Постановление Правительства РФ « О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995г.
Ныне действует Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
Положение о РСЧС определяет:
· принципы построения;
· состав сил и средств;
· порядок выполнения задач и взаимодействия основных структур;
· регулирует основные вопросы функционирования системы в РФ.
5. Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» 04.09.2003Г. №547 .
На основании этого документа было принято Положение «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера»
Настоящее Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах.
К этим законам, прежде всего, следует отнести:
1. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.01 N 3-ФКЗ.
2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.02 №1- ФКЗ.
3. Федеральный закон «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.96.
4. Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.01 № 197-ФЗ.
5. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.11 № 323-ФЗ.
6. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.94 № 69-ФЗ.
7. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
8. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ.
9. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
10. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.91 № 1244-1.
11. Закон РФ «О санитарно–эпидемическом благополучии населения» от 19.04.91.
12. Указ Президента РФ «О военной доктрине Российской Федерации» от 05.02. 10 N 146.
13. Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.97 № 1300.
14. Указ Президента РФ «Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» от 03.09.11.
В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.
Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.
4.1.2. Система защиты населени от поражающих
факторов чрезвычайных ситуаций
Для организованной защиты граждан, окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Она была создана согласно Федеральномузакону РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994г. (с изменениями в нем, введенными федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 годабыло утверждено "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций":
Единая государственная система предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций (РСЧС) решает вопросы, с помощью комплекса мероприятий, по защите населения, окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства в мирное время от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи, которые выполняет РСЧС:
· разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения;
· подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
· прогнозирование появления чрезвычайных ситуаций;
· оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС;
· надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организационная структура РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней (рис):
· федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
· региональный (федеральный округ) — территорию нескольких субъектов РФ. Региональный уровень включает районирование России по 8 регионам.
Региональный состав РСЧС включает регионы:
o Центральный (с центром в г.Москве);
o Северо-западный (г. Санкт-Петербург);
o Южный (г. Ростов-на-Дону);
o Северо-Кавказский (г. Пятигорск);
o Приволжский (г. Нижний Новгород);
o Уральский (г. Екатеринбург);
o Сибирский (г. Красноярск);
o Дальневосточный (г. Хабаровск).
· территориальный – территорию каждого из 83 субъектов РФ;
· местный - территорию района (города, населенного пункта);
· объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и ведомствах федерального подчинения для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.).
В субъектах РФ созданы территориальные подсистемы которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
РСЧС каждого уровня включают в себя:
· координирующие органы;
· постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
· органы повседневного управления;
· силы и средства;
· резервы финансовых и материальных ресурсов;
· системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующими органами единой системы являются:
· на федеральном уровне – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
· на территориальном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
· на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
· на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
· на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· на региональном уровне – региональные центры МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры);
· на территориальном уровне – управления МЧС России по делам гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
· на местном (муниципальном) уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
· на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления единой системы являются:
· центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
· центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
· центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
· дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
К силам и средствам единой системы относятсяспециально подготовленные силы и средствапредназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС:
· федеральных органов исполнительной власти;
· органов исполнительной власти субъектов РФ;
· органов местного самоуправления;
· организаций и общественных объединений.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации
Основу сил постоянной готовности составляют:
· аварийно-спасательные службы;
· аварийно-спасательные формирования;
· иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.
На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства РСЧС подразделяются на:
· силы и средства наблюдения и контроля;
· силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.
К этим силам и средствам относятся силы и средства:
· органов государственного надзора;
· гидрометеослужбы;
· ветеринарной службы и др.
Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть ЧС, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
· войска гражданской обороны;
· поисково-спасательную службу МЧС России;
· Государственную противопожарную службу МЧС России;
· соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий ЧС;
· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;
· учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.
Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Для предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера могут привлекаться силы и средства гражданской обороны в порядке, установленном федеральным законодательством.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение использования этих сетей и средств связи во время чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
· режим повседневной деятельности;
· режим повышенной готовности;
· режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.1.3. Методы, применяемые для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
Защитанаселенияотпоражающих факторов чрезвычайных ситуаций -это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение гибели человека и угрозы его здоровью от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Защита населения выполняется как в превентивном (предупредительном), так и оперативном (немедленном) порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.
Защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами:
· предприятий, учреждений, организаций;
· органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Защита населения страны осуществляется по территориально-производственному принципу, как в мирное, так и военное время.
Для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций используются следующие методы:
· подготовка;
· оповещение об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
· эвакуация.
Подготовка населения в области защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Этим Постановлением Правительство РФ утверждает порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
· население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
· руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
· работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Основными задачами подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
· обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
· обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
· выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.