Организация оповещения населения.
. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.
В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности - “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.
Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения. В РСЧС системы оповещения имеютнесколько уровней:
· федеральный;
· региональный;
· территориальный;
· местный;
· объектовый.
Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.
Система оповещения на любом уровне РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение:
· оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня;
· специальной аппаратуры и средств оповещения;
· каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.
Основной способ оповещения и информирования населения -передача речевых сообщений по сетям вещания.
При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации.
Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы.
В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.
Эвакуация населения.
Эвакуация относится к основным методам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.
Эвакуация осуществляется по территориально-производственному принципу.
Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.
4.1.4. Средства контроля и определения поражающих
факторов чрезвычайных ситуаций
Одной из основных задач по защите населения от поражающих факторов ЧС является выявление их в окружающей среде.
Для этого необходимы специальные приборы.
Приборы применяют для обнаружения радиоактивных, химических и биологических веществ в окружающей среде, определения границ районов загрязнения ОВ, РВ и заражения БС.
Основными направлениями в развитии современных приборов радиационной и химической разведки являются создание приборов дистанционного действия.
Для обнаружения радиоактивных веществ и измерения их излучений применяются дозиметрические приборы.
Для принятия мер защиты от воздействия ионизирующего излучения его необходимо своевременно обнаружить и количественно оценить (измерить). Наука, занимающаяся вопросами обнаружения и измерения ионизирующих излучений, называется дозиметрией. Одной из основных задач дозиметрии является создание приборов, способных обнаруживать и измерять ионизирующее излучение. Такие приборы называются дозиметрическими.
Ионизирующие излучения невидимы, не имеют запаха, вкуса, цвета, не ощущаются физически. В то же время они, воздействуя на различные среды, вызывают в них определенные физико-химические изменения, которые можно зарегистрировать.
В системе ГО наиболее широко применяется переносной дозиметрический прибор - измеритель мощности дозы ДП-5В.
Измеритель мощности дозы ДП-5В. Он предназначен для измерения мощности дозы над радиоактивно загрязнённой местностью, а также для измерения радиоактивного загрязнения различных объектов по гамма-излучению. Таким образом, прибор ДП-5В относится по назначению и к дозиметрам, и к радиометрам. В определенной степени его можно отнести и к спектрометрам, так как ДП-5В позволяет обнаружить наличие конкретного излучения (бета-излучения).
Переносной измеритель мощности дозы ИМД-1. Прибор предназначен для измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, а также для обнаружения бета-излучения.
Бортовой измеритель мощности дозы ИМД-21Б. Прибор пред назначен для измерения мощности дозы гамма-излучения на местности. Он выдает световой сигнал о превышении пороговых значений мощности дозы. Измеритель мощности дозы ИМД-21Б является дозиметром. По способу использования он относится к бортовым средствам, устанавливаемым на автомобили, бронетранспортеры, танки.
Дозиметрические приборы, используемые населением (бытовые). В последние годы, особенно после катастрофы на Чернобыльской АЭС, население проявляет повышенный интерес к радиационной обстановке. При этом не следует забывать и о том, что люди подвергаются облучению от малоинтенсивных фоновых источников излучения. Значение естественного радиационного фона колеблется в зависимости от местности, района города и в основном составляет 0,05 - 0,20 мкЗв/ч (5 - 20 мкбэр/ч). В аномальных местах, где близко к поверхности расположены гранитные массы, грунты или водные источники, содержащие повышенные концентрации естественных радионуклидов, вблизи домов, облицованных гранитом, он достигает 0,4 мкЗв/ч (40 мкбэр/ч).
Признано считать нормальный радиационный уровень 0,1-0,2 мкЗв/ч (10 - 20 мкбэр/ч), соответствующий естественному. Уровень 0,2 - 0,6 мкЗв/ч (20 - 60 мкбэр/ч) считается допустимым, свыше 0,6 мкЗв/ч (60 мкбэр/ч) - повышенным.
Бытовые дозиметрические приборы представляют собой особый класс приборов (дозиметров и радиометров), предназначенных для выявления населением радиационной обстановки на местности, в жилых, рабочих помещениях и других местах. Ими можно оценивать также загрязнение продуктов питания и воды. При этом оценку радиоактивного загрязнения (удельной или объемной активности) продуктов питания и воды проводят методом прямого измерения на расстоянии 1 - 5 см от исследуемого объекта массой не менее 1 кг или объемом не менее 1 л по разности результатов измерений излучения от объекта и естественного радиационного фона. Радиационный фон не должен превышать 0,1—0,2 мкЗв/ч (10-20 мкР/ч).
Комплект измерителей дозы ИД-1. Комплект предназначен для измерения поглощенных доз гамма - и смешанного гмма-нейтронного излучения.
Спектрометры. Приборы предназначены для регистрации и измерения энергетического спектра ионизирующих излучений. Они классифицируются по виду излучений (альфа -, бета -, гамма - и нейтронные спектрометры), принципу действия и конструктивным особенностям.
В сфере радиационного контроля окружающей среды с помощью спектрометров решается задача определения наличия в окружающей среде радионуклидов, отсутствующих в составе природного фона, т.е. фиксируется наличие радиоактивного загрязнения техногенного характера, причем учитывается тип изотопов и их активность.
При крупных авариях на АЭС (типа чернобыльской аварии), а также при применении ядерного оружия радиоактивному загрязнению подвергаются обширные территории. Выявить радиационную обстановку на таких территориях наземными средствами практически невозможно. Решение таких задач возлагается на воздушную радиационную разведку с использованием аэромобильных средств. Так, после аварии на Чернобыльской АЭС с начала мая (1986 г.) были проведены тщательные авиационные обследования практически всей европейской части СССР.
Приборы химической разведки служат для обнаружения ОВ, АОХВ, их идентификации (опознавания) и определения концентрации.
Они классифицируются:
1. По принципу работы:
· ручные;
· полуавтоматические;
· автоматические.
2. По способу использования:
· переносные;
· ботовые;
· стационарные;
· индивидуальные.
3. По месту использования:
· контактные;
· Дистанционные.
В ручных приборах, в частности, прокачивание воздуха через индикаторные трубки осуществляется вручную, а наличие ОВ (АОХВ) по ним определяется визуально.
В полуавтоматических приборах воздух прокачивается автоматически с помощью электронасоса, а наличие ОВ определяется визуально (по изменению окраски реактивов).
В автоматических приборах все процессы, в том числе выдача сигналов (звуковых и световых), осуществляются автоматически.
Переносные средства используют при ведении пешей химической разведки, а бортовые - при ведении разведки с использованием автомашин (бронетранспортеров).
Индивидуальные средства применяют для индивидуального химического контроля.
Контактные приборы для определения опасного вещества должны находиться в зоне загрязнения, а дистанционные обнаруживают ОВ или АОХВ, находясь на определенном расстоянии от зоны (очага) заражения.
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Прибор предназначен для определения в воздухе, на местности, в сыпучих материалах наличия зарина, зомана, ви-газов, иприта, фосгена, синильной кислоты, хлорциана и др. Общий вид и комплектность ВПХР показаны на рис.
Полуавтоматический прибор химической разведки (ППХР). Прибор предназначен для решения тех же задач, что и ВПХР, принцип его работы аналогичен. Отличие состоит в том, что воздух через индикаторные трубки прокачивается с помощью ротационного насоса, работающего от электродвигателя постоянного тока, а при низких температурах трубки подогреваются с помощью электрогрелки. Питается прибор от бортовой сети автомашин, на которых ведется химическая разведка.
Универсальный газоанализатор УГ-2. Он обладает более широким диапазоном по определению АОХВ. Он предназначен для определения в воздухе аммиака, хлора, сероводорода, оксида углерода, окислов азота и др. Прибор состоит из воздухозаборного устройства и комплекта индикаторных средств, в состав которых входят измерительные шкалы, индикаторные трубки, ампулы с индикаторными порошками и набор принадлежностей.
Более современными являются новые автоматизированные приборы, такие как «Колион-1», «Ганк-4», ионно-дрейфующий газосигнализатор ИДГ-010.
Индикаторные пленки. Наряду с приборами химического контроля применяют индикаторные пленки на ОВ и АОХВ. Рассмотрим их принцип действия. На одну сторону пленки нанесен реактив на ОВ или АОВХ, вторая сторона клейкая. Пленка крепится (приклеивается) на хорошо видимые места (на технику, оборудование и т.д.). При появлении паров или аэрозолей в воздухе она меняет цвет,
Индивидуальные средства химического контроля. Индивидуальные средства химического контроля предназначены для принятия оперативного решения о возможности снятия средств индивидуальной защиты органов дыхания. Войсковой индивидуальный комплект химического контроля обеспечивает высокочувствительное обнаружение в воздухе и оценку зараженности воды фосфорорганическими веществами, ипритом, люизитом.
Специально для оснащения инспекторов и персонала на объектах хранения и уничтожения химического оружия в рамках реализации конвенциальной программы разработан индивидуальный малогабаритный автоматический газоанализатор, выдающий световой и звуковой сигналы оповещения.
Все рассмотренные средства химической разведки и химического контроля относятся к средствам контактного действия (локальной разведки) и работают непосредственно в контакте с загрязнённым воздухом (местностью, предметом). Основным направлением дальнейшего развития средств химической разведки и контроля является создание приборов дистанционного действия с использованием различных физических методов.
Они значительно повышают эффективность разведки на больших территориях, обеспечивая ее высокую оперативность и достоверность. В ходе работы были проведены многочисленные исследования методов дистанционной диагностики физиологически активных веществ в атмосфере на основе использования практически всех существующих типов лазеров во всем диапазоне длин волн излучения. Создан комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н, который обнаруживает аэрозоли ОВ на площади 25 - 30 м2. Он размещен на самоходном бронированном плавающем гусеничном шасси и может работать 3 ч непрерывно в автоматическом режиме от собственных источников электропитания. Комплекс оснащен приборами локальной радиационной, химической, биологической разведки, средствами навигации, радиосвязи, коллективными и индивидуальными средствами защиты экипажа.
Приборы биологической разведки (ПБР) служат для обнаружения факта применения противником биологического оружия и установления видовой принадлежности биологических средств. ПБР являются одним из основных средств ведения биологической разведки. С помощью ПБР осуществляется постоянный и повсеместный контроль за наличием в атмосфере аэрозолей биологических средств, подаётся сигнал в случае их появления и производится отбор проб. Наиболее общим фактом применения биологического оружия является нарастание общей насыщенности воздуха не только крупнодисперсным, но и мелкодисперсным аэрозолем. Такую информацию способны дать автоматически действующие струнные и фотоэлектрические счётчики и дистанционные локаторы аэрозолей на основе лазеров. Более достоверную информацию о биологической природе аэрозоля могут дать ПБР, основанные на методах определения белков, аминокислот, ферментативной активности микроорганизмов и т.п.
Все ПБР, как правило, состоят из:
· системы отбора пробы;
· регистрирующей системы;
· сигнальной системы.
ПБР в сочетании с методами специфического анализа обеспечивают комплексное решение основных задач, стоящих перед биологическим контролем.
4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других
неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
Одной из важнейших задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них поражающих факторов.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:
1. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них поражающих факторов.
Аварийно-спасательные работы проводятся под воздействием опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
2. Неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования поражённых из-под завалов, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
· разведку маршрутов движения;
· распределение участков работ;
· локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
· подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС поражающих факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
· розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т.ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);
· подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
· оказание первой, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
· вывоз (вывод) населения из опасных зон;
· санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, очищение территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения нормальных условий для жизни пострадавшего населения и деятельности объектов экономики в условиях ЧС.
Другие неотложные работы включают:
· прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;
· локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
· укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
· ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
· обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов;
· ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;
· санитарная очистка территории в зоне ЧС;
· первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Перечень видов АСДНР может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
АСДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями.
Успешное проведение АСДНР достигается:
· заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
· экстренным реагированием на возникновение ЧС (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);
· непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь;
· поддержанием устойчивого взаимодействия и непрерывным ведением АСДНР днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований как штатных, так и нештатных;
· неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
· организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения работ, жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.
Для ликвидации последствий ЧС создаются координирующие органы, которыми являются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС):
· на территориальном (территория субъекта РФ) уровне - КЧС субъекта РФ;
· на местном уровне (территория города, района в городе) - КЧС местного самоуправления;
· на объектовом уровне (территория объекта) - КЧС объекта.
С момента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней становятся рабочими органами КЧС.
Органы управления по делам ГО и ЧС формируют оперативную группу. КЧС и оперативная группа (в особых случаях орган управления по делам ГО и ЧС в полном составе) поддерживают тесную связь с отделами внутренних дел и пожарной охраны. Все это позволяет оперативно получать сведения о внезапно возникающих задачах и быстро принимать необходимые решения.
Для организованного проведения АСДНР в зонах ЧС планируется создание группировки сил и средств РСЧС.
Аварийно-спасательные формирования привлекаются для проведения АСДНР распоряжением начальника соответствующего Регионального центра ГОЧС.
Региональные поисково-спасательные службы привлекаются для ведения указанных работ решением начальника соответствующего Регионального центра, а территориальные - решением Председателя соответствующей территориальной Комиссии по чрезвычайным ситуациям.
По мере прибытия в район ЧС силы и средства РСЧС поступают в распоряжение соответствующей КЧС или иного органа управления, на который возложены задачи организации АСДНР (Правительственная комиссия, оперативная группа МЧС России или соответствующего территориального центра МЧС России).
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач по ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органов управления, сил и средств РСЧС, участвующих в мероприятиях по ликвидации ЧС.
В зависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.
При необходимости, для ликвидации ЧС, используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за порядок обеспечения возлагается на соответствующих председателей комиссий по ЧС.
4.1.6. Гражданская оборона населения в Российской Федерации
В период становления новой российской государственности правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства были закреплены путем принятия Закона Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 г. № 2416-1, определившего систему безопасности, её функции, порядок организации деятельности органов обеспечения безопасности и контроля за их работой.
Закон Российской Федерации «О безопасности» не только разграничил полномочия органов власти, но и установил порядок руководства государственными органами обеспечения безопасности и определил задачи федеральных органов государственной власти.
В Федеральном законе «Об обороне» от 31.05.96 г. № 61-ФЗ (в ред. - Федерального закона от 30.12.99 N 223-ФЗ) определено, что в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона (ГО), задачи и организация, которой определяются федеральным законом (статья 21).
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации были закреплены путем принятия Федерального закона Российской Федерации «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390 ФЗ. (Он отменил Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 г. № 2416-1).
Гражданская оборона охватывает многие стороны жизни государства в самых сложных ситуациях, когда решается судьба значительной части населения страны.
Международная правовая регламентация деятельности гражданской обороны сформулирована в дополнительном протоколе 1 к Женевской конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.,который принят в 1977 г.
В этом документе сформулированы задачи гражданской обороны, а также нормы защиты организаций, персонала и материальной части самой гражданской обороны в период вооруженных конфликтов. В статье 62 Протокола 1 указано, что гражданские организации гражданской обороны (аварийно-спасательные формирования) и их персонал пользуются уважением и защитой и имеют право выполнять порученные им задачи по гражданской обороне.
Уважение и защита распространяются на здания и материальную часть, используемые в целях гражданской обороны, а также на убежища, предоставляемые для гражданского населения.
Таким образом, при определении правового положения организаций гражданской обороны следует принимать во внимание два критерия:
· их неучастие в боевых действиях;
· основное назначение – гуманитарную деятельность.
В связи с этим, все изложенные выше конституционные и законодательные решения Российской Федерации, международные конвенции и другие документы подвели к необходимости принятия отдельного закона о гражданской обороне.
Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. № 28-ФЗопределяет:
· задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления;
· полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области гражданской обороны;
· порядок руководства ГО и состав гражданской обороны.
Гражданская оборона– это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности.
Гражданская оборона РФ состоит из:
· руководства;
· сил и средств.
Общее руководство ГО в стране, возложено на Правительство РФ.
Начальником ГО является Председатель Правительства РФ.
Первым заместителем начальника ГО РФ является Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Руководство ГО в субъектах РФ, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на руководителей исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, соблюдение сохранности накопленных средств индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.
Непосредственное руководство ГО РФ возложено на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основное направление ее развития и совершенствования.
Повседневное управлениегражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает:
· региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий;
· органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.
В органах исполнительной власти все уровней для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны, по решению их руководителей, создаются штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
ГО создана и функционирует по территориально – производственному принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управлений, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельности.
Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при видении боевых действий или вследствие этих действий.
Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения, а также в мирное время при чрезвычайных ситуациях, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ.
Граждане РФ принимают участие в ведении ГО в соответствии с федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ:
· проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.
Для выполнения мероприятий по ГО создаются службы ГО:
· федеральные;
· субъектов РФ;
· районные и городские;
· службы ГО организаций.
Для решения задач в области ГО воинские части и подразделения Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.
На вооружении войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ:
· мужчины в возрасте от 18 лет до 60 лет;
· женщины в возрасте от 18 лет до 55 лет;
· за исключением:
o военнообязанных;
o имеющих мобилизационные предписания;
o инвалидов 1, 2 или 3 группы;
o беременных женщин;
o женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
Для обеспечения выполнения мероприятий ГО в организации создаются штаб и службы ГО, которые проводят работу на основе решений начальника ГО – руководителя организации.
Штаб по делам ГО– это основной организующий и координирующий орган по вопросам гражданской обороны и защиты населения.
Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника ГО организации и несет полную ответственность за выполнение возл