Физические тренировки в период ремиссии.
В период ремиссии проводят гипосенсибилизирующую терапию, санацию очагов инфекции, лечебную физкультуру, физические тренировки (прогулки, плавание), физиотерапию, санаторно-курортное лечение.
Наибольшее значение имеет лечение на местных курортах, так как стало очевидным, что процессы адаптации к новым климатическим условиям и через короткое время реадаптация не оказывают тренирующего действия. Значительно улучшает эффект комплексной терапии квалифицированная психотерапия.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ
Содержание курса | Дозировка в минутах | Задачи разделов |
Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе. | 5-10 | Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации движений. |
Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными упражнениями | 10-15 | Обще физиологическая нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания. |
Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов. | 10-15 | Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости |
Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким дыханием | 5-7 | Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания |
Обобщенные медицинские, психологические рекомендации для практической работы учителя.
Бронхиальная астма.
· Щадящий охранительный режим для нервной системы.
· Индивидуальный подход.
· Создание и соблюдение гигиенических условий к обучению, к жизнедеятельности.
· Формирование и закрепление учебных мотиваций.
· Стимулирующая и организующая помощь со стороны взрослого.
· Активизация мыслительных процессов. Осуществление работы по развитию речи учащихся. Беседы учителя с учащимися об уверенности в себе.
· Спокойное эмоциональное состояние.
· Игровые минутки в работе.
· Релаксация 3-5 минут в конце урока.
Приложение 10
Методические рекомендации по проведению занятий с детьми, больными ДЦП.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела
У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.
Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.
Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
1) регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;
2) строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
3) постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
Основные задачи:
1. развитие физических качеств (в первую очередь силы);
2. укрепление мускулатуры;
3. подавление патологического динамического стереотипа и выработка новых стереотипов.
Общие рекомендации для занятий с детьми, имеющими заболевания ДЦП.
1.Завести дома минимум инвентаря:
· Лыжи, которые хорошо закрепляются на ногах;
· Самокат, если ребенок на нем может ездить хотя бы с поддержкой;
· Велосипед, можно трехколесный;
· Мяч прыгучий с ручкой;
· Экспандер лыжника (длинная резинка с ручками);
· Желательно установить стенку для лазания (типа комплекса «Здоровье»);
· Медицинбол, весом 1 кг;
· В качестве отягощений можно использовать пластиковые бутылки 0,5 – 1,5 л, наполненные водой;
2.Желательно, чтобы массаж предшествовал занятиям.
Гиперкипетическая форма ДЦП.
Непроизвольные движения должны подавляться произвольными. Можно использовать зеркало.
Другие формы ДЦП.
Укреплять все мышечные группы, не зацикливаться на заболевании. Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.
Упражнения:
1.Привязать к стопам экспандер лыжника. Ходьба на коленях и на четвереньках.
(В одну сторону экспандер оказывает сопротивление, в другую ускоряет движение).
2.С тем же экспандером лыжника.
Выполнить упражнения для верхних конечностей и туловища (экспандер к чему-нибудь крепится).
3.Натянуть экспандер лыжника на высоте около 30-50 см. Выполнять перешагивания.
После силовых упражнений.
1. Прыжки на мяче - прыгунке (при необходимости выполнять со страховкой).
2. Ходьба по параллельным жердям, вперед и назад, в качестве которых можно использовать перевернутые лыжи, вперед и назад. Выполнять со страховкой.
3. Упражнения с набивным мячом.
4. Подъемы мяча, перекладывание из руки в руку, метания, ведение ногами.
5. Выполнять упражнения в различных видах равновесия. Можно выполнять с закрытыми глазами, но со страховкой.
6. Использовать природные факторы. Ходьба на лыжах, можно положить подушечку на санки и передвигаться на санках с помощью лыжных палок,
7. Ходьба по сугробам. Занятия в воде.
8. Использовать самокат и лыжи.
Упражнения выполнять сериями приблизительно от трех до пяти серий. Комплекс состоит из 3-6 упражнений и выполняется по кругу.