Оценка оздоровительной эффективности занятий физической культурой обучающихся СМГ «А»
Оценка эффективности занятий физической культурой обучающихся СМГ «А» проводится в конце учебного года на основании сравнительного анализа показателей предварительного и итогового контроля.
Состояние организма обучающихся оценивается на основании сравнения показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), устойчивости организма к гипоксии (проба Штанге), силы мышц ведущей руки, координации движений со средними возрастно-половыми значениями.
ЧСС определяется методом пальпации на лучезапястной артерии в состоянии покоя и после функциональных проб с нагрузками (Мартине-Кушелевского).
Таблица 2
Процентильное распределение значений ЧСС у детей и подростков
(НижГМА, 2010)
Возраст (лет) | Пол | Процентильное распределение ЧСС, уд/мин | ||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д |
АД измеряется тонометром в положении исследуемого сидя. Производятся 3 последовательных измерения и рассчитывается среднее значение артериального давления.
Таблица 3
Процентильное распределение значений АД у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, 2006)
Возраст (лет) | Пол | Процентильное распределение САД, мм рт.ст. | ||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
Процентильное распределение ДАД, мм рт.ст. | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д |
ЖЕЛ определяется с помощью спирометра. Обследуемый делает 2-3 свободных вдоха и выдоха. Затем, выполнив максимальный вдох, берет в рот мундштук, плотно обхватив его губами и одновременно зажав нос пальцами свободной руки, и производит спокойный, плавный, максимально возможный выдох. Процедуру повторяют трижды с интервалом в полминуты. Регистрируется наибольший показатель.
Таблица 4
Средние возрастно-половые значения ЖЕЛ у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)
Возраст, лет | ЖЕЛ, мл | |
М | Д | |
1800-2650 | 1750-2500 | |
2100-2850 | 1800-2650 | |
2050-3150 | 2200-3050 | |
2550-3900 | 2250-3200 | |
2900-4400 | 2500-3455 |
Устойчивость организма к гипоксии оценивается по результатам пробы Штанге. Время задержки дыхания на вдохе определяется в положении стоя. После полного вдоха и выдоха в медленном темпе обследуемый производит глубокий вдох и задерживает дыхание максимально долго, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру.
Таблица 5
Средние возрастно-половые значения пробы Штанге
у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)
Возраст, лет | Проба Штанге, с | |
М | Д | |
31-48 | 27-41 | |
37-52 | 27-43 | |
39-54 | 31-45 | |
41-56 | 32-47 | |
41-63 | 33-47 |
Сила мышц ведущей руки регистрируется с помощью кистевого динамометра со шкалой до 25 кг для обучающихся младших классов и до 50 кг для обучающихся средних и старших классов. Обучающийся в положении стоя отводит руку горизонтально в сторону и с максимальным усилием сжимает динамометр
Таблица 6
Средние возрастно-половые значения силы мышц ведущей руки
у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)
Возраст, лет | Сила мышц ведущей руки, кг | |
М | Д | |
22,5-30,0 | 15,5-22,5 | |
21,0-33,0 | 16,5-26,0 | |
22,0-32,5 | 20,0-30,0 | |
26,0-39,5 | 20,5-30,0 | |
30,0-48,0 | 22,5-32,0 |
Координация движений оценивается по результатам выполнения 2-х координаторных проб, определяющих уровень функционального состояния центральной нервной и костно-мышечной систем.
Вначале проводится проба «Веревочка». Ребенок встает прямо, одна нога ставится впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой, руки вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Затем выполняет пробу «Аист», при которой оценивается устойчивость положения тела, стоя на одной ноге. При этом стопа другой ноги плотно прижата к колену опорной ноги и максимально отведена в сторону. С помощью секундомера фиксируется время сохранения положения тела при отсутствии признаков нарушений координации (пошатывание, изменение положения рук и опорной стопы, дрожание пальцев рук и век и др.).
Таблица 7
Средние возрастно-половые значения показателей координаторных проб
(НижГМА, 2010)
Возраст (лет) | Координаторная проба «Веревочка», с | Координаторная проба «Аист», с | ||
М | Д | М | Д | |
15-20 | 15-20 | 7-15 | 6-15 | |
15-20 | 15-20 | 7-15 | 8-12 | |
16-20 | 15-20 | 8-15 | 7-13 | |
17-20 | 17-20 | 8-15 | 9-15 | |
17-20 | 15-20 | 10-15 | 8-15 |
Учитывается также количество случаев перехода обучающихся из СМГ «А» в ПМГ и из ПМГ в ОМГ, свидетельствующее о благоприятной динамике.
Таблица 8
Оценка антропометрических показателей
с использованием центильных таблиц
Номер центильного коридора | Центильный интервал | Оценка показателей |
До 5% | Очень низкие | |
5–10% | Низкие | |
10–25% | Ниже среднего | |
25–50% | Средненизкие | |
50–75% | Средневысокие | |
75–90% | Выше среднего | |
90–95% | Высокие | |
Свыше 95% | Очень высокие |
Таблица 10
Процентильное распределение значений ЧСС у детей и подростков
(НижГМА, 2010)
Возраст (лет) | Пол | Процентильное распределение ЧСС, уд/мин | ||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д |
Таблица 11
Процентильное распределение значений АД у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, 2006)
Возраст (лет) | Пол | Процентильное распределение САД, мм рт.ст. | ||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
Процентильное распределение ДАД, мм рт.ст. | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д |
Таблица 12
Средние возрастно-половые значения ЖЕЛ у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)
Возраст, лет | ЖЕЛ, мл | |
М | Д | |
3550-4800 | 2600-3500 | |
3550-4800 | 2700-3500 |
Таблица 13
Средние возрастно-половые значения пробы Штанге у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)
Возраст, лет | Проба Штанге, с | |
М | Д | |
44-65 | 34-49 | |
45-69 | 35-51 |
Таблица 14
Средние возрастно-половые значения силы мышц ведущей руки у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, НижГМА, 2010)
Возраст, лет | Сила мышц ведущей руки, кг | |
М | Д | |
36,0-51,0 | 23,0-33,0 | |
40,0-54,0 | 24,0-34,0 |
Таблица 15
Средние возрастно-половые значения показателей координаторных проб
(НижГМА, 2010)
Возраст (лет) | Координаторная проба «Веревочка», с | Координаторная проба «Аист», с | ||
М | Д | М | Д | |
17-20 | 16-20 | 9-15 | 9-15 | |
17-20 | 16-20 | 9-15 | 9-15 |
Приложение 6
Примерный комплекс упражнений