Интерпретация признаков в тесте «Дом-дерево– человек»
ИНСТРУКЦИЯ:
Нарисуйте дом. Положение листа горизонтальное. Вопросы по рисунку:
Из чего он сделан?
Сколько ему лет?
Кто его строил?
Сколько в нем комнат?
Какая комната самая красивая и почему?
Какая комната самая плохая и почему?
Дом прочный или ветхий?
Кто живет в этом доме? Они веселые или грустные? Почему именно этот дом Вы нарисовали? Дополнительные вопросы по рисунку: почему здесь то-то и то-то, особенно если есть лишние детали.
Нарисуйте какое-нибудь дерево, кроме елки; положение листа вертикальное. Если одно дерево, то лучше взять квадратный лист. Вопросы:
Какое это дерево?
Сколько ему лет?
Как оно растет: диким или в саду?
Его посадили или оно само выросло?
Сколько лет оно будет жить?
Климат хороший или плохой?
Дерево больное или здоровое?
Видели ли Вы это дерево раньше?
Почему решили нарисовать именно его?
Рисунок человека; положение листа – вертикальное.
Сколько ему лет?
Как его зовут?
Он здоров или нет?
«Дом»
Дом старый, развалившийся – иногда испытуемый таким образом может выразить отношение к самому себе.
Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).
Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.
Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами.
Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
Стены
Задняя стена, расположенная необычно, – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.
Стена, у которой отсутствует основа, – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Если на стене более четко прорисованы горизонтальные измерения – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.
Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.
Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.
Если это только боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Если на стене более четко прорисованы вертикальные измерения – субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери
Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Двери (одна или несколько) задние или боковые, – отступление, отрешенность, избегание.
Двери открыты – первый признак откровенности, доступности.
Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность в тепле извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.
Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое «Я».
Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым
Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность – по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна
Первый этаж нарисован в последнюю очередь – отвращение к межличностным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
Окна открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
Окна без стекол – враждебность, отчужденность.
Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша
Крыша – сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувство испытуемого, что им повелевают независимо от его собственной воли.
Крыша: жирный контур, несвойственный рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
Крыша: тонкий контур края – переживание ослабления контроля над своими фантазиями.
Крыша: толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
Крыша, плохо сочетающаяся с нижним этажом, – неинтег-рированность личности.
Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Комната
Ассоциации могут возникнуть в связи с:
1) человеком, проживающим в комнате;
2) отношениями между обитателями комнаты;
3) предназначением комнаты.
Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
Комната, не поместившаяся на листе, – нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их обитателями.
Испытуемый выбирает ближайшую комнату – мнительность.
Ванна выполняет санитарную функцию. Если ванна прорисована детально, возможны проблемы с чистоплотностью.
Труба
Отсутствие трубы – испытуемый чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.
Водопроводные (или водосточные) трубы – усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).
Дополнения
Прозрачный дом, «стеклянный» ящик символизирует, что человек выставляет себя на обозрение окружающим. Это сопровождается желанием демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, возможно, имеет место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, возможно, имеет место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки – незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована – показывает, что индивид в общении обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью в более адекватной социализации.
Дорожка широкая в начале и резко сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце – символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
Погода (какая погода изображена) – отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, чем неприятнее погода, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет
Цвет: обычное его использование: зеленый – для крыши; коричневый – для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна;
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально не обделенный исптытуемый обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Раскрашивающий дом семью-восемью цветами в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.
Выбор цвета
· ЖАНРЫ
- Детективы
- Детские книги
- Документальные книги
- Дом и семья
- Драматургия
- Компьютеры и Интернет
- Любовные романы
- Поэзия
- Приключения
- Проза
- Прочее
- Справочная литература
- Старинные книги
- Техника
- Учебники
- Фантастика
- Фольклор
- Фэнтези
- Эзотерика
- Экономические книги
- Юмористическая литература
· Реклама
| ||
| ||
| ||
| ||
|
- var MGCD = new Date(); document.write('');
Предложения
· Оцените
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Direct/ADVERT Дать объявление |
- document.write('');
По теме
· Счетчики
//
Скачать с большой скоростью
скачали: 2348
средняя скорость: 2308 кб/сек Телесная терапияпо прямой ссылке скачали: 4247
средняя скорость: 4627 кб/сек Телесная терапияc Torrent скачали: 8101
средняя скорость: 3788 кб/сек Самая высокая скорость Телесная терапия скачали: 4775
средняя скорость: 3209 кб/сек Скачать Телесная терапияFull (полная версия)