Уход за больными терапевтического
Министерства здравоохранения и социального развития России
Кафедра сестринского дела
Утверждено
ЦМК по производственной практике УГМА
«_7_» _декабря_ 2011 г.
Уход за больными терапевтического
И хирургического профиля
Учебно-методическое пособие по учебной практике
для студентов специальности 060101 Лечебное дело
Екатеринбург – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | |
II. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | |
III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ | |
IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | |
V. КРИТЕРИИ ПОСТАНОВКИ ЗАЧЕТА | |
VI. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ | |
6.1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | |
6.2. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ | |
VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля студентов специальности 060101 Лечебное дело проводится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010 г.) и является обязательным компонентом практической подготовки выпускников специальности.
Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля проводится в первом и втором семестрах на кафедре сестринского дела.
В учебно-методическом пособии изложены основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы учебной практики, приведены ее цель, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 060101 Лечебное дело медицинских вузов и преподавателей - руководителей практики.
Целями учебной практики являются
- начальное формирование общекультурных и профессиональных навыков и компетенций под руководством преподавателя в условиях, приближенных к производственным,
- закрепление и углубление теоретической подготовки студента,
- комплексное освоение студентами профессиональной деятельности,
- приобретение начального опыта практической работы студентов по профессии.
Задачи учебной практики
- получение и закрепление профессиональных навыков и умений по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля,
- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля, предусмотренная учебной программой I курса, проводится в соответствии с:
· «Положением о производственной практике студентов Уральской государственной медицинской академии», разработанным в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 года № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 года № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»,
· требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста (ФГОС 2010),
· рабочей программой учебной практики УГМА (Екатеринбург, 2011).
В период учебной практики студенты под руководством преподавателей кафедры сестринского дела работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), являющихся клиническими базами кафедры.
Порядок работы и обязанности студентов и руководителей в период учебной практики:
а) студентов
1. В своей работе ориентироваться на приобретение и закрепление практических умений, предусмотренных учебной программой и государственным образовательным стандартом.
2. Соблюдать график работы и выполнение требований трудовой дисциплины в ЛПУ.
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ.
4. Руководствоваться основными принципами этики и нормами деонтологии медицинского работника и строго соблюдать их.
5. Регулярно и правильно вести «Дневник учебной практики», составить «Отчет по учебной практике».
6. По завершении практики сдать зачет.
б) преподавателей
1. Перед началом практики провести собрание со студентами, сверив их списочный состав, осветив порядок и условия прохождения учебной практики, проинформировав о характеристике баз практики, познакомив студентов с нормативно-правовой базой в здравоохранении и др.
2. Обеспечить студентов учебно-методическими пособиями, составить графики прохождения учебной практики.
3. Осуществлять контроль обеспечения учреждением нормальных условий труда, а также своевременности проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности.
4. Обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам.
III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
В результате прохождения учебной практики студент должен
Знать:
- принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование лечебных отделений больниц;
- теоретические основы и современную концепцию сестринского дела, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала;
- принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях;
- виды санитарной обработки и способы транспортировки больных;
- типы лихорадок;
- принципы применения лекарственных средств;
- особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма;
- признаки неотложных состояний;
- особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста;
- принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля.
Уметь:
- проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;
- осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;
- проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных;
- осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела;
- собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований;
- применять различные способы введения лекарственных веществ (на тренажерах);
- осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями органов и систем;
- осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
- проводить легочно-сердечную реанимацию (на тренажерах);
- проводить промывание желудка, постановку различных клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (на тренажерах);
- осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными;
- обрабатывать руки дезинфицирующими растворами;
- провести сбор, обработку и систематизацию литературного материала.
Владеть:
- навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания, в том числе за тяжелобольными и агонирующими.
IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Объем выполняемой работы студенты ежедневно отражают в дневнике практики, который предоставляется при сдаче зачета. Контроль знаний и умений студентов по результатам семинарских занятий осуществляется при работе со студентами ежедневно. Согласно «Методике балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной практике "Уход за больными терапевтического и хирургического профиля"», на аттестацию по учебной практике допускаются студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 40 баллов. Студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 50 баллов, приобретают право на получение зачета в формате «автомат».
Зачет по учебной практике является обязательным условием выполнения учебного плана подготовки студента. В аттестацию включается: тестовый контроль в компьютерном классе кафедры физики и информатики, отчет по учебной практике и демонстрация практических навыков при решении ситуационной задачи.
Итоги учебной практики по пятибалльной системе заносятся в зачетную ведомость, а также в зачетную книжку студента.
ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Ф.И.О. ______________________________________________________
Группа _____________________________________________________
Место прохождения практики – ________________________________
Начало практики _____________ Окончание практики_______________
Ф.И.О. преподавателей __________________________________________
3. Запись в дневнике учебной практики ведется ежедневно и по итогам работ за каждый день дневник подписывает со всеми замечаниями и предложениями преподаватель. Образец ежедневного ведения дневника учебной практики представлен в таблице.
Таблица
Образец ежедневного ведения дневника учебной практики
Дата | Вид выполненной работы | Балл | Подпись преподавателя | ||
Работа, которую наблюдал | Работа, в которой принимал участие | Работа, которую проделал | |||
03.09.2012 | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | ||
10.09.2012 | |||||
Примечание. Кратко перечислить весь объем работы в течение каждого дня по трем указанным направлениям.
4. Дневник учебной практики предъявляется перед сдачей зачёта.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА по учебной практике
Студент составляет отчет по результатам учебной практики. Отчет по учебной практике содержит количественный отчет о выполненной за время практики работе по видам работы. В виде приложения в отчет включается выполненный реферат.
Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Отчет подписывается студентом и заверяется преподавателем.
Лицевой (титульный) лист отчета должен быть оформлен следующим образом:
ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития России
Кафедра сестринского дела
ОТЧЕТ
По учебной практике
Студент ______________________ группы ___________ курса
____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики _________________________________
Отчет составил ___________________________ (__________________)
(подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель практики от ГБОУ ВПО УГМА
_________________ _______________ ______________
Должность (подпись) (Ф.И.О.)
«______»______________ 20____г.
Министерства здравоохранения и социального развития России
Кафедра сестринского дела
Утверждено
ЦМК по производственной практике УГМА
«_7_» _декабря_ 2011 г.
уход за больными терапевтического
И хирургического профиля
Учебно-методическое пособие по учебной практике
для студентов специальности 060101 Лечебное дело
Екатеринбург – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | |
II. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | |
III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ | |
IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | |
V. КРИТЕРИИ ПОСТАНОВКИ ЗАЧЕТА | |
VI. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ | |
6.1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | |
6.2. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ | |
VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля студентов специальности 060101 Лечебное дело проводится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010 г.) и является обязательным компонентом практической подготовки выпускников специальности.
Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля проводится в первом и втором семестрах на кафедре сестринского дела.
В учебно-методическом пособии изложены основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы учебной практики, приведены ее цель, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 060101 Лечебное дело медицинских вузов и преподавателей - руководителей практики.
Целями учебной практики являются
- начальное формирование общекультурных и профессиональных навыков и компетенций под руководством преподавателя в условиях, приближенных к производственным,
- закрепление и углубление теоретической подготовки студента,
- комплексное освоение студентами профессиональной деятельности,
- приобретение начального опыта практической работы студентов по профессии.
Задачи учебной практики
- получение и закрепление профессиональных навыков и умений по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля,
- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля, предусмотренная учебной программой I курса, проводится в соответствии с:
· «Положением о производственной практике студентов Уральской государственной медицинской академии», разработанным в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 года № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 года № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»,
· требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста (ФГОС 2010),
· рабочей программой учебной практики УГМА (Екатеринбург, 2011).
В период учебной практики студенты под руководством преподавателей кафедры сестринского дела работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), являющихся клиническими базами кафедры.
Порядок работы и обязанности студентов и руководителей в период учебной практики:
а) студентов
1. В своей работе ориентироваться на приобретение и закрепление практических умений, предусмотренных учебной программой и государственным образовательным стандартом.
2. Соблюдать график работы и выполнение требований трудовой дисциплины в ЛПУ.
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ.
4. Руководствоваться основными принципами этики и нормами деонтологии медицинского работника и строго соблюдать их.
5. Регулярно и правильно вести «Дневник учебной практики», составить «Отчет по учебной практике».
6. По завершении практики сдать зачет.
б) преподавателей
1. Перед началом практики провести собрание со студентами, сверив их списочный состав, осветив порядок и условия прохождения учебной практики, проинформировав о характеристике баз практики, познакомив студентов с нормативно-правовой базой в здравоохранении и др.
2. Обеспечить студентов учебно-методическими пособиями, составить графики прохождения учебной практики.
3. Осуществлять контроль обеспечения учреждением нормальных условий труда, а также своевременности проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности.
4. Обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам.