Организация оповещения населения.

. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности - “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения. В РСЧС системы оповещения имеютнесколько уровней:

· федеральный;

· региональный;

· территориальный;

· местный;

· объектовый.

Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.

Система оповещения на любом уровне РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение:

· оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня;

· специальной аппаратуры и средств оповещения;

· каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.

Основной способ оповещения и информирования населения -передача речевых сообщений по сетям вещания.

При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.

Эвакуация населения.

Эвакуация относится к основным методам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по территориально-производственному принципу.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

4.1.4. Средства контроля и определения поражающих

факторов чрезвычайных ситуаций

Одной из основных задач по защите населения от поражающих факторов ЧС является выявление их в окружающей среде.

Для этого необходимы специальные приборы.

Приборы применяют для обнаружения радиоактивных, химических и биологических веществ в окружающей среде, определения границ районов загрязнения ОВ, РВ и заражения БС.

Основными направлениями в развитии современных приборов радиационной и химической разведки являются создание приборов дистанционного действия.

Для обнаружения радиоактивных веществ и измерения их излучений применяются дозиметрические приборы.

Для принятия мер защиты от воздействия ионизирующего из­лучения его необходимо своевременно обнаружить и количественно оценить (измерить). Наука, занимающаяся вопросами обнаруже­ния и измерения ионизирующих излучений, называется дозимет­рией. Одной из основных задач дозиметрии является создание при­боров, способных обнаруживать и измерять ионизирующее излу­чение. Такие приборы называются дозиметрическими.

Ионизирующие излучения невидимы, не имеют запаха, вку­са, цвета, не ощущаются физически. В то же время они, воздей­ствуя на различные среды, вызывают в них определенные физико-химические изменения, которые можно зарегистрировать.

В системе ГО наиболее ши­роко применяется переносной дозиметрический прибор - измеритель мощности дозы ДП-5В.

Измеритель мощности дозы ДП-5В. Он предназначен для измерения мощности дозы над радиоактив­но загрязнённой местностью, а также для измерения радиоак­тивного загрязнения различных объектов по гамма-излучению. Таким образом, при­бор ДП-5В относится по назначению и к дозиметрам, и к радио­метрам. В определенной степени его можно отнести и к спектро­метрам, так как ДП-5В позволяет обнаружить наличие конкретно­го излучения (бета-излучения).

Переносной измеритель мощности дозы ИМД-1. Прибор пред­назначен для измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, а также для обнаружения бета-излучения.

Бортовой измеритель мощности дозы ИМД-21Б. Прибор пред назначен для измерения мощности дозы гамма-излучения на местно­сти. Он выдает световой сигнал о превышении пороговых значе­ний мощности дозы. Измеритель мощности дозы ИМД-21Б является дозиметром. По способу использования он относится к бортовым средствам, уста­навливаемым на автомобили, бронетранспортеры, танки.

Дозиметрические приборы, используемые населением (бытовые). В последние годы, особенно после катастрофы на Чернобыльской АЭС, население проявляет повышенный интерес к радиацион­ной обстановке. При этом не следует забывать и о том, что люди подвергаются облучению от малоинтенсивных фоновых источни­ков излучения. Значение естественного радиационного фона ко­леблется в зависимости от местности, района города и в основ­ном составляет 0,05 - 0,20 мкЗв/ч (5 - 20 мкбэр/ч). В аномальных местах, где близко к поверхности расположены гранитные мас­сы, грунты или водные источники, содержащие повышенные концентрации естественных радионуклидов, вблизи домов, об­лицованных гранитом, он достигает 0,4 мкЗв/ч (40 мкбэр/ч).

Признано считать нормальный радиационный уровень 0,1-0,2 мкЗв/ч (10 - 20 мкбэр/ч), соответствующий естественному. Уро­вень 0,2 - 0,6 мкЗв/ч (20 - 60 мкбэр/ч) считается допустимым, свыше 0,6 мкЗв/ч (60 мкбэр/ч) - повышенным.

Бытовые дозиметрические приборы представляют собой осо­бый класс приборов (дозиметров и радиометров), предназначен­ных для выявления населением радиационной обстановки на ме­стности, в жилых, рабочих помещениях и других местах. Ими можно оценивать также загрязнение продуктов питания и воды. При этом оценку радиоактивного загрязнения (удельной или объемной активности) продуктов питания и воды проводят методом прямого измерения на расстоянии 1 - 5 см от исследуемого объекта массой не менее 1 кг или объемом не менее 1 л по разности результатов измерений излучения от объекта и естественного радиационного фона. Радиационный фон не должен превышать 0,1—0,2 мкЗв/ч (10-20 мкР/ч).

Комплект измерителей дозы ИД-1. Комплект предназначен для измерения поглощенных доз гамма - и смешанного гмма-нейтронного излучения.

Спектрометры. Приборы предназначены для регистрации и изме­рения энергетического спектра ионизирующих излучений. Они клас­сифицируются по виду излучений (альфа -, бета -, гамма - и нейтронные спект­рометры), принципу действия и конструктивным особенностям.

В сфере радиационного контроля окружающей среды с помо­щью спектрометров решается задача определения наличия в окру­жающей среде радионуклидов, отсутствующих в составе природ­ного фона, т.е. фиксируется наличие радиоактивного загрязнения техногенного характера, причем учитывается тип изотопов и их активность.

При крупных авариях на АЭС (типа чернобыльской аварии), а также при применении ядерного оружия радиоактивному загрязнению подвергаются обширные территории. Выявить радиационную обстановку на таких территориях наземными средствами практи­чески невозможно. Решение таких задач возлагается на воздуш­ную радиационную разведку с использованием аэромобильных средств. Так, после аварии на Чернобыльской АЭС с начала мая (1986 г.) были проведены тщательные авиационные обследова­ния практически всей европейской части СССР.

Приборы химической разведки служат для обнаружения ОВ, АОХВ, их идентификации (опознавания) и определения концентрации.

Они классифицируются:

1. По принципу работы:

· ручные;

· полуавтоматические;

· автоматические.

2. По способу использования:

· переносные;

· ботовые;

· стационарные;

· индивидуальные.

3. По месту использования:

· контактные;

· Дистанционные.

В ручных приборах, в частности, прокачивание воздуха через индикаторные трубки осуществляется вручную, а наличие ОВ (АОХВ) по ним определяется визуально.

В полуавтоматических при­борах воздух прокачивается автоматически с помощью электронасоса, а на­личие ОВ определяется визуально (по изменению окраски реактивов).

В автоматических приборах все процессы, в том числе выдача сигналов (звуковых и световых), осуществляются автоматически.

Переносные средства используют при ведении пешей хими­ческой разведки, а бортовые - при ведении разведки с использо­ванием автомашин (бронетранспортеров).

Индивидуальные сред­ства применяют для индивидуального химического контроля.

Контактные приборы для определения опасного вещества дол­жны находиться в зоне загрязнения, а дистанционные обнаружива­ют ОВ или АОХВ, находясь на определенном расстоянии от зоны (очага) заражения.

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Прибор пред­назначен для определения в воздухе, на местности, в сыпучих материалах наличия зарина, зомана, ви-газов, иприта, фосгена, синильной кислоты, хлорциана и др. Общий вид и комплектность ВПХР показаны на рис.

Полуавтоматический прибор химической разведки (ППХР). При­бор предназначен для решения тех же задач, что и ВПХР, прин­цип его работы аналогичен. Отличие состоит в том, что воздух через индикаторные трубки прокачивается с помощью ротацион­ного насоса, работающего от электродвигателя постоянного тока, а при низких температурах трубки подогреваются с помощью элек­трогрелки. Питается прибор от бортовой сети автомашин, на ко­торых ведется химическая разведка.

Универсальный газоанализатор УГ-2. Он обладает более широким диапазо­ном по определению АОХВ. Он предназначен для определения в воз­духе аммиака, хлора, сероводорода, оксида углерода, окислов азота и др. Прибор состоит из воздухозаборного устройства и комплекта индикаторных средств, в состав которых входят измерительные шкалы, индикаторные трубки, ампулы с индикаторными порош­ками и набор принадлежностей.

Более современными являются новые автоматизированные приборы, такие как «Колион-1», «Ганк-4», ионно-дрейфующий газосигнализатор ИДГ-010.

Индикаторные пленки. Наряду с приборами химического контроля применяют индикаторные пленки на ОВ и АОХВ. Рассмотрим их принцип действия. На одну сторону пленки нанесен реактив на ОВ или АОВХ, вторая сторона клейкая. Пленка крепится (прикле­ивается) на хорошо видимые места (на технику, оборудование и т.д.). При появлении паров или аэрозолей в воздухе она меняет цвет,

Индивидуальные средства химического контроля. Индивидуаль­ные средства химического контроля предназначены для принятия оперативного решения о возможности снятия средств индивидуальной защиты органов дыхания. Войсковой индивидуальный комплект химического контроля обеспечивает высокочувствительное обнаружение в воздухе и оценку заражен­ности воды фосфорорганическими веществами, ипритом, люи­зитом.

Специально для оснащения инспекторов и персонала на объек­тах хранения и уничтожения химического оружия в рамках реали­зации конвенциальной программы разработан индивидуальный малогабаритный автоматический газоанализатор, выдающий све­товой и звуковой сигналы оповещения.

Все рассмотренные средства химической разведки и химиче­ского контроля относятся к средствам контактного действия (ло­кальной разведки) и работают непосредственно в контакте с загрязнённым воздухом (местностью, предметом). Основным направлением дальнейшего развития средств химиче­ской разведки и контроля является создание приборов дистанци­онного действия с использованием различных физических методов.

Они значительно повышают эффективность разведки на больших территориях, обеспечивая ее высокую оперативность и достоверность. В ходе работы были про­ведены многочисленные исследования методов дистанционной диагностики физиологически активных веществ в атмосфере на основе использования практически всех существующих типов ла­зеров во всем диапазоне длин волн излучения. Создан комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н, который обна­руживает аэрозоли ОВ на площади 25 - 30 м2. Он размещен на са­моходном бронированном плавающем гусеничном шасси и мо­жет работать 3 ч непрерывно в автоматическом режиме от соб­ственных источников электропитания. Комплекс оснащен прибо­рами локальной радиационной, химической, биологической раз­ведки, средствами навигации, радиосвязи, коллективными и ин­дивидуальными средствами защиты экипажа.

Приборы биологической разведки (ПБР) служат для обнаружения факта применения противником биологического оружия и установления видовой принадлежности биологических средств. ПБР являются одним из основных средств ведения биологической разведки. С помощью ПБР осуществляется постоянный и повсеместный контроль за наличием в атмосфере аэрозолей биологических средств, подаётся сигнал в случае их появления и производится отбор проб. Наиболее общим фактом применения биологического оружия является нарастание общей насыщенности воздуха не только крупнодисперсным, но и мелкодисперсным аэрозолем. Такую информацию способны дать автоматически действующие струнные и фотоэлектрические счётчики и дистанционные локаторы аэрозолей на основе лазеров. Более достоверную информацию о биологической природе аэрозоля могут дать ПБР, основанные на методах определения белков, аминокислот, ферментативной активности микроорганизмов и т.п.

Все ПБР, как правило, состоят из:

· системы отбора пробы;

· регистрирующей системы;

· сигнальной системы.

ПБР в сочетании с методами специфического анализа обеспечивают комплексное решение основных задач, стоящих перед биологическим контролем.

4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других

неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

Одной из важнейших задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них поражающих факторов.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:

1. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них поражающих факторов.

Аварийно-спасательные работы проводятся под воздействием опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

2. Неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования поражённых из-под завалов, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

· разведку маршрутов движения;

· распределение участков работ;

· локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

· подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС поражающих факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

· розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т.ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);

· подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

· оказание первой, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

· вывоз (вывод) населения из опасных зон;

· санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, очищение территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения нормальных условий для жизни пострадавшего населения и деятельности объектов экономики в условиях ЧС.

Другие неотложные работы включают:

· прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;

· локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

· укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

· ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

· обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов;

· ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;

· санитарная очистка территории в зоне ЧС;

· первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Перечень видов АСДНР может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

АСДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями.

Успешное проведение АСДНР достигается:

· заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;

· экстренным реагированием на возникновение ЧС (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);

· непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь;

· поддержанием устойчивого взаимодействия и непрерывным ведением АСДНР днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований как штатных, так и нештатных;

· неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

· организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения работ, жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.

Для ликвидации последствий ЧС создаются координирующие органы, которыми являются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС):

· на территориальном (территория субъекта РФ) уровне - КЧС субъекта РФ;

· на местном уровне (территория города, района в городе) - КЧС местного самоуправления;

· на объектовом уровне (территория объекта) - КЧС объекта.

С момента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней становятся рабочими органами КЧС.

Органы управления по делам ГО и ЧС формируют оперативную группу. КЧС и оперативная группа (в особых случаях орган управления по делам ГО и ЧС в полном составе) поддерживают тесную связь с отделами внутренних дел и пожарной охраны. Все это позволяет оперативно получать сведения о внезапно возникающих задачах и быстро принимать необходимые решения.

Для организованного проведения АСДНР в зонах ЧС планируется создание группировки сил и средств РСЧС.

Аварийно-спасательные формирования привлекаются для проведения АСДНР распоряжением начальника соответствующего Регионального центра ГОЧС.

Региональные поисково-спасательные службы привлекаются для ведения указанных работ решением начальника соответствующего Регионального центра, а территориальные - решением Председателя соответствующей территориальной Комиссии по чрезвычайным ситуациям.

По мере прибытия в район ЧС силы и средства РСЧС поступают в распоряжение соответствующей КЧС или иного органа управления, на который возложены задачи организации АСДНР (Правительственная комиссия, оперативная группа МЧС России или соответствующего территориального центра МЧС России).

В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач по ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органов управления, сил и средств РСЧС, участвующих в мероприятиях по ликвидации ЧС.

В зависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.

При необходимости, для ликвидации ЧС, используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за порядок обеспечения возлагается на соответствующих председателей комиссий по ЧС.

4.1.6. Гражданская оборона населения в Российской Федерации

В период становления новой российской государственности правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства были закреплены путем принятия Закона Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 г. № 2416-1, определившего систему безопасности, её функции, порядок организации деятельности органов обеспечения безопасности и контроля за их работой.

Закон Российской Федерации «О безопасности» не только разграничил полномочия органов власти, но и установил порядок руководства государственными органами обеспечения безопасности и определил задачи федеральных органов государственной власти.

В Федеральном законе «Об обороне» от 31.05.96 г. № 61-ФЗ (в ред. - Федерального закона от 30.12.99 N 223-ФЗ) определено, что в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона (ГО), задачи и организация, которой определяются федеральным законом (статья 21).

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации были закреплены путем принятия Федерального закона Российской Федерации «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390 ФЗ. (Он отменил Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 г. № 2416-1).

Гражданская оборона охватывает многие стороны жизни государства в самых сложных ситуациях, когда решается судьба значительной части населения страны.

Международная правовая регламентация деятельности гражданской обороны сформулирована в дополнительном протоколе 1 к Женевской конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.,который принят в 1977 г.

В этом документе сформулированы задачи гражданской обороны, а также нормы защиты организаций, персонала и материальной части самой гражданской обороны в период вооруженных конфликтов. В статье 62 Протокола 1 указано, что гражданские организации гражданской обороны (аварийно-спасательные формирования) и их персонал пользуются уважением и защитой и имеют право выполнять порученные им задачи по гражданской обороне.

Уважение и защита распространяются на здания и материальную часть, используемые в целях гражданской обороны, а также на убежища, предоставляемые для гражданского населения.

Таким образом, при определении правового положения организаций гражданской обороны следует принимать во внимание два критерия:

· их неучастие в боевых действиях;

· основное назначение – гуманитарную деятельность.

В связи с этим, все изложенные выше конституционные и законодательные решения Российской Федерации, международные конвенции и другие документы подвели к необходимости принятия отдельного закона о гражданской обороне.

Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. № 28-ФЗопределяет:

· задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления;

· полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области гражданской обороны;

· порядок руководства ГО и состав гражданской обороны.

Гражданская оборона– это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности.

Гражданская оборона РФ состоит из:

· руководства;

· сил и средств.

Общее руководство ГО в стране, возложено на Правительство РФ.

Начальником ГО является Председатель Правительства РФ.

Первым заместителем начальника ГО РФ является Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководство ГО в субъектах РФ, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на руководителей исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, соблюдение сохранности накопленных средств индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство ГО РФ возложено на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основное направление ее развития и совершенствования.

Повседневное управлениегражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает:

· региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий;

· органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

В органах исполнительной власти все уровней для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны, по решению их руководителей, создаются штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

ГО создана и функционирует по территориально – производственному принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управлений, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельности.

Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при видении боевых действий или вследствие этих действий.

Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения, а также в мирное время при чрезвычайных ситуациях, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ.

Граждане РФ принимают участие в ведении ГО в соответствии с федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ:

· проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

Для выполнения мероприятий по ГО создаются службы ГО:

· федеральные;

· субъектов РФ;

· районные и городские;

· службы ГО организаций.

Для решения задач в области ГО воинские части и подразделения Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

На вооружении войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ:

· мужчины в возрасте от 18 лет до 60 лет;

· женщины в возрасте от 18 лет до 55 лет;

· за исключением:

o военнообязанных;

o имеющих мобилизационные предписания;

o инвалидов 1, 2 или 3 группы;

o беременных женщин;

o женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

Для обеспечения выполнения мероприятий ГО в организации создаются штаб и службы ГО, которые проводят работу на основе решений начальника ГО – руководителя организации.

Штаб по делам ГО– это основной организующий и координирующий орган по вопросам гражданской обороны и защиты населения.

Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника ГО организации и несет полную ответственность за выполнение возл

Наши рекомендации