Возрастные особенности ассоциативных расстройств
Изменение ассоциации представлений может быть обнаружено у ребенка после 3-4 лет, со времени появления образного мышления. После 12-14 лет нарушения фактически аналогичны таковым у взрослых.
Периоды ускоренного темпа ассоциаций характерны для дошкольников и младших школьников во время их активного игрового творчества. В старшем подростковом возрасте немотивированное и стойкое ускорение ассоциаций может оказаться симптомом стёртого гипоманиакального состояния.
Для детей старше 3-х лет типично неоднократное повторение новых слов. Внешне оно может казаться механическим и даже бесцельным. По существу же такое повторение составляет важнейшее условие развития психики. Содержание и структура повторяемых слов у здорового ребенка постоянно усложняется. В случае стереотипии и персевераций происходит задержка, остановка ассоциаций на одном уровне, без усложнения и развития их, в таком случае не исключен болезненный характер повторения слов. Инкогерентные ассоциации приходится наблюдать у подростков и юношей.
Расстройства речив структуре психических заболеваний наиболее характерны для детского возраста. Двигательная (моторная ) афазия-больной понимает смысл и значение слышимых им слов, умеет прочитать написанные слова, в состоянии написать их, но не может их выговорить. Сенсорная афазия (словесная глухота)-больной не понимает речи окружающих, хотя понимает написанное и способен читать. Вариант сенсорной афазии - словесная слепота - алексия - зрительные образы слов утрачены, больной не понимает написанные слова, хотя понимает смысл услышанного.
Аграфия - потеря способности выражать слово в письменной форме, способность же говорить сохраняется.
Косноязычие - неправильное произношение отдельных звуков и звукосочетаний. В раннем детстве - явление физиологическое, в норме с возрастом проходит. Если задерживается - то это признак патологии речи.
Мутизм тотальный - полное молчание, может быть избирательным; часто возникает как реакция протеста.
Задержка развития речи - позднее (после 3-х лет) развитие фразовой речи.
Преждевременное развитие речи -оформление фразовой речи в возрасте до 1 года.
Заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Развивается в возрасте 4-5 лет, чаще у мальчиков.
В детском возрасте бред, в форме симптомов, типичных для взрослых не встречается. В связи с недоразвитием психики вербализация (то есть словесное оформление) бреда невозможна.
В детском возрасте наблюдаются:
а) бредовые страхи - недифференцированные страхи людей, неодушевлённых предметов, чаще ночные страхи. Критерий бредового страха - угроза в его адрес, невозможность уговорить ребенка;
б) бредовое поведение - возникает нарушение регуляции поведения, в основе которого находится недовольство окружающими или в знак протеста. Чаще возникает в отношении одного лица - родителей (обычно - матери), одноклассников;
в) бредовые игры и фантазии -уже к 2 годам, когда ребенок играет в одни и те же игры, проявляет интерес только к определённым предметам (электрическим розеткам, например). Игровое перевоплощение в таких случаях носит характер бредового поведения.
В подростковом возрасте встречаются бредовые идеи такие же как и у взрослых.
Навязчивые явления у детей раннего возраста имеют обычно двигательный (моторный) характер. Они выступают в виде непроизвольного «привычного» подергивания плечами, головой, облизывания губ, сосания концов кос, либо в форме навязчивых страхов - они выражаются плачем, упорным нежеланием ребенка оставаться в одиночестве. В 6-7 лет появляются навязчивые мысли, то есть расстройство усложняется: ребенок часто моет руки, чтобы не заразиться, ботинки ставит определенным образом - «иначе может что-нибудь случиться». Не разрешает трогать свою кровать, если до неё дотронулись, то, прежде, чем лечь в постель, он должен определённое число раз постучать по ней, «иначе будет плохо». Такого рода защитные действия называются ритуалами.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие Вы знаете количественные нарушения мышления?
2. Назовите качественные расстройства мышления.
3. Дайте определение бредовых идей и их классификацию.
4. Какие бредовые синдромы Вам известны?
5. Что такое навязчивые идеи?
6. Дайте определение дисморфомании.
7. Какие Вы знаете психические автоматизмы?
8. Перечислите признаки синдрома Кандинского-Клерамбо.
Расстройства эмоциональной сферы
психической деятельности
Патология эмоций
Эмоции –психические процессы, в которых человек переживает своё субъективное отношение к тем или иным явлениям окружающей среды и к самому себе. Это своеобразный механизм, при помощи которого внешние раздражители превращаются в мотивы поведения. Благодаря эмоциям включаются двигательные и поведенческие реакции, направленные на восстановление нарушенного равновесия.
Низшие эмоции вызываются элементарными (витальными) раздражителями (плохая или хорошая погода, сытость, усталость), отражают степень удовлетворения различных инстинктов. Высшие эмоции филогенетически являются более молодыми, отражают степень эстетического, этического, нравственного удовлетворения.
Эмоциональные проявления подразделяют на состояния, реакции и отношения.
К эмоциональным состояниям относят настроение–определенный эмоциональный фон, длительный по времени, определяющий установку для возникновения тех или иных положительных или отрицательных эмоций.
Аффект – пример эмоциональной реакции. Это сильная кратковременная эмоция, взрыв эмоций. Аффект в пределах нормы называется физиологическим.
Страсть – пример эмоционального отношения – сильное длительное чувство, направляющее деятельность человека.
Экстаз–сильная положительная эмоция (восторг, блаженство), захватывающая личность целиком в момент действия определенного раздражителя.
Эмоциональные расстройства условно делятся на количественные и качественные.
Патологический аффект | Дисфория | Парадоксальность | Амбивалентность |
| |||
РАССТ
Повышение настроения (гипертимия) | Понижение настроения (гипотимия) | Нарушение динамики | Нарушение выраженности эмоций |
Эйфория Мория Благодушие Экстаз | Тоска Тревога Растерянность Страх | Лабильность Эксплозивность Тугоподвижность Сензитивность Слабодушие | Апатия Эмоциональное обеднение Эмоциональная тупость |
Гипертимия – повышенное настроение. Проявляется следующими вариантами нарушений:
Эйфория – неадекватно повышенное настроение, характеризующееся добродушием, безмятежностью и веселостью, с повышенным стремлением к деятельности. Эйфория типична для маниакального синдрома, для органических заболеваний головного мозга с лобной локализацией. Усложненный тип эйфории с глупым поведением, дурашливостью и склонностью к плоским шуткам, остроумничанью называется «мория».
Благодушие – состояние довольства, беспечности без стремления к деятельности. Характерно для старческого слабоумия, атрофических процессов головного мозга.
Экстаз – переживание экзальтированного восторга, воодушевления, иногда переходящее в исступление.
Гипотимия – пониженное настроение. Может проявляться в нескольких вариантах:
Тоска – состояние с преобладанием грусти, подавленности, угнетением всех психических процессов. Если тоска сопровождается тягостными ощущениями мучительного сжатия за грудиной, в области сердца, ее называют витальной или предсердной.
Тревога – эмоциональное состояние, характеризующееся внутренним волнением, беспокойством, стеснением и напряжением. Сопровождается предчувствием и ожиданием надвигающейся беды.
Растерянность – изменчивое эмоциональное состояние с переживанием недоумения и беспомощности.
Страх – состояние, содержанием которого являются опасения за свое благополучие или жизнь.
Гипотимия входит в структуру депрессивных, невротических, аффективно-бредовых синдромов.
К нарушению динамики эмоций относятся:
Сензитивность–эмоциональная гиперестезия, обостренность чувств, эмоциональная ранимость. Обнаруживается при астенических состояниях, иногда как черта личности.
Слабодушие – недержание эмоций в форме слезливости и умиленности. Встречается при атеросклерозе сосудов головного мозга, при астенических состояниях.
Лабильность эмоций – неустойчивость настроения, когда по незначительному поводу его полярность меняется, как, например, при истерии, с яркой экспрессией (внешним проявлением) каждого перехода.
Эксплозивность – эмоциональная взрывчатость, когда аффекты с гневливостью, лихостью, злобой и даже агрессией возникают по незначительному поводу. Встречается при эпилепсии, при органических заболеваниях головного мозга, при эксплозивной форме психопатии.
Тугоподвижность – инертность эмоций, характеризуется долгой задержкой на неприятных переживаниях – чувствах вины, обиды, злости, мести. Отмечается у лиц с ананкастным и параноидным расстройством личности, при эпилепсии.
К ослаблению выраженности (силы) эмоцийотносятся различные варианты утраты эмоциональности.
Эмоциональное обеднение (притупление, уплощение эмоций) – потеря аффективного отклика, бедность эмоциональных проявлений, душевная холодность. Характерна для шизофрении. Это состояние по мере течения заболевания прогрессирует, становится все более выраженным. Ослабление эмоциональных проявлений начинается с высших эмоций и переходит на низшие, связанные с инстинктами. На начальных стадиях шизофрении больные отмечают, что они стали холодными и равнодушными, их обременяет общение с близкими и вообще с людьми, их ничто не волнует и не интересует. С развитием эмоционального обеднения эта самооценка исчезает. Эмоциональное обеднение при прогрессировании шизофрении перерастает в апатию.
Апатия – полное равнодушие к окружению и к себе, когда ничто не вызывает интереса, эмоциональных реакций; безразличие, эмоциональная опустошенность, «паралич» эмоций, которые при длительном течении перерастают в эмоциональную тупость. Как периодически возникающее расстройство апатия бывает в структуре астенических и депрессивных состояний, как стойкое проявление – на конечных стадиях шизофрении, при органических поражениях лобных долей мозга, в структуре разных форм слабоумия.
Качественные нарушения эмоций.
Патологический аффект–отличается от физиологического помрачением сознания, неадекватностью поступков с нередкой агрессией, выраженными вегетативными проявлениями, амнезией совершенного и последующей резкой астенией. Патологический аффект относится к исключительным состояниям – состояниям, исключающим вменяемость.
Дисфория – тоскливо-злобное настроение с чрезмерной раздражительностью, возникающее обычно при эпилепсии и органических заболеваниях мозга. Характеризуется небольшой длительностью (часы, дни), конфликтностью и нередко агрессивным поведением.
Паратимии–извращения эмоций, которые возникают с нарушением закономерностей эмоционального реагирования. К ним относятся:
-эмоциональная неадекватность,когда у больного формируется эмоция, характер которой не соответствует и даже противоположен психологической ситуации;
-эмоциональная амбивалентность–двойственность, одновременное возникновение противоположных эмоций. Оба нарушения типичны для шизофрении.
Аффективные синдромы включают в себя депрессию и манию.
Депрессия–патологически сниженное настроение, как правило, длительное по времени; характеризуется тоскливостью, тревогой, суицидальными мыслями и поступками. Выделяют «депрессивную триаду»: депрессию как симптом, замедление мышления с идеями самоуничижения и психомоторную заторможенность (вплоть до оцепенения – ступора).
Мания – синдром, противоположный депрессии: повышенное настроение, ускоренное мышление и психомоторная расторможенность. При маниакальном возбуждении отмечается обилие и быстрая смена желаний, суетливая деятельность, незавершенность поступков, многоречивость до «скачки идей», повышенная отвлекаемость.
Вопросы для самоподготовки:
1. Дайте определение эмоций и назовите классификацию.
2. Перечислите качественные и количественные нарушения эмоций.
3. Дайте характеристику патологического аффекта.
4. Назовите триады симптомов депрессивного и маниакального синдромов.
5. Чем опасны депрессивные больные?
Расстройства волевой и двигательной сфер
психической деятельности
Воля– целенаправленная активность человека, способность ставить перед собой цели, добиваться определенного результата. Большое значение в формировании волевых актов имеет мотивационная сфера человека, которая представляет собой совокупность желаний, побуждений, потребностей. Среди мотивов выделяют гедонистические (стремление получить удовольствие), утилитарные (стремление извлечь выгоду), альтруистические мотивы и т.д. Этапы волевого акта:
· возникновение побуждений, стремление к определенной цели;
· осознание возможностей;
· появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих стремление;
· борьба мотивов;
· принятие решения;
· осуществление решения.
Существует два уровня волевой активности: низший (влечения и инстинкты) и высший (осознанная позитивная социальная деятельность). Социальная адаптация – способность к преобладанию высших инстинктов над низшими (рассудок над влечениями и эмоциями).
Деятельность –совокупность действий человека, направленных к достижению определенной цели.
Действие –элемент деятельности, определяющийся простейшей целью, не разлагаемой на более простые.
Для осуществления волевого действия необходима сохранность всех психических функций. Патология может касаться любого звена волевого процесса: сферы влечений и желаний, мотиваций, движений и целостного поведения. К волевым нарушениям относят также расстройства внимания. В клинической практике выделяют расстройства внимания, патологию влечений, двигательные расстройства.
Расстройства внимания.
Расстройства внимания являются одним из наиболее частых симптомов при психических заболеваниях. Внимание как способность сосредоточения на объектах окружающего может быть активным и пассивным. Пассивное внимание, как филогенетически более древний процесс, оказывается весьма устойчивым к болезненным влияниям. Активное, или произвольное, внимание, связанное с сознательной деятельностью человека, является специфической человеческой функцией; оно легко расстраивается при психических заболеваниях. Различают следующие варианты нарушения внимания:
Истощаемость внимания проявляется при беседе или при выполнении умственных операций быстрым утомлением, потерей нити разговора, ухудшением качества ответов и снижением продуктивности умственной деятельности. В основе лежит недостаточность внутреннего торможения. Характерна для астенических состояний.
Отвлекаемость внимания – непрерывное переключение внимания с одного на другое, перескакивание на малозначимые детали, невозможность более или менее продолжительной сосредоточенности на конкретном задании, теме беседы или объекте. Наблюдается при маниакальном синдроме.
Патологическая прикованность внимания – неспособность отвлечься от тягостных переживаний, невозможность переключиться на другой вид деятельности, при этом мысли все время возвращаются к одной и той же теме. Встречается у депрессивных больных.
Расстройства влечений.
Усиление инстинкта самосохранения (ипохондрические расстройства) | Усиление пищевого инстинкта – булимия (полифагия) | Усиление инстинкта продолжения рода (гиперсексуальность) |
|
|
Ослабление инстинкта самосохранения (суицидальные тенденции) | Ослабление пищевого инстинкта (анорексия) | Ослабление инстинкта продолжения рода (снижение полового влечения) |
Расстройства влечений могут быть качественными и количественными. Количественные расстройства выражаются в их усилении или ослаблении, к качественным расстройствам воли относятся нарушения с явными извращениями воли в форме импульсивных влечений, парабулий и амбивалентности.
Гипербулия –патологическое усиление воли. Ею можно заменить в мании название «психомоторная расторможенность». Больным все интересно, они берутся за любое дело, нередко начинают несколько дел одновременно, но не доводят их до конца из-за отвлекаемости внимания.
Гиперсексуальность – усиление полового инстинкта, приводящее к сексуальной расторможенности, большому количеству случайных половых связей; может сочетаться с циничностью и расточительностью.
Булимия (полифагия) – усиление пищевого инстинкта в виде патологического повышения аппетита, приводящее к ожирению.
Ипохондрические расстройства – результат усиления инстинкта самосохранения, проявляющийся патологической озабоченностью собственным здоровьем, уверенностью в наличии тяжелого заболевания, при этом нормальные ощущения интерпретируются как патологические.
Гипербулия в паранойяльных синдромах проявляется в чрезмерной бредовой деятельности (при бреде изобретательства, реформаторства, сутяжном, ревности). Гипербулия сочетается с извращением воли при импульсивных влечениях.
Гипобулия –снижение волевой активности. Ею также можно заменить при депрессивном синдроме термин «психомоторная заторможенность», которая может достигать степени абулии.
Абулия – полное безволие, полное отсутствие влечений, желаний, стремлений. Может сочетаться с равнодушием (апатией). Сочетание абулии и апатии формирует синдром, который называется «апатико-абулическим состоянием».
Суицидальные тенденции – ослабление инстинкта самосохранения в виде мыслей, высказываний или поступков с тематикой самоубийства.
Анорексия – ослабление пищевого инстинкта, приводящее к отказу от пищи. Когда отказ от пищи связан со страхом полноты, говорят о нервной анорексии.
Ослабление полового влечения развивается на фоне снижения инстинкта продолжения рода. Проявляется утратой интереса к противоположному полу, ослаблением сексуальности и различными половыми дисфункциями (аноргазмией, эректильной дисфункцией и т.д.)
Парабулии – извращение влечений, преимущественно пищевых и сексуальных, проявляющееся стремлением поедать несъедобные вещи, наносить себе множественные самоповреждения, получать сексуальное удовлетворение нетрадиционным способом (гомосексуализм, садизм, мазохизм и т.д.)
Амбивалентность – сосуществование противоположных чувств, желаний, влечений, что является признаком расщепления единства психических процессов, нарушением способности выбора одного, основополагающего, варианта из многих других.
Импульсивные влечения – остро возникающие непреодолимые стремления к чему-либо, реализуемые непосредственно после возникновения, без осознания их, минуя этап борьбы мотивов.
Клептомания – страсть к воровству, не имеющая своей целью наживу.
Пиромания – страсть к поджогам, не содержащая злого умысла.
Дромомания – стремление к бродяжничеству.
Дипсомания – внезапно возникающее непреодолимое влечение к алкоголю, приводящее к запою, без явлений зависимости.
Импульсивные влечения прекращаются так же внезапно, как и начинается. Импульсивные действия могут проявляться немотивированными суицидальными попытками, неожиданными нападениями на окружающих и другими бессмысленными поступками.
Двигательные расстройства.
Расстройства движений и поведения в целом довольно часто встречаются при психических заболеваниях и в первую очередь обращают на себя внимание окружающих. Проявляютсятакие нарушения в двух вариантах: с преобладанием ступора или с преобладанием возбуждения.
Ступор – двигательное оцепенение с резким обеднением или полным прекращением движений. По своей природе он может быть первичным, т.е. беспричинным, не имеющим внешнего повода для развития, и вторичным, вытекающим из болезненного состояния и непосредственно с этим состоянием связанным.
Депрессивный ступор является крайней степенью проявления речедвигательной заторможенности при депрессивных состояниях. Сопровождается тягостными переживаниями, изменениями во внешности: унылая поза, поникшая фигура, застывшая мимика, потухший взгляд.
Аффективно-шоковый ступор наблюдается в картине психогенных шоковых реакций, которые бывают ответом на очень тяжелые психотравмирующие события, вызывающие душевные потрясения (катастрофы, стихийные бедствия, неожиданная смерть близкого человека).
Истерический ступор – психогенная реакция личности с истерическими чертами характера, когда заторможенностью реагируют не только на объективно значимые психотравмирующие события, но и на незначительные – ссору, замечание и т.д.
Возбуждение– психопатологическое состояние в форме усиления или ускорения двигательной активности. Как и ступор, возбуждение по механизму развития может быть первичным и вторичным. К первичным двигательно-волевым нарушениям относится кататонический синдром, к вторичным – двигательные нарушения, развившиеся на фоне каких-либо психопатологических состояний (аффективно-шоковых, галлюцинаторно-бредовых, эпилептоидных, аффективных и т.п.).
Маниакальное возбуждение характеризуется двигательной и речевой активностью на фоне патологически приподнятого настроения. Выражает стремление к действию. Больные чрезвычайно активны, подвижны, неутомимы, говорливы.
Галлюцинаторно-бредовое возбуждение развивается на фоне галлюцинаторных или бредовых переживаний. Действия таких больных соответствуют теме переживаний: пациенты спасаются, прячутся, или нападают и защищаются, могут сопротивляться при попытке оказать им медицинскую помощь.
Аффективно-шоковое (психогенное) возбуждение – как и ступор, возникает в связи с острыми и тяжелыми психогениями. Как правило, развивается на фоне суженного сознания, что исключает возможность контроля больным своего поведения. Такой человек может бежать, не разбирая дороги, не чувствуя усталости и боли.
Истерическое возбуждение – как и все проявления истерии, носит налет театральности, демонстративности.
Эпилептическое возбуждение – реакция гнева или ярости с агрессивностью и разрушительными действиями, вызванная каким-то внешним поводом на фоне дисфории.
Кататонический синдром – проявляется кататоническим оцепенением (ступором) и кататоническим возбуждением, которые могут сменять друг друга и по разному сочетаться.
К проявлениям ступора относятся:
- негативизм (пассивный – немотивированный отказ выполнять инструкции, активный – немотивированное противодействие);
- мутизм – молчание (абсолютный – в отношении всех, избирательный – относящийся к определенным лицам, относительный – непостоянный);
- каталепсия – «восковая гибкость», застывание в приданных позах. Проявлением частичной каталепсии является симптом «воздушной подушки».
Ступор в виде полного оцепенения встречается редко, заторможенность с отмеченными выше проявлениями называется субступором.
Кататоническое возбуждение характеризуется однотонностью, хаотичностью, импульсивностью и непредсказуемостью. Кататоническое возбуждение, как правило, является чисто моторным, выражает стремление к механическому движению и не имеет цели. Для него типичны стереотипии в движениях, их вычурность и манерность, патологическая подчиняемость, доходящая до подражания речи окружающих (эхолалия) и их движениям (эхопраксия), импульсивность с неожиданными резкими действиями, неосознаваемыми в момент совершения.
Психомоторное возбуждение, при котором преобладающим проявлением является дурашливость, называется гебефреническим.Часто гебефреническое и кататоническое возбуждение сочетаются.