Достоинства и недостатки исследований случай–контроль.
Достоинства.
· Возможность их проведения не зависит от распространенности изучаемой болезни. Сравнительно небольшие затраты времени, сил и средств необходимы для того чтобы создать основную группу больных, даже редко встречающимися заболеваниями, подобрать к ним контроли, опросить и сделать хотя бы ориентировочные выводы. При изучении таких болезней в когортном исследовании, пришлось бы подобрать когорту из сотен тысяч людей, наблюдать их длительное время, что повлекло бы значительные временные, материальные и моральные затраты.
· Относительно короткая длительность. Для получения выводов не нужно, как в когортном исследовании, проводить наблюдение в течение периода превышающего латентный период развития болезни.
· Возможность одновременно выявлять несколько факторов риска одного заболевания.
· Сравнительно небольшие экономические затраты.
Недостатки
· Низкая достоверность выводов из-за высокой подверженности систематическим ошибкам.
· Невозможность выявления редко встречающихся причин болезни. В таких случаях, скудные данные не позволяют оценить достоверность различий частоты встречаемости фактора риска в группах сравнения и, следовательно, сделать выводы о наличии/отсутствии причинно следственной связи.
· невозможность количественно оценить риск возникновения болезни (смерти) от предполагаемой причины. В исследовании количественно определяется лишь показатель «отношение шансов».
Основы статистического анализа результатов когортных и исследований случай- контроль.
В этом разделе изложены основные способы статистической оценки выраженности причинно следственной связи между изучаемыми факторами риска и болезнью (выраженность причинной ассоциации).Однако, несмотря на обязательность статистической оценки данных исследования, ее результаты являются лишь одним из критериев, используемых для доказательства существования причинной ассоциации.
В аналитических исследованиях для статистического анализа часто используют, так называемую, таблицу «два на два» (таблица четырех полей).
Таблица 2. .Принципиальная форма таблицы «два на два» для большинства вариантов аналитических исследований.
Где в соответствующих клетках таблицы:
1) основная группа(+), которая в зависимости от типа аналитического исследованияможет быть представлена различными лицами:
· в когортных исследованиях – здоровыми, но экспонированными, т.е. подвергшимися воздействию, какого либо фактора риска;
· в исследованиях случай контроль – больными изучаемой болезнью, т. е. лицами, также подвергшимися воздействию, какого либо фактора риска;
· в клинических экспериментальных исследованиях –больными, получающими экспериментальное клиническое воздействие;
· в полевых экспериментальныхисследованиях – здоровыми, получившими профилактическое средство.
2) контрольная группа (-) представляет следующих лиц:
· в когортных исследованиях – здоровых, но не экспонированных;
· в исследованиях случай контроль – здоровых, или больных, но не изучаемой болезнью;
· в клинических экспериментальных исследованиях – больных, получающих традиционное клиническое воздействие.
· в полевых экспериментальных исследованиях – здоровых, не получивших профилактическое средство.
3) признак есть (+) и признака нет (-), это выявленные (+) и не выявленные (-) признаки, предусмотренные исследованием.
Ими могут быть:
· в когортныхи экспериментальных исследованиях – различные исходы воздействия фактора риска, лечебного или профилактического средства, как то: болезнь, выздоровление, смерть и т.д.;
· в исследованиях случай контроль – изучаемые факторы риска.
Для правильной обработки данных таблицы, обозначения клеток в таблице буквами a, b, c и d, должно быть стандартным и соответствовать макету (таблица 10.2). Допускается иное построение таблицы, но клетки должны всегда иметь однотипное сочетание переменных таблицы, а именно:
Клетка а - сочетание (+ +).
Клетка b - сочетание (+ -).
Клетка c - сочетание (- +).
Клетка d - сочетание (- -).