Оценка оздоровительной эффективности занятий физической культурой обучающихся СМГ «А»

Оценка эффективности занятий физической культурой обучающихся СМГ «А» проводится в конце учебного года на основании сравнительного анализа показателей предварительного и итогового контроля.

Состояние организма обучающихся оценивается на основании сравнения показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), устойчивости организма к гипоксии (проба Штанге), силы мышц ведущей руки, координации движений со средними возрастно-половыми значениями.

ЧСС определяется методом пальпации на лучезапястной артерии в состоянии покоя и после функциональных проб с нагрузками (Мартине-Кушелевского).

Таблица 2

Процентильное распределение значений ЧСС у детей и подростков

(НижГМА, 2010)

Возраст (лет) Пол Процентильное распределение ЧСС, уд/мин
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д

АД измеряется тонометром в положении исследуемого сидя. Производятся 3 последовательных измерения и рассчитывается среднее значение артериального давления.

Таблица 3

Процентильное распределение значений АД у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, 2006)

Возраст (лет) Пол Процентильное распределение САД, мм рт.ст.
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
Процентильное распределение ДАД, мм рт.ст.
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д

ЖЕЛ определяется с помощью спирометра. Обследуемый делает 2-3 свободных вдоха и выдоха. Затем, выполнив максимальный вдох, берет в рот мундштук, плотно обхватив его губами и одновременно зажав нос пальцами свободной руки, и производит спокойный, плавный, максимально возможный выдох. Процедуру повторяют трижды с интервалом в полминуты. Регистрируется наибольший показатель.

Таблица 4

Средние возрастно-половые значения ЖЕЛ у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)

Возраст, лет ЖЕЛ, мл
М Д
1800-2650 1750-2500
2100-2850 1800-2650
2050-3150 2200-3050
2550-3900 2250-3200
2900-4400 2500-3455

Устойчивость организма к гипоксии оценивается по результатам пробы Штанге. Время задержки дыхания на вдохе определяется в положении стоя. После полного вдоха и выдоха в медленном темпе обследуемый производит глубокий вдох и задерживает дыхание максимально долго, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру.

Таблица 5

Средние возрастно-половые значения пробы Штанге

у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)

Возраст, лет Проба Штанге, с
М Д
31-48 27-41
37-52 27-43
39-54 31-45
41-56 32-47
41-63 33-47

Сила мышц ведущей руки регистрируется с помощью кистевого динамометра со шкалой до 25 кг для обучающихся младших классов и до 50 кг для обучающихся средних и старших классов. Обучающийся в положении стоя отводит руку горизонтально в сторону и с максимальным усилием сжимает динамометр

Таблица 6

Средние возрастно-половые значения силы мышц ведущей руки

у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)

Возраст, лет Сила мышц ведущей руки, кг
М Д
22,5-30,0 15,5-22,5
21,0-33,0 16,5-26,0
22,0-32,5 20,0-30,0
26,0-39,5 20,5-30,0
30,0-48,0 22,5-32,0

Координация движений оценивается по результатам выполнения 2-х координаторных проб, определяющих уровень функционального состояния центральной нервной и костно-мышечной систем.

Вначале проводится проба «Веревочка». Ребенок встает прямо, одна нога ставится впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой, руки вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Затем выполняет пробу «Аист», при которой оценивается устойчивость положения тела, стоя на одной ноге. При этом стопа другой ноги плотно прижата к колену опорной ноги и максимально отведена в сторону. С помощью секундомера фиксируется время сохранения положения тела при отсутствии признаков нарушений координации (пошатывание, изменение положения рук и опорной стопы, дрожание пальцев рук и век и др.).

Таблица 7

Средние возрастно-половые значения показателей координаторных проб

(НижГМА, 2010)

Возраст (лет) Координаторная проба «Веревочка», с Координаторная проба «Аист», с
М Д М Д
15-20 15-20 7-15 6-15
15-20 15-20 7-15 8-12
16-20 15-20 8-15 7-13
17-20 17-20 8-15 9-15
17-20 15-20 10-15 8-15

Учитывается также количество случаев перехода обучающихся из СМГ «А» в ПМГ и из ПМГ в ОМГ, свидетельствующее о благоприятной динамике.

Таблица 8

Оценка антропометрических показателей

с использованием центильных таблиц

Номер центильного коридора Центильный интервал Оценка показателей
До 5% Очень низкие
5–10% Низкие
10–25% Ниже среднего
25–50% Средненизкие
50–75% Средневысокие
75–90% Выше среднего
90–95% Высокие
Свыше 95% Очень высокие

Таблица 10

Процентильное распределение значений ЧСС у детей и подростков

(НижГМА, 2010)

Возраст (лет) Пол Процентильное распределение ЧСС, уд/мин
М
Д
М
Д

Таблица 11

Процентильное распределение значений АД у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, 2006)

Возраст (лет) Пол Процентильное распределение САД, мм рт.ст.
М
Д
М
Д
Процентильное распределение ДАД, мм рт.ст.
М
Д
М
Д

Таблица 12

Средние возрастно-половые значения ЖЕЛ у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)

Возраст, лет ЖЕЛ, мл
М Д
3550-4800 2600-3500
3550-4800 2700-3500

Таблица 13

Средние возрастно-половые значения пробы Штанге у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)

Возраст, лет Проба Штанге, с
М Д
44-65 34-49
45-69 35-51

Таблица 14

Средние возрастно-половые значения силы мышц ведущей руки у детей и подростков

(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)

Возраст, лет Сила мышц ведущей руки, кг
М Д
36,0-51,0 23,0-33,0
40,0-54,0 24,0-34,0

Таблица 15

Средние возрастно-половые значения показателей координаторных проб

(НижГМА, 2010)

Возраст (лет) Координаторная проба «Веревочка», с Координаторная проба «Аист», с
М Д М Д
17-20 16-20 9-15 9-15
17-20 16-20 9-15 9-15

Приложение 6

Примерный комплекс упражнений

Наши рекомендации