Врачевание в древней Месопотамии
Междуречье Тигра и Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий там сформировались первые города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства. Таким образом, историю и культур Междуречья создавали три народа: шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.
В одной из древнейших библиотек мира — собрании клинописных табличек ассирийского царя Ашурбанипала (VII в. до н.э.) было найдено 33 таблички с текстами о целительном действии растений: горчицы, пихты, сосны, груши, сливы, ивы, съедобного лишайника леконары (манны) и многих других. В состав лекарств включались также нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.
Исторические параллели: В нефти, как известно, содержатся многие ценные органические соединения, входящие в состав лекарственных препаратов. В Древнем Вавилоне умели добывать и использовать ее. На основе нефти делали асфальт, который применяли в строительном деле в качестве связующего раствора, а также при смолении кораблей. Она входила в состав шумерских и вавилонских рецептов для лечения самых разнообразных болезней.
Медицинские сборники табличек из библиотеки Ашурбанипала подбирались по признакам болезней или по названиям частей тела. Например, в табличках, объединённых общим названием «Когда человеческая голова охвачена жаром», дано подробное описание болезней головы: различных видов «умопомрачения», болезней висков, ушей и глаз, «облысения».
Библиотека Ашурбанипала содержала собрание заклинаний и описания обрядовых действий под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Иногда в процессе обряда врачевания делали из глины или воска статуэтку, изображавшую больного или «преследовавших» его призраков. Важную роль в обрядах играли магические круги, которые врач очерчивал вокруг больного, магические числа (3 раза, 7 капель и т.д.), предсказание критических дней выздоровления («его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить») или обострения болезни.
Если у врача не было надежды на выздоровление больного, он удалялся, не начиная лечения, следуя предостережению: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся, к нему». Возможно, это связано с первыми представлениями об инфекционных болезнях.
Рассечение жертвенных животных давало представление о крупных внутренних органах: сердце, печени, почках, кишечнике, желудке. Средоточием всей жизни вавилонские жрецы считали печень. Они делили её на 50 квадратов и предсказывали по ним судьбы и события. Гадание по внутренностям животных до сих пор практикуется у многих народов.
Тексты Древней Месопотамии не упоминают о медицинских школах, передача медицинских знаний шла в узком кругу посвященных.
Законы царя Хаммурапи.
О наказании врача в случае неудачного лечения сообщает 218 параграф законов заря Хаммурапи, создателя вавилонской империи (XVIII в. до н.э.): «Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и умертвил этого человека, либо сделал надрез в области брови или виска этому человеку и погубил глаз этого человека, такому врачу надлежит отрезать руку». Подобные законы действовали в течение столетий и вряд ли способствовали развитию хирургии, что подтверждается и найденными письменными источниками. Сохранился клинописный текст письма, написанного врачом по имени Арадан и адресованного Ашурбанипалу. Врач сообщает о болезни царского сына, которому уже в течение месяца причиняет страдания сильно распухшая десна. Арадан не предпринимает никаких попыток хирургического вмешательства и выражает надежду на то, что в результате применения лечебных паст и мазей царский сын избавится от боли и не умрет. Жестокое наказание врача в случае неудачного исхода лечения было причиной высокой оплаты медицинских услуг. Так, например, согласно законам Хаммурапи, «... если врачеватель срастил сломанную кость или вылечил больной сустав, то больной должен заплатить ему пять сиклей серебра». На эту сумму можно было целый год кормить несколько человек.