Вопрос: Как можно назвать изменение психосоматического состояния, произошедшее у Андрея?
Вопрос: Как можно назвать изменение психосоматического состояния, произошедшее у Андрея?
Психосоматическая реакция на субъективно значимую, напряжённую ситуацию.
Психосоматические расстройства: Психосоматические реакции и Психосоматические расстройства.
Психосоматические реакции не являются расстройствами. Они свойственны здоровым и больным людям.
Это реакции, возникающие в напряженной жизненной ситуации. Они быстро проявляются, зависят от ситуации.
Сердцебиение у студента, головокружение после сообщения неожиданного и неприятного известия, потеря аппетита и т.д.
2. Ребенок в возрасте 5лет ,6 месяцев был госпитализирован в больницу в связи с впервые развившимся у него приступом бронхиальной астмы. После попадания в больницу мальчик выглядит напуганным, стал демонстрировать потерю уже ранее приобретенных им навыков (самостоятельное питание и одевание, засыпание, навыки общения с взрослыми) и настаивал на том, чтобы маме разрешили постоянно находиться у него в палате. На вопросы палатной медсестры отвечает кратко или не отвечает совсем. Она вынуждена кормить, ежедневно одевать ребенка после сна и раздевать перед сном.
Вопрос: определите, имеется ли у ребенка нарушение психосоматического развития? При положительном ответе определите, какое психосоматическое нарушение (отклонение) отмечается у ребенка.
Да, у ребёнка отмечается регресс психосоматического развития. Является реакцией ребенка на особые внезапно изменившиеся условия развития. В этом случае ребенок теряет уже приобретенные ранее способы, навыки, отправления телесных функций, ухода за телом, телесной саморегуляции. Развод родителей – ребенок дает реакцию на это, они на него обращают внимание, манипулирует ими. Ребенок сломал ногу, положили в больницу, без мамы. В результате изоляции изоляции от взрослого происходит изменение условий развития, регресс может выражаться в утрате способности есть ложкой, одеваться, в потере навыков самостоятельного засыпания без взрослого, прекращение общения. На этом фоне могут возникать страхи, усиливаться тревога и возникать другие невротические наслоения.
Проявления регресса также являются мощным инструментом оказание давления на взрослого, поскольку ребенок стремится добиться, чтобы в изменившейся ситуации она стала более адаптивной. Предъявление телесных жалоб способствует получению желаемого результата взаимодействия, манипуляция взрослым подкрепляет возникновение симптома у ребенка. Когда симптом повторяется – закрепляется.
3.Ребенок 7 лет почувствовал общее недомогание, насморк, кашель. Два дня назад в классе появились больные с острой вирусной инфекцией. Вечером у ребенка температура поднялась до 39 градусов. Мама больного сообщила, что ребенок долго не засыпал, стал раздражительным , тревожным и подавленным. На пике температуры появился страх, стал видеть в углу комнаты каких животных и пытался убежать от них. После приема лекарств, снижающих температуру страх, тревога и видения исчезли.
Вопрос: Определите, исходя из теоретических основ психосоматической медицины, какое расстройство (состояние) описано в данной задаче?
Вопрос: Тип расстройства, черты личности.
Сензитивный астеник, неврастения, перфекционизм, интровертированность.
Сенситивный тип личности.
Тревожность
Чрезмерная чувствительность, впечатлительность, высокие моральные требования в первую очередь к себе, низкая самооценка, робость и застенчивость. Под ударами судьбы они легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми.
они очень чувствительны к тому, как окружающие относятся к ним.
Неврастения — психическое расстройство из группы неврозов, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению. Неврастения возникает обычно при сочетании психической травмы с чрезмерно напряжённой работой и физиологическими лишениями (хроническое недосыпание, отсутствие отдыха и т. п.)
Психосоматическая реакция - рвота (закреплялась) и стала повторятся.
Больная 24 года обратилась с жалобами на сердцебиение, ощущение перебоев, постоянные колющие боли в области сердца, общую слабость, раздражительность, эмоциональную лабильность, временами чувство тревоги, подавленное настроение. Заболевание возникло после длительной психической травматизации. Последний год тяжело болела мать, она за ней ухаживала, волновалась, уставала. В это же время ухудшились отношения с мужем, они развелись.
По характеру общительная, эмоционально-лабильная. АД – немного повышено. ЭКГ – норма, x-Ray – норма, анализ крови – норма.
Неврологический статус – легкий тремор пальцев рук, гипергидроз.
Вопрос: Тип расстройства, черты личности.
Неврастения с преимущественным нарушением сердечной деятельности. Нарушения сосудистого тонуса возникает как сопутствующее проявление общих расстройств нервной деятельности.
«Заболевание возникло после длительной психической травматизации» в этиологии преимущественно экзогенный фактор. Болезнь матери, усталость + развод с мужем.
Этот невроз возникает предпочтительно в возрасте 20 - 40 лет, несколько чаще у мужчин, чем у женщин в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов, т. е. в широком смысле слова в психогенных условиях.
Лечение неврастении должно быть комплексным и наряду с использованием современных нейротропных средств включать в себя все формы психотерапии. Как медикаментозное лечение, так и психотерапия должны быть строго индивидуализированными и основываться не только на клинической форме невроза, но и на стадии заболевания и личностных особенностях больного. Лечение в любом случае начинается с полноценного отдыха, прекращения умственной работы, назначения общеукрепляющей терапии и длительного сна.
Молодая женщина 35 лет перенесла грипп. Ее проконсультировал известный врач, к которому она до того неоднократно обращалась на протяжении последних 2-х лет. Консультации проводились по поводу иногда возникавшей декомпенсации порока сердца. Профессор не нашел у нее никаких признаков сердечной недостаточности и рекомендовал ей встать с постели и ходить. Уходя, он, шутя, сказал несколько назойливой боязливой и мнительной пациентке "нам нечего бояться по поводу вашего сердца, раньше меня вы все равно не умрете или если умрем, так вместе". На следующий день он внезапно скончался. Больная пришла в ужас. Говорила, что она теперь тоже умрет. Пульс стал 120 ударов в мин., несмотря на принятые меры через 2 дня после этого наступила смерть при явлениях отека легких.
Вопрос: Тип расстройства, черты личности.
Ятрогения - изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным действием или словом врача.Ятрогенное ухудшение телесного или психического здоровья может быть обусловлено неудачными попытками лечения или, например, неосторожными замечаниями врача по поводу состояния пациента. В формировании психической (психогенно обусловленной) ятрогении помимо неосторожных, ранящих пациента высказываний врача о его состоянии здоровья играют роль также определённые черты характера больного (неуверенность, склонность к тревожным опасениям, повышенное внимание к малейшим изменениям самочувствия, эмоциональная ранимость и т. д.), предопределяющие крайне неврозное отношение к любой получаемой им медицинской информации. Некоторые специалисты считают, что в подобных случаях следует говорить о псевдоятрогении, поскольку она возникает не по вине врача, а скорее вследствие особенностей характера пациента, которые способствуют формированию навязчивых страхов за своё здоровье без серьёзных на то оснований.
Неврастения. В основе смерти, наступающей под влиянием шоковой психической травмы (сильного страха). (По всей вероятности причина – внезапное поступление в кровяное русло большого количества катехоламинов, вызывающее остановку сердца). Ятрогения.
«Когда я сижу спокойно или пытаюсь читать - рассказывает больная – помимо мой воли мне лезут в голову мысли о том как будет лететь женщина, если она выпрыгнет из окна верхнего этажа. Я вынуждена представлять себе как колоколом раздувается платье и видны панталоны, как она держит руки во время полета, поворачивается в воздухе… Я хотела бы об этом не думать, Я понимаю абсурдность размышлений на эту тему. Я хочу избавиться от этих мыслей, но помимо воли они лезут ко мне в голову»
Вопрос: Тип расстройства, черты личности.
Невроз навязчивых состояний (представлений).F 42.0
Критическое отношение, мучительные переживания не поддающиеся волевому контролю.
Невроз навязчивых состояний— психическое расстройство. Может иметь хронический, прогрессирующий или эпизодический характер. При ОКР у больного невольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (обсессии). Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий). Иногда отдельно выделяются обсессивное (преимущественно навязчивые мысли — F42.0) и компульсивное (преимущественно навязчивые действия — F42.1) расстройства. F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления
Они могут принимать форму идей, психических образов или импульсов к действиям. Они очень различны по содержанию, но почти всегда неприятны для субъекта.
Основными признаками являются тягостные стереотипные, навязчивые мысли, образы, влечения или действия, воспринимающиеся как бессмысленные, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному и вызывают безуспешную попытку сопротивления. Компульсивные действия или ритуалы представляют собой повторяющиеся вновь и вновь стереотипные поступки, смысл которых заключается в предотвращении каких-либо объективно маловероятных событий. Обсессии и компульсии чаще переживаются как чужеродные, абсурдные и иррациональные. Пациент страдает от них и им сопротивляется.
Даёт свои результаты применение когнитивно-поведенческой психотерапии.
Больной боится прикосновений к нему посторонних лиц и попадания грязи на свою одежду. Неделями он не выходит из дома, охваченный страхом, что к нему кто-нибудь случайно прикоснется. В течение 5 мес. Лежал в больнице, никого не подпуская к себе, часами стряхивая мнимую пыль со своей одежды и постели. Временами его охватывал ужас даже при одной мысли, что к нему может кто-нибудь прикоснуться. Из-за страха заражения и сложных процедур умывания, стряхивания одежды, защиты от прикосновения его жизнь и жизнь его близких превратилась в пытку.
Конфликт
Выгода
Параличи и парезы носят обычно избирательный, элективный характер. Они обнаруживаются в одной ситуации и неожиданно могут исчезнуть в другой.
(лежит — всё нормально, встала — подкашиваются ноги)
Во время сна, а также в состоянии аффекта истерические параличи и контрактуры могут исчезать.
Астазия-абазия - расстройство движений, проявляющееся невозможностью стоять и ходить без поддержки;
Во время исследования мышления с помощью методики «классификация предметов» больной Н. легко усваивает инструкцию, применяют способ, адекватный условиям решения, начинает раскладывать карточки по обобщенному признаку. Спустя некоторое время, образуя группы растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести мухомор: "Он же вредный, отнесу-ка в сторону". Точно так же он не знает, куда отнести жука: "Положу его к книге и тетради, его же изучают в школе". После того как экспериментатор попросил больного работать внимательнее, он несколько растерянно сказал: "Подождите. Да, у меня есть здесь посуда, растительный мир... Конечно, к нему принадлежит и гриб, безотносительно к тому, вреден он или нет; а жука положу к животному миру". В итоге у больного получаются следующие группы: люди, животные, растения, посуда, мебель, школьные принадлежности, предметы домашнего обихода. После просьбы экспериментатора объединить некоторые группы больной испытывает явные затруднения: "Людей с животными, да? Растения... Ну, а дальше как? Ведь остальное не объединишь: как же соединить домашнюю утварь с канцелярскими предметами?" Видно, что больной заметно устал, наступает легкий тремор рук, потливость. Экспериментатор начинает беседу на тему, не относящуюся к эксперименту. Спустя 5 мин, больной по просьбе экспериментатора возвращается к работе и тут же самостоятельно правильно и обобщенно ее выполняет.
Вопросы:
При шизофрении.
Выполнение методики «Пиктограмма» вызывает у испытуемого К. значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания предъявляемых понятий ему трудно оторваться от их конкретного содержания. Например, подбирая рисунок для слова "развитие" он говорит: "Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?" Также он затрудняется придумать рисунок для запоминания слова "разлука". "По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?" Рисуя, испытуемый пытается почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, для запоминания выражение "веселый праздник" больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг. Спустя некоторое время испытуемый не может правильно воспроизвести значительную часть выражений-стимулов, описывая вместо них сделанные им рисунки.
Вопросы:
Рассуждения психотерапевта.
Сопротивление
Необходим изучить природу сопротивления. Причину его возникновения. Использовать простые вопросы: «Как мы сегодня?», «Как Вы оцениваете дистанцию между нами сегодня?»
Используемые базовые теории: Психодинамическая и гуманистическая (клиент-центрированная, гештальт-терапия).
Сопротивле́ние — психический механизм, препятствующий психоаналитическому проникновению в бессознательное и мешающий возвращению вытесненного.
Именно преодолению сопротивления пациента аналитическому лечению, обязан психоанализсвоей длительностью.
Осознание => преодоление сопротивления.
сопротивление (психоанализ) нуждается не только в преодолении, но и проработке, на что требуется время.
Сопротивление проявляется в процессе анализа. Оно включает все те силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить, достичь и принять инсайт, которые действуют против разумного Я пациента и его желания изменений. Сопротивление может быть сознательным или бессознательным, может выражаться в виде эмоций, установок, идей, импульсов, мыслей, фантазий или действий.
Сопротивление - операционное понятие; анализ не создает здесь ничего нового, аналитическая ситуация становится ареной, на которой силы сопротивления проявляют себя. Во время курса анализа силы сопротивления используют все механизмы, формы, способы, методы и констелляции защит, которые Я использует во внешней жизни пациента. Так же , как и защитные механизмы, сопротивление действуют через Я; хотя их источники, согласно Фрейду, могут исходить из любой психической структуры – Оно, Я, СверхЯ, но восприятие опасности является функцией Я. В процессе анализа форма и тип сопротивления изменяется - присутствует регрессия и прогресс, поведение пациента меняется в соответствии с точками фиксаций; вообще все защитные механизмы Я могут использоваться в целях сопротивления. Для целей сопротивления используются и более сложные феномены – такие, как сопротивления переноса, сопротивления характера, покрывающие защиты.
Аналитик должен различать: что пациент сопротивляется, как он делает это, что он отвращает, почему он делает это. Сопротивления в процессе анализа проявляются как некая форма противодействия процедурам и процессам, которая анализируется. Анализ сопротивлений крайне важен как для диагностики, так как пациенты, относящиеся к той или иной диагностической группе будут использовать специфические для этой группы типы защит, и, соответственно, сопротивлений, так и для всей аналитической работы.
В современном психоанализе уделяется значительное внимание рассмотрению природы и различных видов сопротивления, а также технике анализа и преодолению сопротивлений в процессе аналитической терапии. Важное значение придается исследованию роли переноса как одному из наиболее существенных сопротивлений, возникающих в аналитической ситуации, и сопротивлению, не только мешающему осуществлению анализа, но и дающему ценный материал для его развития.
Психотерапевт говорит пациенту следующее:
«Представьте себе – через полчаса Вы едите домой, размышляя об этом сеансе. Какие ощущения останутся у Вас после нашей беседы? Какие мысли Вы не высказали сегодня, или какие вопросы о наших отношениях Вы не задали?»
Вопрос:
Что происходит?
Проигрывание роли
Еще один вариант задания клиенту состоит в том, чтобы предложить ему сыграть роль другого в процессе общения, лучше всего того человека, который является моделью и образцом в общении, того, на кого он хочет быть похожим или "победить". Сыграть роль - это значит вести себя по возможности сходно, употреблять те же слова и выражения, хмуриться и смеяться так же, как и он, и т.д. Такая игра совсем не обязательно должна происходить в той компании, где человек встречается со своим идеалом. Лучше всего, чтобы это было среди других людей, тогда перевоплощение может быть более полным. Клиенту можно предложить рассказывать то, что обычно рассказывает о себе его модель от первого лица. Мотивировать, объяснить, зачем дается такое задание, можно следующим образом: "У каждого человека в глубине души таятся актерские способности, и если уж вам самому не дано стать другим, попробуйте сыграть роль другого, пережить то, что испытывает он (она). Опыт, полученный таким образом, поможет вам понять самого себя, и к тому же вы сможете точно решить, стоит ли вам быть таким, как ваш идеал. Возможно, что у вас самого есть какие-то способности, которые вам стоит попробовать использовать в процессе общения, а проигрывая роль другого, вы сможете с большей легкостью их в себе обнаружить". Эта техника направлена прежде всего на расширение представления человека о себе и на дискредитацию возможностей и образа идеала. Проигрывая роль другого, человек неожиданно для себя может обнаружить, насколько ценными для него являются собственные качества, проявляемые в общении.
К консультанту обратился клиент, который жалуется на чувство тревоги, одиночества, ощущение бессмысленности существования.
Психотер.мишени
возможно:
Ноогенный невроз. - утрата смысла жизни.В. Франкл называл «экзистенциальным вакуумом»
Распрос клиента
Формирование гипотез
Возрастной кризис?
Согласно Эриксону, основная проблема, встающая перед людьми этого возраста - переход к генеративности, либо поглощенности собой и стагнация; продуктивности или инертности. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение.
При переживании критической или кризисной ситуации возможны три принципиальные стратегии.
1. Одним из деструктивных способов поведения по отношению к кризисам является непризнание наличия проблемы, непринятие реальности, ее искажение, уход от нее.
2. Другая ситуация возникает, когда, признавая свои проблемы и необходимость их решения, человек не видит возможности их решения или не находит в себе мужества сделать какие-то шаги. Примитивный способ - это заглушить в себе соответствующие переживания, тоску бессмысленного существования иными отвлечениями: выпивкой, наркотиками, компьютерными играми и т.д.
- Третья, единственно конструктивная возможность, состоит в том, чтобы изменить что-то в себе или в своей жизни таким образом, чтобы получить возможность жить своей жизнью, ощущать подлинность своего бытия.
Депрессия
Неврастения?
Вопрос: Как можно назвать изменение психосоматического состояния, произошедшее у Андрея?
Психосоматическая реакция на субъективно значимую, напряжённую ситуацию.