Закаливание, его физиологическая сущность. основные принципы закаливания

Закаливание является составной частью физического воспи­тания детей и подростков. Под закаливанием понимается ком­плекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Закаливание влияет на деятельность нервной и эндокрин­ной систем, что отражается на регуляции всех физиологичес­ких процессов. Начальные стадии закаливания сопровождают­ся усилением деятельности гипофиза, надпочечников и щито­видной железы. По мере приспособления организма напряже­ние эндокринной системы снижается.

Закаливание оказывает специфическое и неспецифическое действие на организм: специфическое проявляется в повыше­нии устойчивости организма к воздействию метеорологичес­ких факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой ра­диации под влиянием курса солнечных ванн, совершенствует реакции гомеостаза; неспецифический эффект выражается в том, что под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям (в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний).

Закаливающие процедуры повышают физическую работо­способность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье. За­каливать организм можно в отношении как высоких, так и низких температур внешней среды. Однако в связи с тем, что в возникновении ряда заболеваний немаловажную роль играет охлаждение организма, а охлаждение является фактором, по­нижающим сопротивляемость организма, наиболее часто зака­ливание рассматривается как фактор, способствующий повы­шению устойчивости организма детей к простудным заболева­ниям.

Закаливание представляет собой тренировку, совершенство­вание процессов химической и физической терморегуляции. Закаливание может быть успешным только при соблюдении определенных принципов и правильной методики его про­ведения.

Основные принципы закаливания:

• проведение закаливающих процедур с учетом состояния
здоровья ребенка;

• постепенное увеличение интенсивности процедур;

• систематичность и последовательность проведения про­-
цедур;

• комплексное воздействие закаливающих факторов;

• положительные реакции на проведение закаливающих
мероприятий;

• возобновление процедур после перерывов начинается с
такой интенсивности воздействий, которая была в нача­-
ле закаливания, но с более быстрым нарастанием.

Закаливающие процедуры целесообразно начинать в летнее время при незначительном напряжении терморегуляторных механизмов, обусловленных сезонными условиями. Это важно и в связи с преддверием осенне-зимнего периода, характери­зующегося увеличением количества простудных, вирусных за­болеваний, снижением показателей иммунитета детей. В пос­ледующем закаливание не должно прерываться ни в один из сезонов года. У детей раннего возраста в силу более низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраня­ется 3—10 дней.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие мероприятия: ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнат — проводятся на протяжении всей жизни ребенка. К специальным закаливающим процедурам относятся гимнас­тика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.

Существует множество приемов проведения закаливающих процедур. Многие из них трудоемки и поэтому ограниченно ис­пользуются в детских коллективах (ножные ванны, общее обливание), для других требуется хорошая подготовка детей и они приемлемы только для здоровых (купание в водоемах, сауна).

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздей­ствия на организм. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурных воздействий на организм, воздух диф­фундирует через кожу, что способствует насыщению крови кислородом (проницаемость газов через кожу у детей по срав­нению с таковой у взрослых существенно выше).

Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17—18 ч, спустя 30—40 мин после еды. Для детей дошкольного возраста рекомендуется проведение этих процедур вначале при температуре воздуха 17—18 °С с после­дующим снижением до 12—13 °С (для детей, хорошо перено­сящих закаливающие процедуры). Начинают воздушные ванны с обычной комнатной температуры. Продолжительность сеан­сов составляет для младшей группы ДОУ 5 мин, для средней — 10 мин, для старшей и подготовительной — 15 мин. Макси­мальная продолжительность воздушных ванн 30—40 мин в младшей группе, 45 мин — в средней и 1 ч — в старшей и подготовительной группах. Вначале дети дошкольного возрас­та принимают воздушную ванну в трусах, майках, носочках, тапочках; через 2 нед — в трусах и тапочках. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги, тело до пояса, лишь затем ребенок может оставаться в трусах.

Противопоказаниями к применению воздушных ванн явля­ются острые инфекционные заболевания, повышенная темпе­ратура тела у ребенка, острые респираторные заболевания.

Закаливание солнечными лучами (световоздушные ванны) показано практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие перенесенного заболевания. Этот метод закаливания особенно показан детям с задержкой роста и развития.

В средней климатической зоне целесообразно проводить световоздушные ванны с 9 до 12 ч, на юге в связи с более жарким климатом с 8 до 10 ч. Продолжительность первой ван­ны для детей 1-го года жизни составляет 3 мин, для детей от 1 до 3 лет — 5 мин, 4—7 лет — 10 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30— 40 мин. При появлении у ребенка признаков дискомфорта (ре­бенок перестает двигаться, «ежится» от холода, дрожит, при возникновении «гусиной кожи») процедура прекращается.

Противопоказания к такому закаливанию — острые инфек­ционные заболевания, повышенная температура тела.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно про­водить в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ-радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и сред­них широтах. Процедуру облучения проводят в фотариях обра­зовательных и лечебно-профилактических учреждений.

Водные процедуры делятся на влажные обтирания, облива­ние, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопро­водностью, удобна для проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле ребенка.

Обтирания и обливания — наиболее доступные для прове­дения в детских коллективах процедуры. Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем про­ксимальные, сначала верхние конечности — от пальцев к пле­чу, затем ноги — от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После процедуры кожу вытирают насухо. Обливание голеней и стоп начинают водой температуры 28 °С, затем снижая ее на 1 °С в неделю. Нижние пределы тем­пературы воды — 18 °С. Продолжительность процедуры 20—30 с. По окончании обливания ноги вытирают насухо.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ

По итогам медицинских осмотров врачом-педиатром еже­годно учащиеся распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную

Дети, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижают (интен­сивный бег заменяют ходьбой и легким бегом, уменьшают повторяемость упражнений, ограничивают выполнение сило­вых упражнений). Учащиеся, относящиеся к специальной ме­дицинской группе, занимаются вне сетки учебных часов по специальному расписанию.

Медицинская характеристика группы Обязательные виды занятий Дополнительные виды занятий и общие рекомендации
Основная группа Дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные     Подготовительная группа Дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные     Специальная группа Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы     Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой, сдача контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях   Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой при условии более постепенного освоения двигательных навыков и умений, а также исключение упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму; сдача некоторых контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях Уроки физкультуры по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях     Регулярные тренировки в одной из спортивных секций школы или во внешкольных учреждениях, участие в соревнованиях разного уровня, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения во внеучебное время Занятия в секциях общей физической подготовки, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения по рекомендациям врача, медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности   Прогулки, подвижные игры, спортивные развлечения и общественно полезный труд при соблюдении правил самоконтроля; индивидуальные занятия физическими упражнениями в режиме дня по рекомендации врача; медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья

Дети и подростки, отсутствовавшие в школе по причине болезни, приступив к занятиям по общеобразовательным пред­метам, временно освобождаются от уроков физической культуры на сроки, предусмотренные втаблице.

Заболевание Сроки с начала посещения школы, дни Примечания
Ангина     Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей Отит острый Пневмония Плеврит Грипп Острые инфекционные заболевания   Острый нефрит Гепатит инфекционный Аппендицит (после операции) Перелом костей конечностей   Сотрясение мозга     14 – 28     7 – 21     14 – 28 30 – 60 30 – 60 14 – 28 30 – 60     56 – 360   30 – 60   30 – 90     60 и более, до года   Следует опасаться резких охлаждений (лыжи, плавание)   При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердечно-сосудистой системы     Обязательно продолжение занятий лечебной гимнастикой, начатой в период лечения В зависимости от тяжести и характера травмы  

При гигиенической оценке организации урока физической культуры школьников учитывают следующее:

1) соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;

2) методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки;

3) выполнение физических упражнений, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию и формированию правильной осанки;

4) соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели;

5) проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне;

6) выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Сдвоенные уроки физической культуры не допускаются (за исключением лыжной подготовки и плавания). Уроки физкуль­туры нежелательно проводить в первые и последние часы учеб­ного дня. В недельном расписании предпочтительно их вклю­чать в дни, когда начинает снижаться работоспособность у детей (среда, четверг).

Медицинский контроль урока физической культуры осуще­ствляется по итогам проведения поминутного хронометража и регистрации частоты пульса до начала урока, в конце его струк­турных частей и в восстановительном периоде.

Занятия с детьми специальной медицинской группы (СМГ) имеют свои особенности. С детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в состоянии здоровья, занятия физической культурой организуют непосредственно в школе. Такие занятия планируют в расписании и проводят до и пос­ле уроков из расчета 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин.

Группы учащихся, отнесенных к СМГ, комплектуются для занятия физической культурой по заключению врача и офор­мляются приказом директора школы. Минимальное число уча­щихся в группе — 10 человек. Целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1—2-х, 3—4-х, 5— 6-х, 7—10(11)-х классов. Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то объединяют учеников трех или четырех: 1—4-х, 5—8-х, 9—10(11)-х классов. На занятиях необ­ходимо строго дифференцировать нагрузки с учетом индиви­дуального подхода к учащимся.

Внутри группы детей распределяют на «сильную» (А) и «слабую» (Б) подгруппы, что позволяет осуществлять педаго­гический процесс и добиваться эффективного решения оздо­ровительных задач. Принадлежность ребенка к подгруппам А и Б определяет врач. В подгруппу А включают учащихся с откло­нениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно овладевающих двигательны­ми навыками, а также школьников, временно отнесенных к СМГ, для полного восстановления после перенесенного забо­левания или травмы.

В подгруппу Б включают учащихся с необратимыми пато­логическими изменениями, с часто обостряющимися хрони­ческими заболеваниями, аномалией развития двигательного аппарата. Численность группы А, как правило, превалирует над численностью второй.

Межшкольные (кустовые) СМГ комплектуют по нозологи­ческому признаку: а) хроническая патология сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем, б) патология опорно-двигатель­ного аппарата и аномалии рефракции.

Посещение таких занятий учащимися является обязательным. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ве­дущего эти занятия, или классного руководителя и контроли­руется заместителем директора школы или врачом. Школьни­ки, отнесенные к СМГ, проходят дополнительное обследова­ние в течение учебного года. Детей и подростков со значитель­ными отклонениями в состоянии здоровья, если это возмож­но, направляют на занятия ЛФК в лечебно-профилактические учреждения или назначают им соответствующее лечение и наблюдение.

Физическая подготовка детей СМГ условно делится на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный пе­риод обычно занимает всю первую четверть. Его задачи — по­степенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной си­стем, а также всего организма к выполнению физической на­грузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка правильного подсчета ЧСС; обучение элементарным навыкам са­моконтроля. В подготовительном периоде рекомендуется выпол­нять общеразвивающие упражнения, способствующие форми­рованию правильной осанки, упражнения в равновесии, эле­менты баскетбола (передача, остановка мяча, бросок в кольцо с места), подвижные игры малой интенсивности. В этот пери­од на уроках особое внимание должно уделяться обучению правильного сочетания дыхания с упражнениями.

Длительность основного периода обучения в СМГ зависит от адаптационных возможностей организма учащихся, физичес­кой работоспособности, состояния здоровья. Его задачи — освоение основных двигательных умений и навыков по программе физической культуры для школьников специальной медицин­ской группы, повышение общей тренированности и функци­ональной способности организма переносить физическую на­грузку. В содержание уроков этого периода постепенно вклю­чается комплекс всех упражнений, входящих в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ.

Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, строятся по обычной схеме: ввод­ная, основная и заключительная части. Вводная часть урока при­звана организовать учащихся, ознакомить с содержанием за­нятий, создать благоприятное эмоциональное настроение, спо­собствовать постепенной функциональной подготовке организ­ма к повышенным нагрузкам. Во вводной части урока уместны различные упражнения с изменением ритма, простейшие за­дания на координацию движений, ускоренная ходьба, бег (от 15 с до 2 мин), танцевальные шаги. Продолжительность ввод­ной части колеблется от 3—6 до 10—15 мин и зависит от этапа обучения. В подготовительном периоде она длиннее, в основ­ном короче.

Основная часть урока должна способствовать гармонично­му общему и специальному развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, организма в целом, воспитанию двига­тельных умений и навыков, а также морально-волевых качеств. В начале основной части целесообразно использовать упраж­нения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики. Продолжительность основной части урока колеблет­ся от 25 до 35 мин.

Заключительная часть урока должна способствовать более быстрому протеканию восстановительных процессов, снижению нагрузок, снятию утомления. Целесообразно применять простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, ды­хательные упражнения и обязательно отдых сидя.

Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение прошедшим уроком. Про­должительность заключительной части 5—10 мин. При 30-минутном уроке продолжительность его частей со­кращается и составляет 5—7, 15—18,5 и 5—7 мин.

Эффективность уроков физической культуры для учащихся основной и подготовительной групп определяется по выпол­нению контрольных тестов, а для ослабленных и больных де­тей (специальная медицинская группа) по течению основно­го заболевания, качеству выполнения функциональных проб, физической работоспособности. При их положительной дина­мике врач школы решает вопрос о переводе ребенка из спе­циальной в подготовительную медицинскую группу.

Эффективность физического воспитания зависит от состо­яния среды, в которой проходят физкультурные занятия.

Загрязнение воздуха помещений в период занятий бывает особенно интенсивным. Более 400 веществ антропотоксического характера может находиться в воздушной среде. Это продукты обмена веществ, а также вредные примеси, выделяющиеся из полимерных материалов, которыми отделаны помещения.

При контроле воздушной среды можно ориентироваться на следующие нормативы: содержание углекислого газа не должна превышать 0,1%, запыленность – 1,75 млн пылинок в 1м3 воздуха, окисление воздуха 6-9 мг кислорода на 1м3, обсемененность микроорганизмами 4000 микробов на 1м3.

Спортивные шумы сопровождают занятия физической культурой и спортом, их интенсивность измеряется в пределах 50 – 129 дБА. Нормами допускается в спортивных залах для видов спорта с музыкальным сопровождением уровень шума не более 50 дБА. Нормами искусственного освещения для образовательных школ предусматривается освещенность в спортивных залах при использовании ламп накаливания – 150 лк и люминесцентных ламп – 200 лк.

Наши рекомендации