебной медицины и психиатрии»:

1. Использовать международно-правовой опыт деятельности в познании исторического, научного развития национального законодательства, правовых систем и правовых семей на правовой карте мира.

2. Доступ к правовой информации.

3. Доступ к научной информации, в том числе о проходящих научных конференциях, семинарах, симпозиумах по праву вообще и в области судебной медицины и психиатрии.

Украинский и российский сегменты сети Интернет содержит большое количество информационных ресурсов, посвященных право­вой тематике (в данном случае речь не идет о базах данных рефератов весьма сомнительного качества). Их количество постоянно растет. Для поиска научной правовой информации можно пользоваться наиболее известными поисковыми системами типа Яндекса (www.yandex.ru), ба­зами данных на них (например, www.rambler.ru/db/law), специализиро­ванными правовыми каталогами (www.pravopoliten.ru), отдельными online-библиотеками, как правовыми («ЮрЦентр»-http://text.jurcenter.ru, «Юридический Клуб» - http://lawyerclub. kodeks.net, портал «Law Firm» - www.lawfirm.ru,«Обра­зовательный юридический портал»- http://law.edu.ru) и т.д.

В процессе обучения и работы над изучением «Судебной медицины и психиатрии» следует выделить четыре разновидности самостоятельной работы студента. Каждая из них отличается спецификой целенаправленности и планирования:

1) постановка цели и планирование предстоящей деятельности студента осуществляется с помощью преподавателя;

2) постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентом самостоятельно;

3) постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется студентом самостоятельно в рамках представленного преподавателем задания;

4) работа выполняется студентом по собственной инициативе; он без помощи преподавателя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.

Важнейшим средством формирования у студента всех перечисленных разновидностей самостоятельной познавательной деятельности является выполнение им различных видов самостоятельных работ, которые построены с учетом внутри дисциплинарных и междисциплинарных связей изучаемого материала.

К основным видам внеаудиторной самостоятельной работы студентов можно отнести:

1. Выполнение домашних практических заданий.

2. Работа над терминами.

3. Выполнение тестовых заданий.

4. Решение ситуационных задач.

5. Составление категориального (понятийного) словаря.

Наиболее простой вид самостоятельной работы - выполнение домашних практических заданий. Выполнение практических заданий контролируется непосредственно на занятиях во время, отведенное на опрос. Положительными сторонами этого вида самостоятельной работы являются ее регулярность и возможность накопления оценок для более объективной оценки знаний студентов. Желающие могут давать ответы в специально заведенных для этой цели тетрадях, если не могут отвечать устно.

Работа над терминами заключается в освоении правовых терминов, ознакомлении с понятиями и категориями, взятыми из словарей, справочников, нормативно-правовых актов, лекционных материалов. Контроль этого вида самостоятельной работы осуществляется при помощи тестового опроса после изучения каждого раздела рабочей программы.

Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы является её индивидуальный характер и постепенное усложнение. С этой целью преподавателем составляются индивидуальные тестовые задания в целом по курсу дисциплины. Работа с ними предполагает поиск ответов не только в учебной литературе, но и в нормативно-правовых актах международного и национального права. В современных условиях компьютеризации можно использовать компьютерное тестирование для проверки качества усвоения учебного материала в области сравнительного правоведения.

Задания выдаются в начале изучения курса, а контроль осуществляется на последних занятиях. В течение семестра преподаватель контролирует ход выполнения самостоятельной работы на консультациях, где также дает рекомендации по поиску первоисточников. Таким образом, осуществляется самостоятельное и более детальное ознакомление студентов с учебно-методическим, научным материалом.

Решение ситуационных задач преследует цель практического применения теоретических положений дисциплины и содержания нормативных актов. Выполнение этого задания предполагает работу студента с нормативно-правовыми актами и литературными источниками, последующее обобщение и систематизацию материала.

Ответы на вопросы, поставленные в задачах (в контрольных заданиях студентов заочной формы обучения), должны объясняться и обосновываться в соответствии с базовыми источниками.

Составление словаря категориального (понятийного) аппарата позволяет обогатить свою память и знания новой научной терминологией и ее происхождением с целью использования не только в перспективной научно-исследовательской деятельности, но и в правоприменительной практике.

Критериями оценки ответа являются полнота и правильность представленных на проверку материалов, умение логично, кратко и аргументировано излагать существующие точки зрения и собственную позицию, формулировать выводы.

Помимо перечисленных, следует назвать такиевиды самостоятельной работы студентов, как:

1. Конспектирование лекций и ответов на выносимые планами семинарских занятий вопросов;

2. Конспектирование по отдельным темам курса, как в целом монографий, так и отдельных ее глав и разделов, а также журнальных статей;

3. Реферирование научной литературы по отдельным темам курса и по вопросам семинарских занятий по заданию преподавателя;

4. Подготовка докладов и научных сообщений по вопросам, выносимым на семинарское занятие;

5. Работа с электронной библиотекой и использование информационных систем;

6. Сбор материалов для написания контрольных заданий и их написание;

7. Составление комментариев по отдельным международно-правовым и внутригосударственным источникам;

8. Участие в работе студенческих и научных конференциях;

9. Участие в конкурсах на лучшее контрольное задание, а также на лучший научный доклад или сообщение;

10. Участие в викторинах;

11. Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов;

12. Групповые и индивидуальные консультации;

13. Написание рефератов, докладов, фиксированных выступлений по отдельным проблемам «Судебной медицины и психиатрии».

Указанные виды для организации самостоятельной работы студентов предлагаются преподавателем с учетом сложности изучаемых тем и разделов учебной дисциплины. На их выбор также оказывают влияние не только опыт преподавательской работы, но и степень подготовленности студентов.

Лекция является наиболее важной формой учебного процесса. Ей принадлежит особая роль в повышении эффективности самостоятельной работы студентов, именно на лекции преподаватель организует и направляет весь учебный процесс по соответствующей учебной дисциплине.

Лекция продолжает сохранять роль основного логического звена во всем образовательном процессе. Но традиционная лекция по отдельным темам может быть преобразована и зависит это от того, студентам какой формы обучения она будет предложена. Если это очное обучение, то можно применить "лекцию-обсуждение", а если это студенты заочной формы обучения, то это "лекция - схема". Применение различных видов лекций придает колорит учебному процессу и побуждает студентов самостоятельно изучить предложенный материал.

Применение "лекции - обсуждение" позволяет достичь следующих целей:

- побудить студентов к самостоятельной работе над будущим лекционным материалом по учебникам и учебным пособиям, периодической литературе;

- выработать навыки логического мышления и схематизации экономических процессов и явлений вместо навыков конспектирования готового знания;

- приобщать студентов к коллективной творческой работе.

Предварительно преподаватель объявляет тему лекции и выдает обязательный перечень вопросов, которые необходимо будет проработать. Также можно порекомендовать литературу, которой студенты воспользуются при подготовке ответов. Студенты, имея вопросы должны самостоятельно изучить предложенный материал и подготовить ответы на поставленные вопросы. Ответы должны быть краткими и обоснованными. Для наглядности и подтверждения своих доводов можно использовать схемы, графики, рисунки, таблицы, т.е. при ответе используется любой материал, который поможет в полном объеме представить предложенную тему.

Перед началом занятия студенты готовят наглядный материал для своего выступления. В процессе изложения доклада или после него студенты могут задать вопросы, которые у них появились во время прослушивания предложенной темы. Если вывод сделан не верный, то проводится дальнейшее обсуждение, и по его результатам группа делает правильный вывод, который является представлением их единой точки зрения. После этого производятся записи в тетрадях. Роль преподавателя в данном процессе сводится к фиксированию различных точек зрения и проведению анализа выступлений и подведение итогов.

Применение "лекции - обсуждение" дает возможность студентам в процессе поиска, получения и осмысления дополнительной информации лучше усвоить теоретический материал; поможет сформировать навыки сопоставления различных точек зрения; принимать профессиональные решения по различным правовым проблемам.

"Лекция-схема" предназначена студентам заочной формы обучения, т.к. у них ограничено время аудиторной работы. Для более эффективного использования учебного времени студентам предлагается раздаточный материал или применяются мультимедиа проекторы для демонстрации схем, графиков, таблиц по предложенной теме лекции.

Применение мультимедиа слайдов предполагает наличие данной техники. Если же ее нет, то возможно использование схем-лекций в качестве раздаточного материала на бумажном носителе. Применяя их, преподаватель сможет высвободить время для пояснения материала, а у студента отпадает необходимость переносить схемы и графики в тетрадь.

Следовательно, целью применения схем-лекций является:

- интенсификация образовательного процесса студентов заочной формы обучения;

- обучение навыкам работы со схемами-лекциями и использование их для дальнейшего изучения материала по предложенной теме.

Достижению данной цели способствует реализация следующих задач:

- предоставление наглядного материала по изучаемой проблеме;

- развитие познавательно-поисковой деятельности студентами по изучаемой дисциплине.

Перед началом занятий студентам раздаются учебно-методические разработки или материал лекции или они предварительно приобретаются на кафедре. Текст лекции содержит: наименование темы лекции, ее план, далее идет краткое изложение вопросов лекции в виде схем, вывод по данной теме, а также список литературы, использованной при подготовке лекции.

В процессе изложения лекции преподавателем студенты обращаются к раздаточному материалу и делают необходимые поясняющие записи. При этом у них остается время для того, чтобы задать возникшие в процессе лекции вопросы.

Применение таких лекций-схем при подготовке к экзамену, даст возможность студенту быстро восстановить в памяти материал лекции и, обратившись к прилагаемому списку литературы и просмотрев предложенный материал, он лучше усвоит теорию. Это гарантирует ему успешную сдачу итоговую форму контроля (экзамен, зачет) и получить дополнительные знания по дисциплине.

Схемы-лекции можно использовать не только при изложении лекции на определенную тему, но также имеет смысл составить сборник таких лекций по темам, которые предусмотрены учебным планом. От умения преподавателя побудить интерес у студентов к изучаемой дисциплине зависит и их стремление углубить свои знания в ходе самостоятельной работы.

В современных условиях меняется характер лекции в связи с переходом от информативного к проблемно-методологическому изложению материала. Проблемное чтение лекций формирует у студентов стремление к знаниям, познавательную активность и мыслительную самостоятельность, что способствует глубокому и всестороннему изучению юридических дисциплин. В связи с этим проблемное обучение требует от преподавателя и от студентов большого творческого труда.

В ходе проблемной лекции преподаватель должен показать образец научного анализа проблемы, стимулировать студентов к участию в обсуждении проблемы на семинарских занятиях. Для создания проблемной ситуации на семинарском занятии следует ознакомить студентов с историей возникновения научной проблемы, разработкой ее отдельных аспектов в юридической литературе, сопоставить различные научные концепции, показать свое отношение к данной проблеме, выслушать и объективно оценить точки зрения студентов по спорным проблемам темы.

Семинарские и практические занятия. В ходе их проведения преподаватель может не только оценить качество самостоятельной работы, но и наметить пути улучшения. Семинарское занятие является коллективной формой обсуждения подготовленных по указанию и под руководством преподавателя сообщений, рефератов, докладов по определенной теме или разделу программы.

Семинарские занятия позволяют адаптироваться в группе, обмениваться информацией, устраивать дискуссии, формулировать собственное видение проблемы, ясно и убедительно излагать мысли.

Студенты на семинарском занятии должны соблюдать общепризнанные правила:

- на семинаре говори, а не читай материал подготовленного ответа;

- ответ должен быть четким и обоснованным;

- быстро включайся в обсуждение поставленных вопросов;

- слушай и оценивай ответ сокурсника и т.д.

Эти правила позволяют формировать у студента умение самостоятельно работать (отбирать источники информации, готовить выступление).

В планах семинарских занятий приводится довольно объемный перечень рекомендуемой литературы. Но это не означает, что студент обязан прочитать ее всю, хотя к этому нужно стремиться. Студент должен выбрать то, что считает необходимым и более доступным.

Практические занятия - это такие же групповые занятия со студентами под руководством преподавателя, на которых проводятся сопоставления, сравнения, различные расчеты, эксперименты и др., нередко, с применением компьютеров.

Семинарские и практические занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме:

- изучение учебной и дополнительной литературы;

- ознакомление с законодательными и нормативными актами международного характера и Украины.

Кроме того, студенты могут проконсультироваться с преподавателем по тому или иному вопросу, поскольку у преподавателя может быть своя точка зрения на те или иные проблемные ситуации.

К методам обучения, активизирующим учебный процесс, относятся деловые (ролевые) игры. Особое значение имеют учебные деловые игры, которые являются эффективной формой практического обучения будущих юристов, способствующей формированию практических навыков и умений, развитию творческого мышления.

Важное место в руководстве самостоятельной работы студентов занимают групповые и индивидуальные консультации.

Формы самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации