Введение в клинику внутренних болезней
Учебное пособие
_____________________________
Под редакцией
академика РАМН,проф. В.Г. Кукеса,
профессораВ.Ф. Маринина
__________________________________
Москва 2006
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова
Кафедра клинической фармакологии и пропедевтики
Внутренних болезней
ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Учебное пособие
_____________________________
Под редакцией
академика РАМН, профессораВ.Г. Кукеса,
профессораВ.Ф. Маринина
__________________________________
Москва 2006
Авторы:
Академик РАМН, проф. В.Г. Кукес, проф.В.Ф. Маринин, проф. А.И. Шатихин, проф. А.К. Стародубцев, проф. Д.Р. Ракита, доц. А.Г.Абросимов, доц. Ю.И. Розинов, доц. Демченков Ю.И., доц. В.П. Левчук, доц. С.И. Сивков, доц. А.С. Сивков, доц. Г.И. Шапорова, к.м.н. А.В. Перков, к.м.н. О.В. Рязанцева,к.м.н. Г.В. Мальцева, Н.П. Кунчулия
Учебное пособие выполнено в рамках реализации модульной технологии обучения. Авторами впервые разработано модульное обеспечение для пособия «Введение в клинику внутренних болезней »учебного плана ГОС ВПО по специальности «Лечебное дело». В пособии представлен весь перечень сведений по пропедевтической терапии, включающий методы исследования, синдромы, тесты и ситуационные задачи. Тесты и ситуационные задачи составлены в соответствии с международными требованиями. Пособие может быть рекомендовано как студентам 3-го курса, так и старших курсов, а также врачам, клиническим интернам и ординаторам при сдаче сертификационного экзамена и при подготовке к экзаменам.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе освоения общеевропейского пространства высшего медицинского образования с учетом Болонской Декларации необходима гармонизация не только учебных программ, но и пособий. Закончив изучение фундаментальных дисциплин на 1 - 2 курсе, студент приходит подготовленным к освоению методов исследования больных, изучению механизмов возникновения симптомов, выявления и дифференциальной диагностики основных клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов. Эти навыки являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» и абсолютно необходимы для профессиональной деятельности будущего врача.
Представленное авторами, учебное пособие по пропедевтической терапии разработано по модульному принципу, в рамках программы часов (кредитов) выделенных на освоение данной дисциплины (Министерство образования и Министерство здравоохранения и социального развития, 2006). Новое учебное пособие учитывает традиции отечественной медицины, освещенные в предыдущих программах, а также основные положения по обсуждаемой проблеме в медицинских вузах Великобритании, США и Германии («Основные клинические навыки» Великобритания; - The University of Sheffield Western bank, Sheffield S10 2 TN, UK, 2001/2002; 2005; «Введение в клиническую медицину», США; - Ross University School of Medicine Administrative Offices, 499 Thornall St, 10 th Floor, Edison, hj 2004; «Введение в клиническую медицину», Германия, Структура додипломного медицинского образования в Германии, Боннский университет, на сайте ММА им. И.М. Сеченова в Интернете и др.). В перечисленных странах, нет дисциплины под названием «Пропедевтика внутренних болезней».
Предполагаемое название пропедевтики внутренних болезней, как и нашего учебного пособия, по мнению авторов, будет звучать: «Введение в клинику внутренних болезней». Такое название приближается как к зарубежным вариантам названия данной дисциплины, так и к историческим названиям этого предмета в отечественной медицине ( Черноруцкий М.В. Диагностика внутренних болезней, - Л., 1954; Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней. -Киев, 1972).
С учетом преподавания методов исследования больных в зарубежных школах нами из прежней отечественной программы пропедевтической терапии исключена частная патология – заболевания внутренних органов. Вместо этого в программу включены как клинические синдромы, так и новые методы исследования, появившиеся в последние годы.
Разработка учебного пособия для студентов 3-го курса проводиласьв соответствии с требованиями модульной учебной программы дисциплины, квалификационной характеристикиврача-выпускника по специальности 040100 «Лечебное дело», интегрированной системы целей изучения дисциплин специальности 040100 «Лечебное дело». А также с учетом обобщенного опыта преподавания пропедевтики внутренних болезней и рекомендаций Боннского университета по структуре додипломного медицинского образования в Германии.
Учебное пособие «Введение в клинику внутренних болезней» в учебном пособии представлено 9 модулями (9 кредитов - при 36 часов в одном кредите).
Модуль 1.Общие методы обследования больного. Этот модуль знакомит и обучает студентов овладению практическими навыками расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации; лабораторными, инструментальными методами исследования и интерпретации данных этих методов.. Впервые знакомит с историей болезни и графическим изображением основных показателей обследования в «температурном листе».
В модулях с 2 –го по 9-й приводятся перечень сведений, который необходим студентам для освоения курса данной терапевтической дисциплины.
Модуль 2.Обследование органов дыхания.Семиотика. Расспрос. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Аускультация. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Основные клинические синдромы. Описание объективного статуса курируемого больного в истории болезни.
Модуль 3.Обследование органов кровообращения.Семиотика. Расспрос. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Аускультация. Исследование сосудов. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Основные клинические синдромы. Описание объективного статуса курируемого больного в истории болезни.
Модуль 4.Обследование органов пищеварения.Семиотика. Расспрос. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Аускультация. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Основные клинические синдромы. Описание объективного статуса курируемого больного в истории болезни.
Модуль 5.Обследование печени, желчных путей и селезенки.Семиотика. Расспрос. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Аускультация. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Основные клинические синдромы. Описание объективного статуса курируемого больного в истории болезни.
Модуль 6.Обследование почек и мочевыводящих путей.Семиотика. Расспрос. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Аускультация. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Описание объективного статуса курируемого больного в истории болезни.
Модуль 7.Обследование системы крови. Семиотика. Расспрос. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Аускультация. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Основные клинические синдромы. Описание объективного статуса курируемого больного в истории болезни.
Модуль 8.Обследование эндокринной системы и обмена веществ. Семиотика. Расспрос. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Аускультация. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Основные клинические синдромы. Описание объективного статуса курируемого больного в истории болезни.
Модуль 9.Обследование опорно-двигательного аппарата. Семиотика. Расспрос. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Аускультация. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Основные клинические синдромы. Описание объективного статуса курируемого больного в истории болезни.
Такая последовательность изучения «Пропедевтики внутренних болезней (Введение в клинику внутренних болезней)» позволяет хорошо освоить основные диагностические методы, уметь правильно и методично обследовать больного, распознать симптомы и их правильно трактовать на начальных этапах становления терапевта-клинициста.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................................................................ с.
Глава 1
Общие методы обследования больного (1 модуль, 0,5 кредита)............................................. с.
Глава 2
Система органов дыхания (1модуль, 1,5 кредита)................................................................... с.
Глава 3
Обследование органов кровообращения(1 модуль, 1,5 кредита)........................................... с.
Глава 4
Обследование органов пищеварения.(1 модуль, 1,5 кредита)............................................... с.
Глава 5
Обследование печени, желчных путей (1 модуль, 1,5 кредита)............................................ с.
Глава 6
Обследование почек и мочевыводящих путей (1 модуль, 1 кредит)..................................... с.
Глава 7
Обследование системы крови (1 модуль, 0,5 кредита)............................................................ с.
Глава 8
Обследование эндокринной системы и обмена веществ (1 модуль, 0,5
кредита).......................................................................................................................................... с.
Глава 9
Обследование опорно-двигательного аппарата.(1 модуль, 0,5 кредита)..................................
........................................................................................................................................................ с.
Список литературы...................................................................................................................... с.
Глава 1