Биологическая потребность в движении в зависимости от возраста и пола детей
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей
методическое пособие
для самостоятельной работы по гигиене детей и подростков
для студентов педиатрического факультета
ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.
Авторы:
Рецензент:
Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии
2011 г. Протокол №
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· биологическая потребность детей и подростков в движениях, основы нормирования двигательной активности;
· оздоровительная роль физического воспитания и гигиенические принципы его организации в образовательных учреждениях;
· особенности реакции организма подростка на физическую нагрузку;
· основы закаливания и его физиологическая сущность;
· принципы закаливания, методы оценки эффективности проведения закаливающих процедур.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· провести гигиеническую оценку физического воспитания в образовательной школе и условий проведения урока физической культуры с использованием хронометражных наблюдений;
· оценить правильность дозирования нагрузки для детей основной, подготовительной и специальной групп на основе использования исследований частоты пульса, дыхания, артериального давления;
· оценить эффективность закаливающих процедур, проводимых в образовательных учреждениях.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год. Гл. 4, С. 157-176
2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.
3. Санитарное законодательство России. М., ФЦГСЭН РФ, 1999.
Дополнительная литература:
1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.
2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.
3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.
4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995.
5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997.
6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.
Нормативные документы:
1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста».
2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов».
3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье».
4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей
методическое пособие
для самостоятельной работы по гигиене детей и подростков
для студентов педиатрического факультета
ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.
Авторы:
Рецензент:
Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии
2011 г. Протокол №
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· биологическая потребность детей и подростков в движениях, основы нормирования двигательной активности;
· оздоровительная роль физического воспитания и гигиенические принципы его организации в образовательных учреждениях;
· особенности реакции организма подростка на физическую нагрузку;
· основы закаливания и его физиологическая сущность;
· принципы закаливания, методы оценки эффективности проведения закаливающих процедур.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· провести гигиеническую оценку физического воспитания в образовательной школе и условий проведения урока физической культуры с использованием хронометражных наблюдений;
· оценить правильность дозирования нагрузки для детей основной, подготовительной и специальной групп на основе использования исследований частоты пульса, дыхания, артериального давления;
· оценить эффективность закаливающих процедур, проводимых в образовательных учреждениях.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год. Гл. 4, С. 157-176
2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.
3. Санитарное законодательство России. М., ФЦГСЭН РФ, 1999.
Дополнительная литература:
1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.
2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.
3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.
4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995.
5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997.
6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.
Нормативные документы:
1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста».
2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов».
3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье».
4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИЖЕНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ПОЛА ДЕТЕЙ
Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Здоровье в значительной степени определяется уровнем привычной двигательной активности. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой заболеваний сердечно-сосудистой системы у различных групп населения.
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация зависит от социальных факторов.
Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).
Суточная двигательная активность — это сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количеству локомоций (шагов), величине энерготрат и изменениям частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков.
Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек в возрасте 8—9 лет двигательная активность практически не отличается от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у девочек меньше).
Двигательная активность наименьшая у детей, не занимающихся спортом или другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50 %) она уменьшается с началом обучения в школе.
Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме — от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких изменений (препатологические и патологические состояния): развития астенического синдрома, снижения функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.
Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета.
Важными социальными факторами, формирующими привычную двигательную активность, являются организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.
На двигательную активность детей заметное влияние оказывают неблагоприятные климатические условия и сезоны года. В зимний период наблюдается наименьшая активность.
В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности достигается при участии школьников в комплексе мероприятий дня каждой школы, в частности при проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группах продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Возрастные нормы двигательной активности учитывают общие закономерности процесса роста и развития, нелинейность изменения кинезофилии (биологической потребности организма в движениях) с возрастом и дают допуск возможных колебаний с установлением нижней (минимально необходимой величины) и верхней (максимально допустимой величины) границ.
Наиболее доступной в практических целях является возрастная норма суточных локомоций (число шагов за 24 ч).
В подростковом возрасте довольно часто наблюдаются уменьшение числа локомоций и увеличение числа движений, выполняемых в положении сидя или стоя, но сопровождающихся значительными энерготратами. Такие движение встречаются при профессиональном обучении, трудовой деятельности и занятиях некоторыми видами спорта (тяжелая атлетика, гимнастика, парусный спорт и т.д.) и могут идти в зачет суммарных локомоций подростка.
Важное значение для физического воспитания детей и подростков имеет развитие физических качеств в сенситивные периоды, т.е. в периоды повышенной чувствительности (восприимчивости) к воздействию тех или иных физических упражнений. Возрастная хронология сенситивных периодов развития физических качеств и некоторых психомоторных функций детей и подростков представлена на рис. 4.2.
Периоды сенситивного развития физических качеств и психомо торных функций детей и подростков [Сухарев А.Г., 1991].
В сенситивные периоды развития физических качеств и психомоторных функций необходимо отдавать предпочтение целенаправленным физическим упражнениям. Если сенситивный период по какой-либо причине «пропущен», последствия обычно бывают необратимыми.
Утраченное время и возможности в дальнейшем не удается компенсировать: ребенок, не умеющий плавать и не обладающий ловкостью, став взрослым, не может успешно овладеть указанными двигательными навыками.