Дестинация оздоровительного туризма в Республике Адыгея
Термин «дестинация» (англ.- destination) происходит от латинского «местонахождение». В отечественной литературе часто вместо термина «дестинация» используется термин «курорт» или «туристский центр». Таким образом, выделяются следующие аспекты понятия «туристская дестинация» (таблица 1.2) [5]:
ü географический (территориальный) аспект – привязка дестинации к определенной местности (территории), стране, городу, региону, к одному или нескольким административным или муниципальном образованиям, в этом аспекте понятие «дестинация» может использоваться как синоним понятий «курорт» и «туристский центр»;
ü рыночный аспект – рассмотрение дестинации как объекта рыночных отношений и туристского спроса, который как товар имеет собственную систему продвижения и реализации;
ü мотивационный аспект – наличие достопримечательностей, туристских объектов, привлекательность дестинации для туристов, обуславливающая мотивацию туристской поездки;
ü инфраструктурный аспект – наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей предоставление туристам всех необходимых товаров и услуг, связанных с потреблением конкретного туристского продукта (транспорт, размещение, питание, оздоровительные услуги, развлечения, спорт, зрелища и т.д.)
Таблица 1. 2
Основные аспекты понятия «туристская дестинация»
Географический (территориальный) аспект | Рыночный аспект | Мотивационный аспект | Инфраструктурный аспект |
- Страна - Регион - Территория - Местность - Город - Курорт - Туристский центр | - Дестинация как объект туристского спроса и рыночных отношений - Турпродукт с собственной системой продвижения и реализации | Цель туристской поездки, определяющая вид туризма: - оздоровительный; - познавательный; деловой и т.д. Наличие достопримечательностей, интересных мест Привлекательность для туристов | - Транспортная доступность дестинации - Средства размещения - Индустрия питания - Индустрия развлечения - Туристские компании - Оздоровительные услуги и др. |
Одним из самых больших районов в Адыгее является Майкопский, который занимает почти половину территории республики. В 58 населенных пунктах проживает около 60 тыс. человек. Район расположен в северной части Большого Кавказского хребта.
Уникальны по своим свойствам и ресурсам термальные и минеральные воды района. В санаториях-профилакториях района могут лечиться люди с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.
Минеральных вод, добываемых из недр республики, при заборе воды, не нарушающем общего баланса (а это до 1,5 тыс. куб. м в сутки), хватит на полвека. Лечебные грязи, запас которых составляет около 60 тысяч кубических метров, при обогащении их сероводородной водой приобретают все качества, свойственные лучшим лечебным грязям Кубани. В санаториях-профилакториях «ЛагоНаки», «Курджипс», «Лесная сказка», «Шапсуг» одновременно могут лечиться до 16 тысяч человек с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, центральной и периферической нервной системы, в том числе - с функциональными неврозами; с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, гинекологическими, эндокринными и обмена веществ. Открытие нового лечебно-оздоровительного комплекса в горной части республики позволяет лечить больных, страдающих аллергическими заболеваниями дыхательных путей, полинозами, бронхиальной астмой. Здесь с недугами помогает справиться самый мощный лечебный фактор - климат, чистый воздух без аллергенов.
Дестинация может быть первичной и вторичной. Первичная дестинация – это основной пункт назначения туристского путешествия, который вызвал интерес туриста и желание ее посетить, как правило, в этой дестинации проходит большая часть путешествия. Вторичная дестинация (или остановка в пути) – это место, через которое лежит путь к первичной дестинации и которая может привлечь туриста на один-два дня. [23, с.65] Возможно, что за время проведенной туристом во вторичной дестинации у туриста возникнет желание вновь посетить эту дестинацию, но уже в качестве первичной.
В отечественной нормативной базе туризма термин «дестинация» не используется. Для обозначения понятий, связанных с дестинацией, в нормативных правовых документах используются термины:
ü страна (место) временного пребывания;
ü курорт;
ü лечебно-оздоровительная местность;
ü рекреационная зона;
ü регион;
ü туристский центр;
ü места, представляющие значительный туристский интерес.
В Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» присутствуют понятия туристско-рекреационного и автотуристского кластера как основы реализации программ развития туризма [3].
Туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой.
Результаты анализа теоретических трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных туристским дестинациям, позволяют сделать следующие выводы:
ü географическая (территориальная) составляющая дестинации является основным идентификационным признаком, определяет ее название и маршрут туристской поездки;
ü дестинация как место назначения туристского путешествия является достаточно широким понятием, в этом смысле дестинацией может быть страна, регион, город, местность, село и т.д.;
ü с точки зрения формирования и продвижения туристского продукта крупные дестинации могут включать в себя более мелкие дестинации по принципу «матрешки» (Россия – Краснодарский край – Черноморское побережье – Республика Адыгея - Сочи);
ü дестинации могут быть как узко специализированными (курорты), так и многопрофильными (например, столицы государств являются одновременно центрами познавательного, делового и событийного туризма), однако, выделение основной специализации позволяет построить более эффективную систему продвижения дестинации на туристском рынке;
ü характеристики дестинации определяют мотивацию путешествий и преобладающие виды туризма;
ü с точки зрения оздоровительного туризма курорт является одним из видов дестинации оздоровительного туризма.
Интересный подход к определению дестинации отражен в работе польских авторов Я. Качмарека, А. Стасяка и Б. Влодарчика, которые вводят комплексное понятие «туристический продукт-место», определяющее турпродукт дестинации как особый географически детерминированный продукт, состоящий из некоторых элементов туристического потенциала (либо существующих простых продуктов) данной территории, объединенных высшей идеей, предопределяющей его оригинальность, уникальность и рыночную привлекательность [20, с.131]. В данном определении содержатся маркетинговые рекомендации по формированию и продвижению турпродукта дестинации, которые гарантируют рыночный успех.
Проведенный анализ отечественных и зарубежных источников позволяет выделить специфическую маркетинговую направленность понятия «дестинация».
Дестинация оздоровительного туризма – территория, привлекательная для совершения туристской поездки с точки зрения поддержания и улучшения здоровья туриста, обладающая необходимыми ресурсами и инфраструктурой для обеспечения потребностей туристов в услугах, связанных с оздоровительным отдыхом. Преобладающим типом дестинаций оздоровительного туризма являются курорты различного типа (морские, горно-климатические, бальнеологические и др.). [5]
Выделяются следующие характерные особенности дестинации оздоровительного туризма:
ü обладает необходимыми природными ресурсами для организации оздоровительного отдыха;
ü как правило, это небольшие административные образования (небольшие города, деревни, поселки) с хорошей экологией и небольшим населением;
ü развития инфраструктура оздоровительного отдыха (специализированные средства размещения, купальни, термы, аква-комплексы, курортные поликлиники, терренкуры, пляжи и т.п.);
ü наличие квалифицированного персонала, оборудования и технологий, связанных с оказанием лечебно-оздоровительных услуг;
ü развитая индустрия дополнительных услуг и развлечений, как правило, круглогодичного функционирования, так как туристы приезжают на большой срок и часто совершают повторные поездки;
ü бальнеологические и климатические курорты не имеют ярко выраженной сезонности;
ü посещаемость напрямую связана с транспортной доступностью дестинации.
Таким образом, продвижение дестинации оздоровительного туризма должно базироваться на анализе ее особенностей и рекреационного потенциала, выделении преимуществ и факторов привлекательности для туристов, формировании конкурентоспособного турпродукта, а также создании удобной системы продвижения и реализации турпродукта с использованием информационных технологий и методов электронной коммерции. Спрос на услуги оздоровительного туризма сегодня высок во всем мире, но и уровень конкуренции на рынке между отдельными дестинациями очень высок. Поэтому для привлечения туристов курорту уже недостаточно наличия только природных ресурсов, необходима современная инфраструктура, высокое качество сервиса, хорошее соотношение «цена - качество», постоянное развитие дестинации.