Ii. программа учебной практики

1. Вводный семинар

· Знакомство с правилами поведения в клинике и нормативно-правовой базой в здравоохранении

· Современная концепция сестринского дела. Философия сестринского дела. Сестринский процесс.

· Инструктаж по технике безопасности

2. Уход за терапевтическими больными

1. Роль медицинского персонала в лечении и уходе за больными. Приемное отделение больницы, организация работы, обязанности медсестры. Виды санитарной обработки и транспортировки больного. Антропометрия.

2. Термометрия. Основные способы и правила измерения температуры тела, заполнение температурных листов. Типы лихорадок. Уход за лихорадящими больными. Подготовка больного и техника постановки горчичников, компрессов, подача грелки, пузыря со льдом.

3. Способы применения лекарственных средств. Знакомство с работой поста медсестры, процедурного кабинета и манипуляционной. Основные формы и способы введения лекарственных веществ. Парентеральный способ, преимущества и недостатки, возможные осложнения, тактика медсестры. Понятие об аллергических реакциях, анафилактическом шоке. Первая доврачебная помощь. Постановка внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций на фантомах

4. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции системы органов дыхания. Основные проблемы пациента. Оценка параметров дыхания, подсчет ЧДД. Планирование ухода и помощь при кашле, кровохарканье, легочном кровотечении, приступе бронхиальной астмы. Методы кислородотерапии. Пользование карманным ингалятором. Взятие мокроты для лабораторных исследований.

5. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции сердечно-сосудистой системы. Особенности жалоб и выявление проблем пациента Оказание помощи при болях в сердце, острой сосудистой недостаточности, острой сердечной недостаточности. Исследование пульса. Измерение артериального давления.

6. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции органов пищеварения. Основные жалобы и проблемы пациента, планирование ухода. Неотложная помощь при рвоте, желудочном, кишечном кровотечении, желчной колике. Промывание желудка на фантоме.

7. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции почек и мочевыводящих путей. Тактика медсестры при острой задержке мочи, почечной колике. Наблюдение за мочеиспусканием, его частотой и характером. Оценка суточного диуреза. Правила забора мочи для лабораторных исследований (ОАМ, посев, пробы по Зимницкому и Нечипоренко, суточная протеин- и глюкозурия). Подготовка больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям желудка и кишечника, почек и мочевыводящих путей. Виды клизм, методика приготовления и проведения на фантоме.

8. Особенности ухода за тяжелобольными. Особенности работы медперсонала в отделениях реанимации. Легочно-сердечная реанимация. Признаки клинической и биологической смерти. Методы ЛСР. Отработка навыков ЛСР на фантоме.

9. Особенности ухода за больными и сестринское дело в гериатрии. Особенности организации сестринского процесса.

10. Клинические проявления при поражении электрическим током, перегревании, переохлаждении, утоплении, удушении. Правила оказания первой помощи и уход за пострадавшими.

11. Обучение и консультирование пациентов. Значение обучения пациентов в профилактической и реабилитационной деятельности медицинской сестры. Обучение пациентов и их родственников уходу, самоуходу, самоконтролю и самопомощи.

3. Уход за хирургическими больными

1. Структура современного хирургического стационара. Уход за больными в хирургическом стационаре. Прием больных в хирургический стационар. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала приемного отделения.

2. Понятие о внутрибольничной инфекции. Меры борьбы с внутрибольничными инфекциями. Инфекционная безопасность.

3. Принципы асептики и антисептики в хирургическом стационаре. Особенности санитарно-эпидемиологического режима при туберкулезе, гепатите, ВИЧ-инфекции. Правила обращения с медицинскими отходами.

4. Санитарно-эпидемиологический режим в хирургическом отделении. Особенности работы постовой медсестры. Виды, последовательность, техника уборки отдельных помещений с применением дезинфектантов.

5. Санитарно-эпидемиологический режим в операционном блоке. Структура, оснащение и оборудование, принципы организации труда.

6. Система асептики в операционном блоке и меры ее поддержания. Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке.

7. Гигиена медицинского персонала. Обработка рук.

8. Особенности ухода и подготовки больных к операциям. Общая подготовка больных к плановой операции на органах брюшной и грудной полостей. Специальная подготовка больных к операции. Подготовка больных к неотложным операциям.

9. Особенности ухода за больными после хирургического вмешательства на органах грудной и брюшной полости, профилактика послеоперационных осложнений. Лечебно-охранительный и двигательный режим.

10. Особенности ухода за больными с черепно-мозговой и скелетной травмой. Особенности лечебно-охранительного и двигательного режима. Организация ухода за телом больного, профилактика пролежней.

11. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении реанимации. Особенности работы медсестры. Уход за больными с трахеостомой, находящимися на ИВЛ. Правила ухода за катетером в магистральной вене. Отработка навыков ЛСР на тренажере.

12. Гигиена питания и транспортировки больного. Методы кормления тяжелобольных.

13. Устройство и оборудование перевязочной. Понятие о десмургии. Классификация повязок. Использование клеевых, пластырных повязок, эластического трубчатого бинта. Освоение техники наложения различных типов мягких повязок.

14. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

4. Выполнение учебно-исследовательской работы

· Сбор, обработка и систематизация литературного материала

· Защита рефератов

5. Зачет

· Тестовый контроль

· Практический навык при решении ситуационной задачи

III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

В результате прохождения учебной практики студент должен

Знать:

- принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование лечебных отделений больниц;

- теоретические основы и современную концепцию сестринского дела, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала;

- принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях;

- виды санитарной обработки и способы транспортировки больных;

- типы лихорадок;

- принципы применения лекарственных средств;

- особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма;

- признаки неотложных состояний;

- особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста;

- принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля.

Уметь:

- проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;

- осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;

- проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных;

- осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела;

- собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований;

- применять различные способы введения лекарственных веществ (на тренажерах);

- осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями органов и систем;

- осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде;

- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

- проводить легочно-сердечную реанимацию (на тренажерах);

- проводить промывание желудка, постановку различных клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (на тренажерах);

- осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными;

- обрабатывать руки дезинфицирующими растворами;

- провести сбор, обработку и систематизацию литературного материала.

Владеть:

- навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания, в том числе за тяжелобольными и агонирующими.

IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Объем выполняемой работы студенты ежедневно отражают в дневнике практики, который предоставляется при сдаче зачета. Контроль знаний и умений студентов по результатам семинарских занятий осуществляется при работе со студентами ежедневно. Согласно «Методике балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной практике "Уход за больными терапевтического и хирургического профиля"», на аттестацию по учебной практике допускаются студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 40 баллов. Студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 50 баллов, приобретают право на получение зачета в формате «автомат».

Зачет по учебной практике является обязательным условием выполнения учебного плана подготовки студента. В аттестацию включается: тестовый контроль в компьютерном классе кафедры физики и информатики, отчет по учебной практике и демонстрация практических навыков при решении ситуационной задачи.

Итоги учебной практики по пятибалльной системе заносятся в зачетную ведомость, а также в зачетную книжку студента.

Наши рекомендации