Клиническая картина черепно-мозговой травмы
Клиническая симптоматика закрытой черепно-мозговой травмы достаточно сложна. Она складывается из нескольких групп симптомов:
расстройство сознания,
симптомы поражения черепных нервов,
признаки очаговых поражений мозга,
стволовые симптомы,
оболочечные симптомы.
Характерной особенностью клинического течения травмы головного мозга в детском возрасте нередко является отсутствие выраженных неврологических симптомов в момент осмотра уже спустя несколько часов после легкой травмы мозга. В клиническом проявлении черепно-мозговая травма у детей имеет ряд существенных отличий от таковых у взрослых. Они обусловлены, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями детского возраста, такими как:
незавершенность процесса окостенения черепа,
незрелость мозговой ткани,
лабильность сосудистой системы.
По предложению М.М. Сумеркиной целесообразно деление детей на три возрастные группы, в каждой из которых симптоматика и течение травмы более или менее сходны. Первая - от 0 до 3-х лет, вторая - 4-6 лет, в третьей находятся дети школьного возраста.
Нарушение сознания
При легкой черепно-мозговой травме (сотрясение головного мозга или его ушиб легкой степени) потеря сознания у детей младшей группы и дошкольного возраста бывает редко, а у старших - в 57% случаев. В основе нарушения сознания при травме мозга лежит нарушение функционального взаимоотношения между сетевидным образованием ствола и полушариями головного мозга. Пусковым механизмом служит первичная травма ствола (совсем не обязательно морфологическая) и повреждение полушарий.
В настоящее время принята следующая градация нарушений сознания:
Ясное сознание. Ребенок полностью ориентирован, адекватен и активен.
Умеренное оглушение. В сознании, частично ориентирован, на вопросы отвечает достаточно правильно, но неохотно, односложно, сонлив.
Выраженное оглушение. В сознании, но глаза закрыты, дезориентирован, отвечает только на простые вопросы, односложно и не сразу, лишь после повторных просьб. Выполняет простые команды, сонлив.
Сопор. Без сознания, глаза закрыты. Реагирует лишь на боль и оклик открыванием глаз, но контакта с больным установить не удается. Хорошо локализует боль: отдергивает конечность при инъекции, защищается. Доминируют сгибательные движения в конечностях.
Умеренная кома. Без сознания. Непробуждаемость. На боль дает только общую реакцию (вздрагивает, проявляет беспокойство), но не локализует боль, не защищается. Витальные функции устойчивы, с хорошими параметрами.
Глубокая кома. Без сознания. Непробуждаемость. Не реагирует на боль. Мышечная гипотония. Доминируют разгибательные движения.
Запредельная кома. Без сознания. Непробуждаемость. Не реагирует на боль. Порою спонтанные разгибательные движения. Мышечная гипотония и арефлексия. Витальные функции грубо нарушены: нет самостоятельного дыхания, пульс 120 в минуту, артериальное давление 70 мм рт.ст. и ниже.
Расстройство памяти
Расстройство памяти бывает у пострадавших со средней и тяжелой степенью тяжести ушибов мозга, у детей с длительной потерей сознания. Точкой отсчета служит настоящий момент. Так, если ребенок не помнит событий бывших до травмы - это ретроградная амнезия, после травмы - антероградная. Сроки амнезии со временем могут сокращаться - в памяти восстанавливается цепь событий.
Головная боль
На нее жалуются практически все пострадавшие, за исключением младенцев. Она обычно носит диффузный характер и при легкой травме не бывает мучительной, стихает в покое и не требует применения аналгетиков.
Рвота
Рвота также, как и головная боль, бывает у всех пострадавших, но если при легкой травме она, как правило, однократная, то при тяжелой - повторная. Причиной ее служит раздражение ядер блуждающего нерва в продолговатом мозгу. Черепно-мозговая травма любой степени тяжести обычно приводит к нарушению иннервации зрачков. При легкой она ограничивается вялостью реакции на свет, при тяжелой - ее отсутствием. В последнем случае зрачки могут быть равномерно расширенными или суженными, что в сочетании с утратой сознания свидетельствует о тяжести травмы. Еще хуже анизокория. Мидриаз (расширение) одного из зрачков является грозным очаговым симптомом и может свидетельствовать о дислокации головного мозга при внутричерепной гематоме или тяжелом базальном ушибе.
Рефлексы и мышечный тонус
Роговичные рефлексы тоже весьма чувствительны к травме и в зависимости от ее тяжести они либо снижаются, либо исчезают.
Мышечный тонус переменчив: от умеренной гипотонии при легкой травме до повышенного тонуса в разгибателях туловища и конечностей при тяжелой. В последнем случае возможны периодические повышения тонуса в этих группах мышц в ответ на манипуляции, боль от инъекций и тому подобное. Тогда они носят характер судорог, которые называются горметониями. Приступы судорог сменяются атонией мышц.
Частота пульса и температура
Частота пульса меняется в больших пределах от лабильного, неустойчивого при легкой травме до тахикардии или брадикардии при тяжелой. Особую тревогу вызывает замедление пульса, что обычно свидетельствует о прогрессирующей внутричерепной гипертензии - сдавлении мозга гематомой.
Температура тела при легкой травме головного мозга обычно остается нормальной. Однако в случаях субарахноидального кровоизлияния она повышается до субфебрильных цифр, а при диэнцефальной форме тяжелого ушиба мозга - до максимальных: 40-41-42o градусов.
Диагностика
В больнице ребенка осматривает детский невропатолог, нейрохирург или травматолог. Он тщательно выясняет жалобы, собирает анамнез (историю заболевания), проводит общий и неврологический осмотр. Назначаются дополнительные методы диагностики. Основными являются рентгенография черепа, нейросонография (у маленьких детей), эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ). При необходимости — компьютерная томография головного мозга (КТ), магниторезонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), люмбальная пункция.
Рентгенография черепа проводится большей части больных. Целью данного исследования является выявление переломов черепа. Наличие любого повреждения костей черепа автоматически переводит травму в разряд средне-тяжелых или тяжелых (в зависимости от состояния ребенка). Иногда у маленьких детей с благополучной клинической картиной на рентгенограммах выявляются линейные переломы костей черепа. Судить о состоянии вещества головного мозга по рентгенограммам нельзя.
Нейросонография (НСГ) — это ультразвуковое исследование головного мозга. На нейросонограммах хорошо видно вещество головного мозга, желудочковая система. Можно выявить признаки отека головного мозга, очаги ушиба, кровоизлияний, внутричерепные гематомы. Процедура проста, безболезненна, быстро выполняется, не имеет противопоказаний. Ее можно проводить многократно. Единственное ограничение нейросонографии — наличие так называемых «естественных ультразвуковых окон» — большого родничка или тонких височных костей. Метод очень эффективен у детей в возрасте до 2 лет. Позже ультразвук становится трудно проходить через толстые кости черепа, что резко ухудшает качество изображения. Аппаратура для выполнения нейросонографии имеется в большинстве детских больниц.
Эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ) — это также ультразвуковой метод исследования, который позволяет выявить смещение структур средней линии головного мозга, что может свидетельствовать о наличии дополнительных объемных образований головного мозга (гематомы, опухоли), дать косвенную информацию о состоянии вещества головного мозга и желудочковой системе. Метод этот простой и быстрый, однако надежность его невысока. Раньше он широко использовался в нейротравматологии, но при наличии современных средств диагностики, таких, как нейросонография, компьютерная и магниторезонансная томография, от него можно полностью отказаться.
Идеальным методом диагностики повреждений и заболеваний головного мозга является компьютерная томография (КТ). Это рентгенологический метод исследования, при котором с высокой четкостью можно получить изображения костей черепа и вещества головного мозга. По КТ диагностируются практически любые повреждения костей свода и основания черепа, гематомы, очаги ушиба, кровоизлияния, инородные тела полости черепа и пр. Точность этого исследования очень высока. Его основным недостатком является то, что КТ-аппарат дорог, и он есть далеко не в каждой больнице.
Магниторезонансная томография (МРТ) — наиболее точный, но сложный и дорогой метод обследования центральной нервной системы. Он редко используется для диагностики острой черепно-мозговой травмы, так как не позволяет увидеть кости черепа, менее точен для распознавания острых кровоизлияний, занимает больше времени, чем компьютерная томография, часто требует наркоза при обследовании маленьких детей — ребенок должен лежать абсолютно неподвижно в течение 10-20 минут, а маленькие дети этого сделать не могут; кроме того очень немногие клиники могут похвастаться наличием магниторезонансных томографов.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет изучить биоэлектрическую активность головного мозга. Она применяется по специальным показаниям для оценки степени тяжести черепно-мозговой травмы, выявления очагов эпилептической активности. Очаг эпиактивности — область коры головного мозга с патологически измененной активностью нейронов (нервных клеток), которая может приводить к возникновению эпилептических приступов.
Люмбальная пункция — это забор ликвора (жидкости, омывающей головной и спинной мозг) из спинно-мозгового канала на поясничном уровне. Изменения в ликворе могут свидетельствовать о травме или кровоизлиянии (наличии крови) или воспалительном процессе, менингите. Люмбальная пункция проводится крайне редко и только по особым показаниям.
Тактика лечения
После того как малыш упал, до того как его осмотрит доктор, помощь ребенку заключается в создании спокойной обстановки. Нужно уложить малыша, обеспечить ему покой. Если есть кровотечение из раны, произвести по возможности ее обработку и бинтование.
Помимо диагностических процедур в приемном покое больницы проводится обработка повреждений мягких тканей головы (ушибов, ссадин, ран). Дети, особенно раннего возраста, с подтвержденной черепно-мозговой травмой, в том числе и с сотрясением головного мозга, подлежат обязательной госпитализации.
Госпитализация имеет несколько целей.
Во-первых, в течение нескольких дней ребенок находится под контролем врачей в условиях стационара для раннего выявления и предотвращения осложнений травмы — отека головного мозга, появления внутричерепных гематом, эпилептических (судорожных) приступов. Вероятность этих осложнений мала, но последствия их крайне тяжелые и могут привести к катастрофически быстрому ухудшению состояния ребенка. Поэтому при сотрясении головного мозга стандартный срок госпитализации составляет неделю. При хорошем техническом оснащении стационара (компьютерная томография, нейросонография), позволяющем исключить более тяжелые повреждения мозга, сроки пребывания в больнице можно сократить до 3-4 дней.
Во-вторых, во время госпитализации больному обеспечивается создание психоэмоционального покоя. Это достигается ограничением двигательной и социальной активности ребенка. Безусловно, добиться полностью постельного режима для детей сложно, но все же условия больницы не допускают беготни, шумных игр, долгого просмотра телевизора, сидения за компьютером. После выписки домашний режим сохраняется еще на протяжении 1,5-2 недель, несколько недель ограничиваются занятия спортом.
Медикаментозная терапия при сотрясении головного мозга имеет несколько целей. В первую очередь, ребенку назначаются мочегонные препараты (чаще всего диакарб, реже — фуросемид) в обязательной комбинации с препаратами калия (аспаркам, панангин). Это делается для профилактики отека вещества головного мозга. Проводится успокаивающая терапия (фенозепам, настой корня валерианы) и назначаются антигистаминные препараты (супрастин, диазолин, димедрол). При головных болях назначаются анальгетики (баралгин, седалгин), при выраженной тошноте — церукал. В более поздние сроки могут назначаться ноотропные препараты, улучшающие процессы обмена в мозге, витамины.
Контроль за состоянием детей осуществляется лечащим и дежурным врачом, а также постовыми медсестрами. В случае любого ухудшения проводится повторный осмотр ребенка, назначаются дополнительные диагностические исследования (нейросонография, компьютерная томография, ЭЭГ).
При удовлетворительном состоянии малыша через несколько дней родители могут забрать его домой под расписку. Однако и дома требуется соблюдать лечебно-охранительный режим, ограничивать просмотр телевизора, игры на компьютере, прогулки, посещение друзей, продолжать медикаментозную терапию. При любом подозрении на ухудшение состояния ребенка (появление тошноты и рвоты, головных болей, немотивированная сонливость, судорожные приступы, появление слабости в конечностях, частое срыгивание у малышей) следует немедленно повторно обратиться к врачу для дообследования и возможной госпитализации.
Как правило, через 2-3 недели состояние ребенка полностью приходит в норму. Сотрясение головного мозга обычно проходит без последствий и осложнений. Ребенок снова может посещать ясли и детский сад, заниматься спортом.