Санитарная обработка помещений, мебели, медицинского оборудования и инструментария.
Дезинфекция (лат. de – приставка, означающая прекращение, устранение, inficio – зара-
жать; син. – обеззараживание) – комплекс мер по уничтожению вегетирующих форм патогенных и
условно-патогенных микроорганизмов. Существует два основных направления дезинфекции:
• профилактическая дезинфекция – предупреждение внутрибольничных инфекций;
• очаговая дезинфекция – обеззараживание в выявленном очаге инфекции.
Дезинфекцию можно осуществлять четырьмя методами: механическим, физическим, хи-
мическим и комбинированным
Методы дезинфекции медицинских инструментов
К основным методам дезинфекции медицинских инструментов относят их кипячение и по-
гружение в дезинфицирующие растворы.
Метод кипячения. Кипячение рекомендуют для медицинских изделий из стекла, металла,
термостойких материалов, резины. Кипятят в 2% растворе натрия гидрокарбоната в течение 15
мин.
Метод погружения в дезинфицирующий раствор. Для дезинфекции методом погруже-
ния используют следующие растворы.
• 3% раствор хлорамина Б с погружением медицинских инструментов на 60 мин (для обработки
инструментов в туберкулёзных стационарах – в 5% раствор хлорамина на 240 мин).
• 6% раствор водорода перекиси с погружением на 60 мин или 4% раствор – на 90 мин.
• 2% раствор глутарала с погружением на 15 мин.
• 70% раствор спирта с погружением на 30 мин. Стерилизация (лат. sterilis – бесплодный) – полное освобождение какого-либо вещества
или предмета от микроорганизмов путём воздействия на него физическими или химическими фак-
торами. Предстерилизационной очистке должны подвергаться все медицинские изделия много-
кратного использования перед их стерилизацией и/или дезинфекцией с целью удаления белковых,
жировых, механических загрязнений, а также лекарственных препаратов.
Разъёмные изделия подлежат Предстерилизационной очистке разобранном виде в сле-
дующем порядке.
• Ополаскивание проточной водой в течение 30 с.
• Замачивание в моющем комплексе («Биолот», «Лотос») при пол ном погружении изде-
лия в течение 15 мин при температуре 50 °С
• Мойка каждого изделия с помощью ерша, ватно-марлевого тампона или щётки в мою-
щем комплексе в течение 30 с.
• Ополаскивание проточной водой при применении «Биолота» в течение 3 мин, «Лотоса-
медицинского» в течение 10 мин.
• Выдерживание в дистиллированной воде в течение 30 мин.
• Сушка горячим воздухом при температуре 80–85 °С до полною исчезновения влаги.
Контроль качества Предстерилизационной обработки медицинского инстру-
ментария
Предстерилизационную обработку считают эффективной, если на изделиях после обработ-
ки не обнаружены остаточные количества крови с помощью амидопириновой или азопирамовой
пробы.
Раствор для проведения амидопириновой пробы: непосредственно перед проведением
пробы смешивают равные количества (по 2–3 мл) 5% спиртового раствора аминофеназона («Ами-
допирина»), 30% раствора уксусной кислоты и 3% раствора водорода перекиси.
Раствор для азопирамовой пробы: для приготовления 1-1,5% раствора азопирама разво-
дят солянокислый анилин в 95% растворе 5 этилового спирта. Готовый раствор может храниться в
плотно закрытом флаконе в темноте в холодильнике в течение 2 мес., при комнатной температуре
(18–23 °С) – не более 1 мес. Непосредственно перед пробой готовят рабочий раствор, смешивая
равные количества азопирама и 3% водорода перекиси. Рабочий раствор может быть использован
в течение 1-2 ч. При более длительном хранении возможно спонтанное окрашивание реактива в
розовый цвет. Нельзя подвергать проверке горячие инструменты, а также держать раствор на яр-
ком свете или вблизи нагревательных приборов.
Для проверки пригодности рабочего раствора азопирама 2-3 капли его наносят на кровяное
пятно. Если не позже чем через 1 мин появляется фиолетовое окрашивание пятна, переходящее
затем в синее, реактив годен к употреблению.
Технология постановки пробы (применяют для многоразовых медицинских инструмен-
тов). На нестерильную вату наносят реактив. Через несколько секунд при отсутствии цветовой
реакции на вате ей протирают поршень шприца, цилиндр с наружной стороны, иглы, канюлю. За-
тем заливают реактив в цилиндр шприца, пропускают его через шприц на другую вату (проверяет-
ся цилиндр шприца). После этого на шприце закрепляют иглу, вновь наливают в цилиндр реактив
и пропускают его через шприц и иглу (проверяется игла).
Интерпретация результата: при наличии кровяных загрязнений на вате появляется сине-
зелёное (положительная амидопириновая проба) или фиолетово-синее (положительная азопирамо-
вая проба) окрашивание.
Если проба положительная, повторный контроль инструментов следует проводить ежедневно до получения
3-кратного отрицательного результата.
Самоконтроль в лечебно-профилактическом учреждении проводят не реже 1 раза в неде-
лю. Контролю подвергают 1% одновременно обрабатываемых изделий одного наименования, но
не менее 3-5 единиц. Сотрудники санитарно-эпидемиологической станции контроль качества
Предстерилизационной очистки проводят 1 раз в квартал.
Дезинфекция помещений, предметов обстановки процедурного кабинета
Её осуществляют путём двукратного протирания ветошью, смоченной в 1 % растворе хло-
рамина Б с моющим средством или в 3% растворе водорода перекиси с моющим средством.
Обработка ветоши:
1) погружение в один из растворов (1% раствор хлорамина Б, 0,5% раствор кальция гипо-
хлорита) на 60 мин перед использованием;
2) кипячение в 2% содовом растворе в течение 15 мин. Если предметы обстановки или ветошь загрязнены кровью, следует немедленно перейти на
режим обработки с использованием 3% раствора хлорамина Б.
Текущая уборка процедурного кабинета. Её проводят 2 раза в день с применением 1%
раствора хлорамина Б. Ультрафиолетовое облучение и проветривание кабинета осуществляют 4
раза в день по 15–20 мин (после уборки и в процессе работы помещение следует облучать стацио-
нарными или передвижными ультрафиолетовыми лампами).
Генеральная уборка процедурного кабинета. Её выполняют 1 раз в неделю с примене-
нием 500 г 5% раствора хлорамина Б на 10 л воды.
Приготовление рабочих дезинфицирующих хлорсодержащих растворов
Хлорсодержащие дезинфицирующие растворы применяют для обеззараживания различ-
ных помещений, туалетов, предметов ухода, посуды, выделений пациентов и пр. Приготовление
дезрастворов должно проводиться централизованно в специально оборудованных помещениях,
имеющих приточно-вытяжную вентиляцию.
Необходимое оснащение.
• Защитная одежда (длинный халат, шапочка, клеёнчатый фартук, респиратор, защитные
очки, резиновые перчатки, сменная обувь).
• Сухая хлорная известь, хлорамин Б (сухой порошок).
• Ёмкости (эмалированные, пластмассовые или из тёмного стекла) для дезинфицирующих
растворов с обязательной маркировкой.
• Мерная посуда (1л, 10 л) с маркировкой.
• Деревянная лопатка для размешивания раствора.
• Вода.
• Средства личной гигиены (полотенце, мыло). Порядок приготовления 10% раствора
хлорной извести.
1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть спецодежду, про-
верить оснащение, отметить время начала процедуры.
2. Налить в ёмкость 2–3 стакана воды.
3. Осторожно всыпать туда 1 кг сухой хлорной извести и тщательно размешать, разминая
комочки.
4. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать до однородной массы.
5. Плотно закрыть ёмкость крышкой и оставить на сутки в тёмном помещении; раствор
необходимо перемешать несколько раз в течение суток.
6. Через сутки слить отстоявшийся раствор в другую ёмкость (процедуру также проводить
в защитной одежде), сделать на ней надпись о дате приготовления и хранить в тёмном месте.
7. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки.
Порядок приготовления 1% раствора хлорной извести.
1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть спецодежду,
проверить оснащение, отметить время начала процедуры.
2. Налить в ёмкость 1 л 10% раствора хлорной извести (для получения 0,5% раствора
хлорной извести – 0,5 л).
3. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать.
4. Плотно закрыть ёмкость крышкой и сделать на ней надпись о дате приготовления.
5. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки. Такой раствор используют
для работы сразу после его приготовления.
Процедура приготовления раствора хлорамина Б также должна выполняться с соблюдени-
ем всех правил техники безопасности, в защитной одежде и с обязательной маркировкой ёмкостей
с жидкостью. Для получения 1% раствора хлорамина Б нужно 10 г сухого хлорамина Б сначала
тщательно размешать в специальной ёмкости и затем долить водой до метки 1 л.
Обеспечение здорового микроклимата
1. Для поддержания здорового микроклимата (в прямом смысле, т.е. в плане физиче-
ских параметров в помещении) в лечебном учреждении необходимо соблюдать определённые тре-
бования, предъявляемые к основным параметрам, обеспечивающим здоровый фон окружающей
пациента среды. Особое внимание рекомендуется уделять следующим факторам (табл. 3-9):
• освещению: естественному (солнечный свет), искусственному;
• вентиляции: проветриванию, кондиционированию),
• отоплению (может быть водяным, паровым, воздушным)
Санитарно-гигиеническая уборка помещений
Флоренс Найтингейл ещё в 1860 г. в своей книге «Записки об уходе» («Notes on Nursing»)
впервые подняла проблему влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья, а
уход за больным определила как «...действие по использованию окружающей пациента среды в
целях его выздоровления». Особо Ф. Найтингейл подчёркивала важность таких факторов окру-
жающей пациента среды, как чистота, свежий воздух, тишина, правильное питание.
Обеспечение санитарно-гигиенического режима в лечебном учреждении предусматривает
тщательную регулярную уборку помещений. Тщательная влажная уборка больничных помещений
и содержание в чистоте оборудования, медицинского инвентаря, предметов по уходу, мебели –
обязательное условие соблюдения правил санитарно-гигиенического режима в лечебном учрежде-
нии (табл. 3-10).
Таблица 3-10. Общие правила санитарно-гигиенической уборки больничных помещений
Мероприятия по
санитарно-
гигиенической
уборке
Основные требования к санитарно-гигиенической уборке Кратность проведения уборки
1 2 3
Влажная уборка Мытьё полов, протирание дверей и дверных ручек, подоконни-
ков, мебели, оборудования; обязательно применение моющих и
дезинфицирующих растворов
2 раза в сутки и чаще
Протирание внут-
ренних оконных
стёкол
Использование жидких моющих средств Не реже 1 раза в месяц
Протирание окон-
ных стёкол снаружи
Использование жидких моющих средств Не реже 1 раза в 4 мес.
Генеральная уборка
палат и кабинетов
Мытьё стен, полов, дверей и дверных ручек, подоконников,
мебели, оборудования, светильников, защитных жалюзи, обра-
ботка потолков и пр.; обязательно применение моющих и де-
зинфицирующих растворов
Не реже 1 раза в месяц
Генеральная уборка
процедурных и
перевязочных
Влажная уборка с освобождением помещений от оборудования
и мебели
1 раз в неделю
Проветривание
палат, кабинетов
Проветривание с открыванием форточек и оконных створок Не менее 4 раз в сутки
Уборка пищеблока Мытьё стен, осветителей; дезинфекция помещений с примене-
нием 1% раствора хлорной извести (1% раствора хлорамина Б")
Ежедневно
Уборка буфетной Мытьё посуды горячей водой с дезинфицирующим раствором
и стерилизация её (в воздушном стерилизаторе) в течение 1 ч
при температуре 180 °С; уборка помещения с применением
растворов дезинфицирующих средств
После каждой раздачи пищи Мероприятия по
санитарно-
гигиенической
уборке
Основные требования к санитарно-гигиенической уборке Кратность проведения уборки
1 2 3
Смена белья в пала-
тах
Грязное бельё собирают в специальные клеёнчатые мешки или
бельевые тележки
Не реже 1 раза в 7 дней и по мере
загрязнения
Уборка санузлов
Мытьё ванн после каждого больного тёплой водой с мою-
щим (мыльным) раствором, затем обработка 0,5% раство-
ром хлорной извести или 1-2% раствором хлорамина Б; мы-
тьё унитазов 0,5% раствором хлорной извести
Несколько раз в день и по мере
загрязнения
Обработка под-
кладных суден и
мочеприемников
Замачивание суден (мочеприёмников) в дезинфицирующем
растворе (время выдержки зависит от применяемого рас-
твора, например в 0,5% растворе хлорной извести следует
выдерживать 60 мин) и промывание под струёй горячей
воды с помощью ёршиков
Постоянно (по мере использо-
вания)
Уборку проводят щёткой, шваброй, тряпками, смоченными дезинфицирующим раствором.
Уборка палат. В палате уборку следует начинать с прикроватных тумбочек: стирают
пыль, убирают всё лишнее, оставляют мыло, зубную пасту, печенье, варенье, конфеты, книги.
Фрукты и скоропортящиеся продукты должны находиться в холодильнике. Затем вытирают пыль
с поверхности кроватей, радиаторов, труб, с подоконников, плафонов, мебели. Во время уборки
должно быть тихо. Движения младшей медсестры не должны беспокоить больных. Убирать сле-
дует чисто, не пропуская углы и труднодоступные места. Подметать палату нужно по направле-
нию к двери, мусор подбирать совком и выносить в мусоропровод или сжигать.
Уборка коридоров. В коридорах протирают влажной тряпкой двери, панели, мебель, руч-
ки, завершают уборку мытьём пола раствором хлорной извести.
Оснащение и уборка туалетных комнат. Туалетные комнаты должны быть хорошо изо-
лированы от прочих помещений, иметь промежуточный шлюз, надёжно действующую вытяжную
вентиляцию, достаточное освещение. Здесь следует разместить закрытые шкафы для суден, моче-
приёмников, посуды для сбора кала и мочи. Уборочный инвентарь должен быть отдельным для
палат и туалетных комнат, применяться строго по назначению. Он должен иметь со-
ответствующую маркировку, содержаться в чистоте. Щётки, ветошь, тазы регулярно промывают
горячей водой, а ветошь просушивают. Ерши для мытья суден и мочеприёмников («уток») также
промывают водой и дезинфицируют. Ванны, подкладные судна, мочеприёмники моют и дезинфи-
цируют после каждого употребления 0,5% раствором хлорной извести. Судна, «утки» тщательно
промывают горячей водой и дезинфицируют 2% раствором хлорамина Б.
Если у больного обнаружено инфекционное кишечное заболевание, кал заливают 20% рас-
твором хлорной извести на 2 ч, а потом опорожняют судно. Чистые судна, «утки» хранят в туалет-
ных комнатах в специальных гнёздах. В некоторых больницах имеются машины для мойки суден.
Туалетные комнаты убирают по мере надобности и хорошо проветривают, чтобы не было
запаха. Раковины, унитазы, писсуары, баки для хранения воды, плевательницы моют ежедневно
горячей водой с мылом, 2% содовым раствором и дезинфицирующим раствором; бурые пятна
протирают уксусной кислотой. Уборку туалетных комнат младшая медсестра должна проводить в
резиновых перчатках. После уборки она должна мыть руки с мылом и с помощью 2% раствора
хлорамина Б, который должен быть в каждой туалетной комнате.