ТЕМА 2.2. «Антенатальный период»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: « ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК
И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»
Для специальности 060109.51 Сестринское дело
г. Камышин 2010.
Одобрена цикловой методической комиссией «Педиатрии и основ сестринского дела» Протокол № ________ от «____» ____________2010г. Председатель ____________ /Сухомлинова Н.А./ | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 060109.51 Сестринское дело заместитель директора по образовательному процессу _____________ /Боярова О.В./ «____» ____________2010г. |
Автор: Волкова Н.В. – преподаватель первой квалификационной категории.
Рецензенты: Юсупов Г.А. – врач детского дома, врач-педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук, преподаватель высшей квалификационной категории.
Боярова О.В. – зам директора по образовательному процессу, врач-педиатр, преподаватель высшей квалификационной категории
Компьютерная вёрстка: Волкова Н.В. – преподаватель первой квалификационной категории.
Пояснительная записка.
Программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 060109.51 Сестринское дело. Преподавание дисциплины осуществляется лекционно-семинарско-практическим методом.
Задача изучения дисциплины: формирование у студентов знаний и умений, необходимых для консультирования пациента и его семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды.
Рабочая программа состоит из 4 разделов:
1.Введение.
2. Здоровый ребенок.
3.Здоровый мужчина и женщина зрелого возраста.
4. Лица пожилого и старческого возраста.
В разделе «Введение» рассматриваются основные демографические показатели и демографическая ситуация в РФ и г. Камышине, возрастная периодизация жизни человека.
В разделе «Здоровый ребенок» изучаются АФО и психологические особенности ребенка в разные возрастные периоды, способы удовлетворения жизненно важных потребностей, правила оценки социально-психического и физического развития ребенка, принципы рационального вскармливания.
В разделе «Здоровый мужчина и женщина зрелого возраста» изучаются АФО репродуктивной системы мужчины и женщины зрелого возраста, рассматриваются вопросы планирования семьи и профилактики ИППП, оказания консультативной помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде.
В разделе «Лица пожилого и старческого возраста» изучаются АФО и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, способы удовлетворения жизненно важных потребностей, правила оценки социально-психического и физического состояния.
На изучение данной дисциплины отведено 154 часа, из них 40 часов теоретических, 80 практических и 34 часа внеаудиторной самостоятельной работы, которые не вызывают затруднений при изучении или носят повторительно-обобщительный характер. В качестве самостоятельной внеаудиторной работы студентам предлагаются следующие виды работы:
· подготовка и защита реферативных работ
· составление тестов, кроссвордов, блок-схем, ситуационных задач
· составление бесед с пациентом
· составление тестовых заданий и кроссвордов.
В результате изучения учебной дисциплины:
1. Студент должен иметь представление:
· о демографической ситуации в Российской Федерации и регионе;
2. Студент должен знать:
· периоды жизнедеятельности человека;
· анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды;
· оценить социально-психическое и физическое состояние человека в разные возрастные периоды;
· содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
· способы удовлетворения жизненно важных потребностей человека в разные возрастные периоды
Контроль самостоятельной работы проводится на практических занятиях.
По окончании изучения дисциплины формой промежуточной аттестации определен – экзамен. Материал к промежуточной аттестации представлен в приложении № 1.
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов (макс. нагрузка, час) | Всего часов | Теория (час) | Практика | Внеаудит. самост. работа | |
Лекции | Семинары | ||||||
РАЗДЕЛ 1: Введение | |||||||
1.1 | Демографическая ситуация в РФ и регионе. Периоды жизнедеятельности человека. | 2 | 1 | ||||
РАЗДЕЛ 2: Здоровый ребенок | |||||||
2.1 | Периоды детского возраста. | 2 | 4 | 2 | |||
2.2 | Антенатальный период | 2 | 2 | ||||
2.3 | Неонатальный период | 12 | 2 | ||||
2.4 | Период младенчества | 4 | 2 | 8 | 2 | ||
2.5 | Преддошкольный и дошкольный периоды. | 2 | 4 | 2 | |||
2.6 | Период школьного, подросткового и юношеского возраста. | 4 | 2 | ||||
РАЗДЕЛ 3: Здоровый мужчина и женщина зрелого возраста. | |||||||
3.1 | Репродуктивная система мужчины и женщины в зрелом возрасте. | 2 | 2 | 8 | 4 | ||
3.2 | Роль семьи в жизни человека. Планирование семьи. | 2 | 2 | 8 | 4 | ||
3.3 | Внутриутробное развитие человека. | 2 | 4 | 2 | |||
3.4 | Физиологическое течение беременности | 2 | 4 | 2 | |||
3.5 | Физиологические роды | 2 | 2 | 4 | 3 | ||
3.6 | Ранний послеродовый период. | 2 | 4 | ||||
3.7 | Поздний послеродовый период. | 4 | |||||
3.8 | Климактерический период женщины. Переходный период мужчины. | 2 | 4 | 2 | |||
РАЗДЕЛ 4: Лица пожилого и старческого возраста. | |||||||
4.1 | Введение в геронтологию. | 2 | 2 | 4 | 2 | ||
4.2 | Медико-социальная защита населения старших возрастных групп. Медико-социальные и психологические аспекты смерти. | 2 | 4 | 2 | |||
Итого за семестр | |||||||
Итого по дисциплине |
РАЗДЕЛ №1 «ВВЕДЕНИЕ»
Лекционное занятие № 1
Тема: 1.1. «Демографическая ситуация в РФ и регионе. Периоды жизнедеятельности человека».
Учебное время: 2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ:
· демографическую ситуацию в Российской Федерации и Камышине.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Содержание понятий «здоровье» «качество жизни» «факторы риска болезни».
· Периоды жизнедеятельности человека
· Показатели динамики рождаемости
· Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды
· Основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Демографическая ситуация в РФ и г. Камышине. Основные демографические показатели: рождаемость, смертность, естественный прирост, плодовитость, миграция, воспроизводство. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «укрепление здоровья», «охрана здоровья», «качество жизни», «болезнь», «факторы риска болезни», «профилактика».
Возрастная периодизация жизни человека.
Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды. Роль сестринского персонала в достижении цели укрепления здоровья. Цели и принципы консультирования по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды.
Мероприятия по реализации национального проекта здоровье:
· «Реализация мероприятий по улучшению демографической ситуации»
РАЗДЕЛ № 2 «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»
Лекционное занятие № 2.
ТЕМА № 2.1. «Периоды детского возраста».
Учебное время – 2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Периоды детского возраста и их краткую характеристику
· Универсальные потребности ребенка
· Факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие, возникновение заболеваний у детей.
· *Особенности сбора информации о ребенке
· Понятие о диспансеризации.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Периоды детского возраста. Особенности каждого из периодов детского возраста.
Понятие о группах здоровья детей. Критерии здоровья.
Основные универсальные потребности ребенка и способы их удовлетворения. Факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие детей.
Особенности сбора информации о детях разных возрастных периодов. Профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Диспансеризация.
Мероприятия по реализации национального проекта здоровье:
· «Иммунизация населения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения»
· «Диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет» (талон № 3 родового сертификата)
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «Периоды детского возраста» составление тестов, кроссвордов, блок-схем
Лекционное занятие № 3.
Неонатальный период».
Учебное время – 2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Характеристику антенатального и неонатального периодов
· Анатомо–физиологические особенности органов и систем новорожденного ребенка
· *АФО органов и систем недоношенного ребенка
· Признаки доношенного ребенка
· *Признаки и степени недоношенности
· Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения (доношенный и недоношенный)
· Адаптацию детей к условиям внеутробной жизни, пограничные состояния новорожденного ребенка
· *Особенности пограничных состояний недоношенных новорожденных
· Факторы риска
· Основные принципы оценки общего состояния
· Карту сестринской помощи новорожденному.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Характеристика антенатального периода. Факторы влияющие на развитие плода.
Понятие о дородовых патронажах. Цели и сроки патронажей.
Характеристика неонатального периода. АФО ребенка данного периода.
Признаки доношенного новорожденного. Понятие о недоношенном ребенке. Причины недонашивания беременности. Признаки недоношенности. АФО органов и систем недоношенного ребенка.
Оценка общего состояния по шкале Апгар.
Понятие о первом туалете новорожденного. Адаптация детей к условиям внеутробной жизни. Особенности адаптации недоношенного новорожденного. Пограничные состояния новорожденного ребенка. Особенности течения пограничных состояний у недоношенных детей.
Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения.
Особенности ухода за недоношенным ребенком. Возможные проблемы и пути их решения. Понятие о первичном патронаже к новорожденному, сроки и цели. Критерии готовности к выписке из роддома недоношенного ребенка.
Мероприятия по реализации национального проекта здоровье:
· «Обследование новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз»
· «Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период (родовые сертификаты)»
· «Организация и проведение аудиологического скрининга новорожденных на территории Волгоградской области»
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «Антенатальный и неонатальный период» составление тестов, подготовка сообщений
Лекционное занятие № 4
Учебное время: 2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Характеристику периода грудного возраста
· Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей этого периода
· Закономерности нарастания массы и роста
· Особенности нервно-психического развития
· Правила оценки физического, нервно-психического и социального развития
· Значение физического воспитания для развития ребенка
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Период грудного возраста. АФО органов и систем детей этого периода. Закономерности физического, нервно-психического и социального развития и его оценка.
Основные потребности ребенка периода младенчества и способы их удовлетворения. Значение физического воспитания, закаливания, массажа для здоровья и развития ребенка первого года жизни.
Лекционное занятие № 5
Учебное время: 2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Основные средства и правила закаливания
· *Основы рационального вскармливания
· *Правила кормления ребенка грудью
· Преимущество грудного вскармливания
· Виды вскармливания и их характеристику.
· Возможные проблемы при вскармливании детей раннего возраста.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Профилактика детских инфекционных заболеваний у детей периода младенчества. Понятие о вакцинации ребенка первого года жизни.
Виды вскармливания. Преимущества грудного вскармливания. Гипогалактия, ее причины и профилактика. Режимы кормления новорожденных детей периода младенчества. Сроки и правила введения новых продуктов, прикормов. Формулы для расчета разового и суточного качества пищи для детей первого года жизни.
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «Период младенчества» составление ситуационных задач
Лекционное занятие № 6.
ТЕМА: 2.5. «Преддошкольный и дошкольный период.
2.6 «Период школьного, подросткового и юношеского возраста».
Учебное время – 2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Характеристику периодов
· Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этих периодах
· Особенности адаптации ребенка в детском дошкольном учреждении и школе
· Основные потребности и способы их удовлетворения
· Особенности развития и питания детей
· Особенности физического, полового, нервно-психического и социального развития школьников
· Факторы риска для детей этих периодов
· Стадии и сроки полового созревания
· Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Характеристика возрастов. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этих периодах. Универсальные потребности ребенка и способы их удовлетворения. Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка преддошкольного, дошкольного, школьного, подросткового и юношеского периодов.
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению и школе. Подготовка к поступлению в ДДУ и школу.
Факторы риска. Профилактика детских инфекционных заболеваний у детей преддошкольного и дошкольного периодов.
Половое развитие детей подросткового и юношеского периодов. Помощь подростку и его родителям в ситуациях повышенного риска.
Консультирование подростков по вопросам профилактики курения, злоупотребления алкоголем, токсикомании и наркомании.
РАЗДЕЛ № 3 «ЗДОРОВЫЙ МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ».
Лекционное занятие № 7.
ТЕМА: 3.1. «Репродуктивная система мужчины и женщины в зрелом возрасте».
Учебное время -2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Строение и функцию репродуктивных систем мужчины и женщины
· *Половые гормоны, их биологическое действие на мужской и женский организмы
· Половые рефлексы мужчины и женщины
· Отрицательное влияние факторов окружающей среды на половые железы, их функцию, фертильность.
· Роль медицинского работника в оказании консультативной помощи по вопросам укрепления репродуктивного здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Репродуктивная система женщины: строение и функции половых органов и женского таза, их роль в репродукции. Женские половые гормоны, их биологическое действие на организм. Регуляция менструального цикла, овогенез. Влияние факторов окружающей среды на овогенез, менструальный цикл, фертильность, гигиена половых органов. Гигиена менструального цикла.
Репродуктивная система мужчины: строение и функции мужских половых органов. Половые и добавочные железы, мужские половые гормоны, их биологическое действие на организм. Сперматогенез. Влияние факторов окружающей среды на сперматогенез, потенцию, фертильность. Гигиена половых органов. Процесс воспроизводства. Половые рефлексы мужчины и женщины. Гигиена половой жизни.
Мероприятия по реализации национального проекта здоровье:
· «О порядке представления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан»
· «Углубленные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «Репродуктивная система мужчины и женщины в зрелом возрасте. Процесс воспроизводства» подготовка докладов, составление тестов, блок-схем
Лекционное занятие № 8.
ТЕМА: 3.2. «Роль семьи в жизни человека. Планирование семьи».
Учебное время -2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Значение семьи в жизни человека и охране здоровья.
· Проблемы бесплодного брака.
· Осложнения после абортов.
· *Методы контрацепции.
· *Средства защиты от ИППП и СПИДа.
· Значение программы «Планирование семьи» для охраны репродуктивного здоровья.
· Методы и формы консультирования по вопросам планирования семьи.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Роль семьи в укреплении и охране здоровья человека. Проблема бесплодного брака.
«Планирование семьи» - как государственная программа по охране репродуктивного здоровья населения. Основные направления службы «Планирования семьи»: профилактика нежелательной беременности, борьба с абортами, профилактика ИППП и СПИДа, пропаганда методов контрацепции, половое воспитание и просвещение подростков. Создание центров и кабинетов «Планирования семьи». Роль медицинского работника в привитии навыков здорового образа жизни семьи и каждому ее члену.
Мероприятия по реализации национального проекта здоровье:
· «Профилактика, выявление и лечение инфицированных ВИЧ, гепатитом В и С»
· «Строительство новых центров высоких медицинских технологий «Проектирование, строительство и оснащение областного перинатального центра»
· «Подготовка медицинских кадров для новых федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров на территории Волгоградской области»
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «Роль семьи в жизни человека. Планирование семьи» составление тестов, кроссвордов, подготовка докладов
Лекционное занятие № 9
ТЕМА: 3.3. «Внутриутробное развитие человека».
Учебное время -2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Этапы развития зародыша и плода.
· *Вредные факторы среды, влияющие на плод.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Оплодотворение, дробление, имплантация плодного яйца в матке. Развитие плодных оболочек. Зародышевый и плодный периоды внутриутробной жизни. Закладка пола. Критические периоды внутриутробной жизни. Вредные факторы среды, и их влияние на плод.
Мероприятия по реализации национального проекта здоровье:
· «Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период (родовые сертификаты)»
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «Внутриутробное развитие человека. Физиологическое течение беременности» составление ситуационных задач и плана беседы с пациентом.
Лекционное занятие № 10
ТЕМА: 3.4. «Физиологическое течение беременности».
Учебное время -2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Изменения в организме беременной.
· Признаки беременности, длительность беременности.
· Изменение жизненно-важных потребностей беременной.
· Роль медицинского работника, семьи, мужа в поддержании качества жизни беременной, нормальном течении беременности и развитии плода.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Физиологические изменения в организме беременной. Признаки беременности, длительность беременности.
Значение здорового образа жизни родителей, наличие желанной беременности в рождении здорового ребенка. Изменение жизненно-важных потребностей беременной женщины.
Роль мужа, членов семьи в поддержании качества жизни беременной. Роль медицинского работника в поддержании нормального течения беременности и консультирование по вопросам диеты и гигиены беременной.
Мероприятия по реализации национального проекта здоровье:
· «Правила формирования государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета»
Лекционное занятие № 11
ТЕМА: 3.5 «Физиологические роды».
Учебное время -2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Предвестники родов.
· Периоды родов, длительность родов.
· Родовые изгоняющие силы.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Предвестники родов, подготовка организма к родам. Течение родов: периоды родов и их длительность, течение. Родовые изгоняющие силы.
Мероприятия по реализации национального проекта здоровье:
· «Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период (родовые сертификаты)»
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «Роды и послеродовый период» подготовка бесед с беременными женщинами, роженицами, родильницами
Лекционное занятие № 12
ТЕМА: 3.6 «Ранний послеродовый период»
3.7 «Поздний послеродовый период»
Учебное время -2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Изменения в организме родильницы
· Лактация, значение грудного вскармливания для матери и ребенка.
· Роль медицинского работника в подготовке пациентки к родам и решении проблем, возникающих у родильницы после родов.
· Роль мужа, семьи в исходе родов, течении послеродового периода, лактации.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Роль медицинского работника в сохранении физиологического течения послеродового периода: консультирование по вопросам питания, гигиены, контрацепции, сохранение грудного вскармливания.
Лекционное занятие № 13.
ТЕМА: 3.8 Климактерический период женщины. Переходный период мужчины».
Учебное время -2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Стадии климакса у женщин, возраст начала климакса
· Изменения в организме женщины, особенно репродуктивной системе
· *Климактерический синдром, его формы
· *Факторы, влияющие на возникновение климактерического синдрома
· Переходный период у мужчин, изменения в репродуктивной системе, отличие от женского климакса
· Проблемы, возникающие у пациентов в переходный период
· *Роль медицинского работника в поддержании качества жизни и охране здоровья пациентов переходного периода.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Переходный период от зрелости и старости. Естественные изменения в органах и системах. Изменения в репродуктивной системе. Климактерический период у женщины: стадии климакса, длительность, проявление климакса. Климактерический синдром, факторы, влияющие на его возникновение. Влияние здорового образа жизни на физиологическое течение климакса.
Отличия в течение переходного периода у мужчин от климакса у женщин.
Изменение жизненно-важных потребностей. Роль медицинского работника по охране репродуктивного и соматического здоровья мужчины и женщины в переходный период.
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «Климактерический период женщины. Переходный период мужчины» составление тестов, кроссвордов
РАЗДЕЛ № 4 «ЛИЦА ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА».
Лекционное занятие № 14.
ТЕМА: 4.1. «Введение в геронтологию».
Учебное время - 2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Понятие «геронтология», «старение», «старость».
· Классификация возрастов.
· Медико-демографические и социально-гигиенические аспекты построения населения.
· Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.
· Стадии и признаки естественного старения.
· *Значение здорового образа жизни для замедления темпов старения.
· *Факторы риска для лиц пожилого и старческого возраста.
· *Пути увеличения продолжительности жизни
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Понятие геронтологии, ее разделы и задачи. Старение, как закономерный этап развития человека. Классификация возрастных групп. Календарный и биологический возраст. Характеристика процесса старения. Медико-демографические и социально-гигиенические аспекты по старению населения. Отношение к пожилым людям как важный показатель нравственного состояния общества.
Анатомо-физиологические изменения в пожилом и старческом возрасте. Возрастные изменения личности пожилого человека и его эмоциональной жизни. Стадии и признаки естественного старения. Факторы риска для пожилого человека. Пути увеличения продолжительности жизни и замедления темпов старения. Способы сохранения интеллекта. Особенности геродиететики. Контроль массы тела. Регуляция ночного сна. Личная гигиена. Ограничение курения и приема алкоголя. Условия окружающей среды, препятствующие сохранению здоровья.
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: «Введение в геронтологию» подготовка докладов
Лекционное занятие № 15.
ТЕМА: 4.2. «Медико-социальная защита населения старших возрастных групп. Медико-социальные и психологические аспекты смерти.
Учебное время -2 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· Законодательные аспекты социальной защиты лиц пожилого и старческого возраста в РФ.
· Структуру гериатрической службы РФ.
· Различные организационные формы гериатрической помощи. Особенности ухода.
· Понятия «Терминальное состояние», «смерть», «танатология», «эвтоназия».
· Классификация смерти.
· Основные этапы умирания и смерти.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Проблема адаптации лиц старших возрастных групп к старению и микросоциальной среде. Синдром ранней смерти после выхода на пенсию. Пожилой человек в семье. Различные организационные формы гериатрической помощи. Сестринские услуги лицам пожилого и старческого возраста. Сестринский процесс при оказании консультативной помощи по вопросам укрепления здоровья пожилых людей. Оценка эффективности сестринских вмешательств.
Танатология как наука. Понятие «смерть». Классификация смерти. Законодательство РФ об эвтаназии. Естественная смерть. Основные этапы умирания и смерти. Констатация смерти. Уход за телом умершего.
РАЗДЕЛ № 2 «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК».
Практическое занятие № 1.
ТЕМА: 2.1. «Периоды детского возраста».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Определять ребенка в ту или иную группу здоровья
· Удовлетворять универсальные потребности ребенка
· Собирать информацию о детях разных возрастных периодов.
· Научиться проводить сортировку по группам здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Отработать методы сбора анамнеза у детей;
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы:
· составление тестов, подготовка сообщений
Практическое занятие № 2.
ТЕМА: 2.3. «Неонатальный период».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Выявлять признаки доношенности новорожденного
· Проводить вакцинацию БЦЖ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Изучение АФО детей неонатального периода. Признаки доношенности и основные потребности ребенка в периоде новорожденности, особенности их удовлетворения.
Адаптация детей к условиям внеутробной жизни, пограничные состояния новорожденного ребенка.
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы:
· составление тестов, подготовка сообщений
Практическое занятие № 3.
ТЕМА: 2.3. «Неонатальный период».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Оценить состояние новорожденного по шкале Апгар
· Обучить родителей уходу за ребенком
· Производить первичный туалет новорожденного
· Производить антропометрию
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Оценка состояния новорожденного. Осуществление сестринского ухода за новорожденным ребенком. Знакомство с содержанием и сроками проведения первого патронажа к новорожденному и наблюдение за ним в течение первого месяца жизни. Консультирование родителей по уходу за новорожденным на примерах решения ситуационных задач.
Практическое занятие № 4.
ТЕМА: 2.3. «Неонатальный период».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Научить родильницу правильно прикладывать ребенка к груди
· Производить утренний туалет новорожденного.
· Производить обработку пупочной ранки
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Правильное прикладывание ребенка к груди. Признаки, определяющие правильное или неправильное положение ребенка при кормлении грудью. Преимущества кормления грудью. Факторы риска.
Практическое занятие №5
ТЕМА: 2.4. «Период младенчества».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка.
· Рекомендовать режим дня, игрушки, занятия детям младшего ясельного возраста
· Консультировать родителей ребенка по вопросам сохранения и укрепления здоровья
· Производить пеленание ребенка
· Производить гигиеническую ванну
· Организовать проведение профилактических прививок
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста. Знакомство с таблицами по оценке физического развития. Консультирование родителей ребенка по вопросам сохранения и укрепления его здоровья на примере решения ситуационных задач.
Практическое занятие № 6
Практическое занятие №8
ТЕМА: 3.2 «Роль семьи в жизни человека. Планирование семьи».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Объяснить пациенту значение службы «Планирования семьи»
· Обучить женщину вычислять фертильные дни
· Оказать консультативную помощь по вопросам контрацепции
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Влияние здорового образа жизни семьи на благополучие в семейной жизни, а так же укрепление и охрану здоровья каждого ее члена.
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы по теме: «Роль семьи в жизни человека. Планирование семьи. Укрепление и охрана репродуктивного здоровья населения» составление тестов, кроссвордов, подготовка докладов
Практическое занятие №12.
ТЕМА: 3.2 «Роль семьи в жизни человека. Планирование семьи».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Объяснить пациенту методику проведения аборта, последствия аборта.
· Оказать консультативную помощь по вопросам профилактики ИППП
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Аборт, классификация абортов, влияние аборта на организм женщины и последующие беременности. ИППП: признаки, последствия, профилактика
Практическое занятие №13.
ТЕМА: 3.3 «Внутриутробное развитие человека».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Определять вредные факторы окружающей среды, влияющие на плод
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Зародышевый и плодовый период внутриутробной жизни. Критические периоды во внутриутробной жизни. Особенности сестринского ухода за беременной.
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы по теме: «Внутриутробное развитие человека. Физиологическое течение беременности» составление ситуационных задач и плана беседы с пациентом
Практическое занятие №14.
ТЕМА: 3.4 «Физиологическое течение беременности».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Обследовать беременную женщину
· Определять дату предстоящих родов.
· Определять проблемы беременной,
· Решать возникшие проблемы беременной.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Признаки беременности. Изменения в организме беременной. Определение даты предстоящих родов. Проблемы, возникающие у беременной в связи с ее состоянием.
Практическое занятие № 15.
ТЕМА:3.5. «Физиологические роды».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Определить предвестники родов
· Определить проблемы роженицы.
· Составить схему сестринского ухода в родах.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Периоды родов, родовые изгоняющие силы. Ведение последового периода.
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы по теме: «Роды и послеродовый период», подготовка бесед с беременными женщинами, роженицами, родильницами
Практическое занятие №16
ТЕМА: 3.6 «Ранний послеродовый период».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Определять проблемы родильницы
· Оказывать помощь родильнице в раннем послеродовом периоде.
· Оценить кровопотерю
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Ранний и поздний послеродовый периоды. Оценка кровопотери. Этапы ухода за родильницей. Составление плана мероприятий по преодолению некоторых проблем родильницы.
Практическое занятие № 17.
ТЕМА: 3.7 «Поздний послеродовый период».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Провести беседы: «Гигиена и диететика послеродового периода», «Контрацепция после родов»
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Изменения в организме родильницы. Влияние грудного вскармливания на течение послеродового периода. Беседы по гигиене, диете, контрацепции.
Практическое занятие № 18.
ТЕМА: 3.8. «Климактерический период женщины. Переходный период мужчины».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Выявить проблемы пациента в переходном периоде жизни.
· Выявить причины возникновения климактерического синдрома.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Стадии климакса у женщин, изменения в организме, изменения менструальной и генеративной функции, факторы, влияющие на патологическое течение климакса. Изменения половой функции у мужчин в переходный период, жизненно-важных потребностей человека. Особенности сестринского консультирования пациентов по возникающим проблемам.
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы по теме: «Климактерический период женщины. Переходный период мужчины» составление тестов, кроссвордов
Практическое занятие № 19.
ТЕМА: 4.1. «Введение в геронтологию».
Учебное время – 4 часа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· Выявить проблемы, связанные с изменением, способа удовлетворения универсальных потребностей стареющего человека.
· Общаться с лицами старших возрастных групп.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Анатомо-физиологические и