Ii. программа учебной практики
1. Вводный семинар
· Знакомство с правилами поведения в клинике и нормативно-правовой базой в здравоохранении
· Современная концепция сестринского дела. Философия сестринского дела. Сестринский процесс.
· Инструктаж по технике безопасности
2. Уход за терапевтическими больными
1. Роль медицинского персонала в лечении и уходе за больными. Приемное отделение больницы, организация работы, обязанности медсестры. Виды санитарной обработки и транспортировки больного. Антропометрия.
2. Термометрия. Основные способы и правила измерения температуры тела, заполнение температурных листов. Типы лихорадок. Уход за лихорадящими больными. Подготовка больного и техника постановки горчичников, компрессов, подача грелки, пузыря со льдом.
3. Способы применения лекарственных средств. Знакомство с работой поста медсестры, процедурного кабинета и манипуляционной. Основные формы и способы введения лекарственных веществ. Парентеральный способ, преимущества и недостатки, возможные осложнения, тактика медсестры. Понятие об аллергических реакциях, анафилактическом шоке. Первая доврачебная помощь. Постановка внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций на фантомах
4. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции системы органов дыхания. Основные проблемы пациента. Оценка параметров дыхания, подсчет ЧДД. Планирование ухода и помощь при кашле, кровохарканье, легочном кровотечении, приступе бронхиальной астмы. Методы кислородотерапии. Пользование карманным ингалятором. Взятие мокроты для лабораторных исследований.
5. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции сердечно-сосудистой системы. Особенности жалоб и выявление проблем пациента Оказание помощи при болях в сердце, острой сосудистой недостаточности, острой сердечной недостаточности. Исследование пульса. Измерение артериального давления.
6. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции органов пищеварения. Основные жалобы и проблемы пациента, планирование ухода. Неотложная помощь при рвоте, желудочном, кишечном кровотечении, желчной колике. Промывание желудка на фантоме.
7. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции почек и мочевыводящих путей. Тактика медсестры при острой задержке мочи, почечной колике. Наблюдение за мочеиспусканием, его частотой и характером. Оценка суточного диуреза. Правила забора мочи для лабораторных исследований (ОАМ, посев, пробы по Зимницкому и Нечипоренко, суточная протеин- и глюкозурия). Подготовка больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям желудка и кишечника, почек и мочевыводящих путей. Виды клизм, методика приготовления и проведения на фантоме.
8. Особенности ухода за тяжелобольными. Особенности работы медперсонала в отделениях реанимации. Легочно-сердечная реанимация. Признаки клинической и биологической смерти. Методы ЛСР. Отработка навыков ЛСР на фантоме.
9. Особенности ухода за больными и сестринское дело в гериатрии. Особенности организации сестринского процесса.
10. Клинические проявления при поражении электрическим током, перегревании, переохлаждении, утоплении, удушении. Правила оказания первой помощи и уход за пострадавшими.
11. Обучение и консультирование пациентов. Значение обучения пациентов в профилактической и реабилитационной деятельности медицинской сестры. Обучение пациентов и их родственников уходу, самоуходу, самоконтролю и самопомощи.
3. Уход за хирургическими больными
1. Структура современного хирургического стационара. Уход за больными в хирургическом стационаре. Прием больных в хирургический стационар. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала приемного отделения.
2. Понятие о внутрибольничной инфекции. Меры борьбы с внутрибольничными инфекциями. Инфекционная безопасность.
3. Принципы асептики и антисептики в хирургическом стационаре. Особенности санитарно-эпидемиологического режима при туберкулезе, гепатите, ВИЧ-инфекции. Правила обращения с медицинскими отходами.
4. Санитарно-эпидемиологический режим в хирургическом отделении. Особенности работы постовой медсестры. Виды, последовательность, техника уборки отдельных помещений с применением дезинфектантов.
5. Санитарно-эпидемиологический режим в операционном блоке. Структура, оснащение и оборудование, принципы организации труда.
6. Система асептики в операционном блоке и меры ее поддержания. Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке.
7. Гигиена медицинского персонала. Обработка рук.
8. Особенности ухода и подготовки больных к операциям. Общая подготовка больных к плановой операции на органах брюшной и грудной полостей. Специальная подготовка больных к операции. Подготовка больных к неотложным операциям.
9. Особенности ухода за больными после хирургического вмешательства на органах грудной и брюшной полости, профилактика послеоперационных осложнений. Лечебно-охранительный и двигательный режим.
10. Особенности ухода за больными с черепно-мозговой и скелетной травмой. Особенности лечебно-охранительного и двигательного режима. Организация ухода за телом больного, профилактика пролежней.
11. Санитарно-эпидемиологический режим в отделении реанимации. Особенности работы медсестры. Уход за больными с трахеостомой, находящимися на ИВЛ. Правила ухода за катетером в магистральной вене. Отработка навыков ЛСР на тренажере.
12. Гигиена питания и транспортировки больного. Методы кормления тяжелобольных.
13. Устройство и оборудование перевязочной. Понятие о десмургии. Классификация повязок. Использование клеевых, пластырных повязок, эластического трубчатого бинта. Освоение техники наложения различных типов мягких повязок.
14. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.
4. Выполнение учебно-исследовательской работы
· Сбор, обработка и систематизация литературного материала
· Защита рефератов
5. Зачет
· Тестовый контроль
· Практический навык при решении ситуационной задачи
III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
В результате прохождения учебной практики студент должен
Знать:
- принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование лечебных отделений больниц;
- теоретические основы и современную концепцию сестринского дела, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала;
- принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях;
- виды санитарной обработки и способы транспортировки больных;
- типы лихорадок;
- принципы применения лекарственных средств;
- особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма;
- признаки неотложных состояний;
- особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста;
- принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля.
Уметь:
- проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;
- осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;
- проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных;
- осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела;
- собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований;
- применять различные способы введения лекарственных веществ (на тренажерах);
- осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями органов и систем;
- осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
- проводить легочно-сердечную реанимацию (на тренажерах);
- проводить промывание желудка, постановку различных клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (на тренажерах);
- осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными;
- обрабатывать руки дезинфицирующими растворами;
- провести сбор, обработку и систематизацию литературного материала.
Владеть:
- навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания, в том числе за тяжелобольными и агонирующими.
IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Объем выполняемой работы студенты ежедневно отражают в дневнике практики, который предоставляется при сдаче зачета. Контроль знаний и умений студентов по результатам семинарских занятий осуществляется при работе со студентами ежедневно. Согласно «Методике балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной практике "Уход за больными терапевтического и хирургического профиля"», на аттестацию по учебной практике допускаются студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 40 баллов. Студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 50 баллов, приобретают право на получение зачета в формате «автомат».
Зачет по учебной практике является обязательным условием выполнения учебного плана подготовки студента. В аттестацию включается: тестовый контроль в компьютерном классе кафедры физики и информатики, отчет по учебной практике и демонстрация практических навыков при решении ситуационной задачи.
Итоги учебной практики по пятибалльной системе заносятся в зачетную ведомость, а также в зачетную книжку студента.